Татуировка в Пазырыкской культуре

Пазырыкская культура — археологическая культура «скифского круга», которая существовала в раннем железном веке (V-III века до нашей эры). Основные находки предметов были сделаны в Горном Алтае. Благодаря накопившейся в грунте мерзлоте, ряд мумифицированных тел, представителей пазырыкской культуры, хорошо сохранились, и на них можно рассмотреть и изучить татуировки возрастом в две с половиной тысячи лет. Учёные предполагают, что татуировка была важнейшей частью культуры пазырыкцев и делалась всем членам общества, независимо от статуса и пола.

Пазырыкские курганы

Пазырыкская татуировка имеет длинную и очень интересную историю. Первое тело татуированного мужчины было обнаружено в 1948 году во втором пазырыкском кургане Сергеем Мироновичем Руденко. Поскольку мумия стала быстро разлагаться, там же на месте им пришлось это тело препарировать. В Эрмитаж попало не само мумифицированное тело с татуировкой, а только части кожи, покрытые рисунками. Голова, отрубленная грабителями и одна рука.

Долгие годы это был единственный образец древней Пазырыкской татуировки, совершенно замечательный по своим художественным достоинствам и абсолютно необычный, потому что ничего подобного ранее найдено не было. Эта татуировка породила очень много гипотез, всевозможной интересной литературы, статей.

Дальнейшее развитие показало, как неосторожно делать выводы на одной единственной находке, потому что примерно через 40 с лишним лет, в 1993 году, на плато Укок была обнаружена ещё одна мумия женщины и тоже с татуировкой.

Женщина с Укока

До этого было сказано, что, скорее всего, пазырыкцы наносили татуировку только на высокопоставленных членов своего общества и, конечно, это были мужчины.

Когда было обнаружено тело, во-первых, женщины, во-вторых, не столь высокопоставленной (она относилась к знати среднего ранга – небольшой курган), это сразу опровергло те теории, которые существовали до этого момента. Скорее всего, татуировка была распространена у пазырыкцев шире, чем думали ранее. Она не была прерогативой только каких-то выдающихся членов общества. И никак не относилась только к мужчинам. Татуированными могли быть и женщины.

А когда через несколько лет, в 1995  году, Вячеславом Ивановичем Молодиным была обнаружена мумия мужчины в совершенно небольшом кургане, рядовом погребении, и на этой мумии была тоже прекрасная татуировка, эта теория как бы получила свой полное завершение.

Стало понятно, что для пазырыкцев татуировка была одной из немаловажных черт их культуры. И татуированы были все – мужчина, женщины, рядовые или знатные.

Мумии, которые хранились в Эрмитаже, буквально через 60 лет после того, как они туда попали, просмотрели в инфракрасном излучении, сделали фотографии. Оказалось, что все мумии царственных мертвецов, которые долгие годы хранились в Эрмитаже, были тоже покрыты великолепной татуировкой, которая сейчас стала широко известна.

Какой главный вывод? Пазырыкскую культуру можно назвать культурой татуированных тел. Потому что все пазырыкцы были татуированы. От мала до велика, но в разной степени.

В 2006 году В.И. Молодиным совместной экспедиции немецко-монгольско-российской в Монголии было обнаружено погребение замёрзшего мужчины. Тело почти не сохранилось. Когда уже в Улан-Баторе занимались тем, что снимали с него одежду, на нём тоже были обнаружены следы татуировки. Это было очень важно подтвердить ещё раз, что и рядовые члены общества имели татуировку также как  и высокопоставленные.

В таком случае возникает вопрос: почему в этой культуре тела её носителей были украшены орнаментами? Зачем это было сделано? Самое интересное состоит в том, что это были рисунки, которые повторяли образы пазырыкского искусства. Мы не увидим там ничего нового, чего не было бы в их деревянной резьбе, в кожаных аппликациях, аппликациях по войлоку. Это всё те же образы зверей, птиц и даже рыб. На телах пазырыкцев повторялся весь образный язык пазырыкской культуры. Все то, что нам было известно и ранее. Только другим способом.

Татуировка мужчин и женщин, как мы сейчас видим, несколько отличалась. Но не образами, которые на ней изображались, а именно тем, что женская татуировка была выполнена более мелкими рисунки. Там не было изображений крупных зверей  и очень сильно зачерненных, как это было на мужских татуировках. Вот собственно и все различия. А образный строй был одинаковый – что у мужчин, что и у женщин.

Мумия вождя из 5 кургана

Таким образом, как нам представляется, когда пазырыкцы наносили татуировку, они как бы отмечали каждого члена своего сообщества. Татуировка – это своего рода язык пазырыкской культуры, так же как и всё их искусство. Но каждый член общества, на теле которого этим языком был нанесён определенный текст, становился и носителем этой культуры, каких-то сокровенных её законов и тайн.

Можно спросить о том, что же она обозначала? Мы никогда точно не узнаем ответа на этот вопрос. Фантазировать на эту тему можно бесконечно. Можно сказать всё что угодно, но это никогда не будет истиной. Например, в Дагестане до сих пор иногда можно увидеть на женщинах следы татуировки. И когда расспрашивают о том, что это обозначает, почему они повторяют то, что делали их бабушки, прабабушки, они уже не могут этого объяснить. Осталась только сама традиция, а смысл её утерян. Но многие ей следуют потому что им кажется, чт  эта татуировка их от многого оберегает.

Наверное, в любом древнем обществе одним из очень главных свойств татуировки была функция оберега. Помимо информационной составляющей она ещё была и  оберегающей функцией, судя по этнографии.

Кто-то считает, что очень много татуировок связано с лечебными функциями. Одно не исключает другое. Может быть и так. Возьмём того же Айсмена, очень известную мумию, которая была случайно найдена – одна из самых древних мумий, 5300 лет, эпоха неолита. На теле этого мужчины было обнаружено около 68  всевозможных татуированных знаков. И как считают те, кто его изучал эту мумию, знаки были нанесены на какие-то болезненные места не его теле. На суставы, на кости. То есть каким-то образом эти геометрические знаки были связаны с его заболеваниями.

Также Сергей Иванович Руденко считал в своё время, что такие точки вдоль позвоночника на теле мужчины Второго Пазырыкского кургана также связаны с какими-то лечебными функциями.

Многогранно значение татуировок. Но истины мы не узнаем никогда, мы можем только предполагать, догадываться и вот это такой островок тайны останется надолго. Потому что пазырыкцы об этом сами рассказать не могут, а мы сами можем строить только всевозможные гипотезы.

Что ещё можно сказать по поводу пазырыкских татуировок? Как ни странно, недавно, в 2014 году была обнаружена тоже мумия женщины, эпохи первого Царства, далеко от Пазырыка, в Египте. Французские археологи разбирались с дано известными мумифицированными телами периода Нового Царства, 10 век до н.э. и на одном из торсов женщины заметили следы каких-то рисунков, которые оказались татуировками.

Это вызвало целую сенсацию, публикацию в главном мировом научном журнале, потому что это был удивительный случай, потому что женские татуировки в Египте не были известны как и вообще татуировки. При том, что мы знаем  в Египте было найдено, они там хранятся, много сохранившихся  мумий.

На теле этой женщины на её торсе было обнаружено около 38 татуировок, причём фигуративных, не просто знаки как на Айсмене, геометрические крестики или точки. Это были настоящие рисунки. Они были в египетской традиции, там было Окогора, лотосы, рисунки были на видимых местах.

Всё это вызвало целую волну гипотез о том, что до сих пор роль женщины в жизни религиозного Египта вероятно преуменьшалась. Судя по этим татуировкам, дама могла быть могла быть служительницей богини Хатхор (радости, небес, любви) и вообще она могла быть и мудрецом, целительницей, сказительницей, жрецом и т.д. и т.п.

Пазырык
Изображения "копытных грифонов" на татуировках

Такая одна находка мумифицированного не тела, а только торса вызвала такую волну всевозможных гипотез и впечатлений. Собственно это похоже на то, что было и у нас, когда была найдена мумия женщины с татуированными знаками на руках. Тогда тоже было много предположений о том, что она могла выполнять какие-то особые функции.

Но это не знак её каких-то особых функций, поскольку татуировки были распространены повсеместно в культуре. Каждая пазырыкская женщина имела достаточное количество татуировок на своём теле и количество из зависело от того, насколько долго она прожила. Но, как правило, татуировки в традиционных культурах начинают наноситься в возрасте 8-12 лет и продолжаются в течение жизни в связи со сменой статуса.

Что мы знаем ещё из традиционных культур? Чаще всего татуировки почему-то наносили женщины. Это был женский труд. Например, изучавшие индейцев Бразилии Леви Стросс писал, что женщины-художницы разрисовывают кожу сосуды и  делают татуировки. А мужчины скульпторы. Великолепные рисунки делали именно женщины. Может быть, так было и в Пазырыке. На этот вопрос мы тоже ответить не можем.

Мы можем ответить на вопросы, которые можем изучить с помощью современных методов. Например, какой краситель использовался? Этот вопрос был решён с помощью междисциплинарного исследования, когда в институте катализа и неорганической химии был сделан анализ того вещества, которое использовалось для нанесения татуировок на тело женщины из Акилохитки.

Оказалось, что это была обычная сажа. И это естественно, потому что как раз сажа чаще всего используется и в традиционных татуировках. Это самый удобный компонент. Обычно наносился рисунок, потом делались по нему наколы, потом опять втиралась сажа. Сажа иногда была смешана с жиром или другими компонентами. Их довольно большое количество. Этот рисунок на белом теле был синеватого цвета.

Интересно то, что с каждым компонентом татуировки тоже связаны какие-то определённые представления. Сажа тоже откуда-то бралась. Например, для того, чтобы делать татуировки в традиционных культурах иногда брали сажу с котла, который стоял в очаге. Тем самым как бы приобщая к огню дома, рода и вообще к огню племени.

То есть каждый шаг, каждый жест связанный с татуировкой, нёс на себе какую-то важную функцию, которая нам тоже сейчас не совсем понятна. Но понятно, что это было какое-то сакрализованное действие. Потому что татуировка – болезненный, длительный процесс. И вот через это преодолевание боли общество как бы писало на телах его членов свои законы, представления. Оно делало человека не просто физическим телом, телом социальным.

Каждое бесписьменное общество ориентировано не на умножение каких-то своих «текстов», а именно на повторение того, что уж есть. Для этого использовались определённые мнемонические знаки. В данном случае, такими знаками были образы пазырыкского искусства. И татуировка – какой-то определённый текст, который должен был помнить, знать каждый член этого сообщества.

В древности татуировки были распространены довольно широко. Об этом пишут древние историки. В частности Геродот упоминает о некоторых татуированных племенах. Убедиться так ли это было, мы не можем. Есть, например, сведения о том, что скифские женщины, фракийским женщинам насильно наносили татуировки на их тела, как знак унижения. И потом эти женщины были вынуждены покрывать свои тела татуировкой, чтобы затерялись эти знаки.  Это свидетельство древних авторов.

Так ли это было на самом деле – трудно узнать. Многие археологи думают, что какие-то орнаменты глиняных фигурках или например оленные камни с изображениями можно трактовать как передачу татуировок на телах воинов или на телах женщин, например, в трипольской культуре. Всё может быть. Но так ли это – мы никогда не узнаем.

И только такие удивительные случаи, как находки пазырыкских мумий, могут действительно показать нам, что  татуировка существовала на самом деле. И она была такого высокого уровня, что нельзя её с чем-то сравнить. Ведь татуировка не терпит исправлений, невозможно ничего стереть. Это должен быть выверенный, чёткий узор, нанесённый на  тело, кожу.

Мы видим, насколько это всё взаимосвязано, красиво, насколько интересно сделаны композиции. Это мастерство высокого качества, которое сейчас повторяют, но сейчас это значительно проще. И это всё копия, что делается сейчас. Это надо было сделать, придумать. А сейчас это бездумные копии, а тогда это имело большой смысл и значение.

Только тот, кто имел татуировку, был членом пазырыкского общества. Без неё человек был вне этой культуры и этого общества. Вероятно, обряд получения первой татуировки был очень важен, а потом жизнь либо добавляла эти татуировки, либо знак этот оставался один. Всё зависело от того: кто он был, что он делал и сколько он жил.

Пазырыкские татуировки просто не с чем сравнить, потому что в этот период мумии нигде не сохранялись в Сибири. Самое ближайшие соседи – это племена, которые жили в Синьцзяне. Там в силу других обстоятельств сохранились мумии людей той же культуры, что и синхронна Пазырыку. Она похожа во многом. Большое сходство в одежде, в предметах быта. Но если мы посмотрим на татуировки, что увидим, что это совершенно разные подходы и совершенно разные образы.

Пазырыкский ковёр

Если Пазырык – это потрясающее буйство, искусство, красота, образы зверей фантастические, то, что мы видим в их культуре, в Синьцзяне – только татуированные кисти рук у мужчин и женщин и эта татуировка даже не образы, не фигуративное искусство, а просто геометрические узоры, которые покрывают полностью кисти рук. Ничего общего с пазырыкской татуировкой они не имеют. Это не искусство, а простой способ отметить какие-то сделать знаки, заметки на руках. Поэтому пазырыкское искусство даже на фоне того, что мы сейчас – нечто особенное.

Даже если когда-то найдутся мумии других синхронных культур и нам станет что-то известно большее о татуировках того времени, Пазырык останется уникален именно тем, что уникальная его культура, тот образный строй их, который они воплотили в деревянной резьбе, войлочных аппликациях и то, что потом было перенесено в виде рисунков на их тела. Это совершенно неповторимо, может быть только у них.

В этом и заключается феномен Пазырыка, который нашёл наиболее полное воплощение именно в татуировках, потому что это связано непосредственно с человеком.

Не одежда даже является главным показателем культурной идентичности. Одежда может быть похожа у родственных и рядом живущих народов потому, что она часто отвечает каким-то природным обстоятельствам или следует за модой. Но то, что наносится на тело – глубоко индивидуально.

Это то, что ставит человека в какое-то соотношение не только внутри его собственного общества, но и с его предками, с теми, кто уже давно умер и когда он уйдёт в иной мир, его место уже предопределено его татуировками. Это тоже очень важно.  Это настолько важный знак в культуре, который перекрывает все иные культурные знаки.

Полосьмак Наталья Викторовна, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник Института археологии и этнографии