Археологические памятники с. Мыюта

В разные годы археологи осматривали некоторые участки долины реки Сема - одного из самых крупных притоков реки Катунь на Северном Алтае,. Так, например, из устного сообщения Ю.Ф. Кирюшина стало известно, что в верховьях им обнаружено несколько небольших курганов с каменной наброской и собран подъемный материал в виде керамики афанасьевской культуры и отщепов.

Мыюта
Мыюта. Фото Е. Гаврилова

В начале 90-х годов XX века, при разработке дорожного карьера, в нескольких километрах ниже по течению реки Сема от села Шебалино, строителями было разрушено несколько курганов раннего железного века и стоянка финального палеолита.

В 2002 году, в урочище Толгоек, входящего в систему реки Сема, в районе села Шебалино археологами из Горно-Алтайска В.И. Соёновым, Т.А.Вдовиной, С.В.Трифановой было осмотрено местонахождение петроглифов, выполненных техникой пикетажа.

В 2003 году в ходе обследования долины реки Сема в районе села Мыюта А.П. Бородовским был обнаружен новый петроглифический комплекс Мыюта-3.

Наскальные изображения нанесены на выступах зеленовато-коричневой породы к юго-востоку от одноименного села. Скальная поверхность с изображениями имеет юго-западную экспозицию. Петроглифы расположены на нескольких скальных плоскостях и выполнены в разной технике.

Фигуры копытных животных (козлов, маралов) в основном выполнены в технике выбивки. Часть этих изображений перекрывает друг друга. В целом петроглифическое местонахождение Мыюта-3 представлено пятью композициями, содержащими от двух до десяти рисунков. Общее количество изображений составляет около тридцати наскальных рисунков (выбивок и гравировок).

В 2008 г. А.П. Бородовским в петроглифическом комплексе Мыюта-3 выявлены гравировки эпохи средневековья, которые занимают особое место.

Изображения нанесены на скальном блоке, расположенном на самом возвышенном участке относительно всех наскальных рисунков мыютинских петроглифов.

В состав гравировок Мыюта-3 входит несколько рисунков. Среди них два изображения лучников, три изображения орлов и два изображения маралов. Сверху часть этих гравировок перекрыта грубой антропоморфной выбивкой более позднего происхождения.

Композиционно изображения стреляющих лучников нанесены на противоположных сторонах плоскости скального выступа. Один лучник изображен с двумя стрелами в районе пояса. Наконечник стрелы, изготовленный для стрельбы, имеет ромбические очертания.

В одной из его лопастей изображено круглое отверстие. Наконечники такого типа были распространены на Саяно-Алтае с конца VI по XIV век н.э. Оперение стрел прорисовано в виде эллипсов. За спиной у лучника изображен развивающийся стяг на древке. Стяг имеет одностороннее приостренное навершие на древке и три выступающих хвоста на полотне знамени. Один из них расположен в верхней части стяга, а два других – на его нижнем крае.

Второй лучник изображен с натянутым луком. В районе пояса, как и у первого лучника, у него изображена стрела с наконечником ромбического типа без оперения. Одна из его рук нарисована согнутой в локте, натягивающей тетиву. Плечи у луков на изображениях лучников симметричны и выгнуты наружу. Общие размеры луков на гравировках составляют почти половину от общей высоты фигур лучников. Наличие стрел в районе пояса лучников соответствует одному из способов ношения стрел на поясе для удобства и скорострельности стрельбы.

Между лучниками мыютинских гравировок располагается фигура марала с стрелой в районе гортани. Она аналогична изображениям стрел у двух лучников (ромбический наконечник и эллипсоидное оперение). Тело животного заштриховано горизонтальными (шея) и вертикальными (туловище) линиями, вероятно, изображающими шерсть животного.

Гравировки древнетюркского времени в Мыютинском петроглифическом комплексе
Гравировки древнетюркского времени в Мыютинском петроглифическом комплексе. 1- изображение лучника; 2 - изображение человека и марала; 3 - изображение орлов; 4 - изображение лучника с знаменем.

 Перед мордой оленя изображена фигура человека меньшего размера, чем лучники. Эта композиция мыютинских петроглифов имеет определенные аналогии с гравировками Калбак-Таша.

В центральной части гравировки, ниже антропоморфных изображений и рисунков копытных животных, нанесены две фигуры орлов в геральдической композиции.

Над гравировками двух орлов нанесен современный рисунок головы птицы, выполненный в реалистичной манере. Кроме стиля, это изображение отличается отсутствием патинизации линий изображения.

В целом вся мыютинская гравировка эпохи средневековья представляет охотничий сюжет.

Различные размеры лучников, возможно, так же отражают их расположение во время охоты. Не исключено, что человеческая фигура у головы марала могла соответствовать изображению процесса разделки его туши.

Гравировки орлов Мыюты также могут быть связаны с центральноазиатским охотничьим промыслом, в рамках которого ловчие птицы занимали особое место. Возможно, что в мыютинских средневековых гравировках нашла отражение и определенная сезонность охоты.

По этнографическим данным из Монгольского Алтая в кочевой среде известно использование ловчих птиц в осеннее-зимний период, начиная с момента установления первого снежного покрова. Волосяной покров, изображенный на марале, также может быть одним из признаков сезонности охотничьей деятельности, поскольку именно в осенне-зимний период шерсть марала становится максимально длинной и густой, а окостеневшие рога сохраняются с октября по декабрь.

Выявленные средневековые гравировки Мыюта-3 с изображением охотничьих сюжетов располагаются перед Семинским перевалом, на значительном расстоянии от основных петроглифических местонахождений Горного Алтая.

В результате осуществления программы «Палеоэкология и культура древнего человека эпохи камня в Горном Алтае», которая финансировалась через Центр науки и технологий Республики Алтай, археологическому отряду Института Алтаистики удалось обнаружить в долине реки Сема ряд местонахождений.

Одно из них – ручей Безымянный, который впадает в реку Сема с правой стороны в 5 км вниз по Чуйскому тракту от села Мыюта. Здесь также на террасовидном выступе устьевой части ручья, сложенным речными отложениями обеих рек собран подъемный материал в виде плоскостного нуклеуса палеолитического облика, фрагмент керамики без орнамента раннего железного века и два отщепа.

Находки сделаны на полотне проселочной дороги. Подъемный материал указывает на наличие древнего двухслойного поселения. Нижний слой относится к эпохе палеолита, а верхний - к эпохе раннего железа.

Основная статья Мыюта