Потанин Г.Н. Легенды о тарбагане

Тарбаган (сурок).

Записаны Потаниным Григорием Николаевичем по результатам путешествия, исполненного в 1879 году по поручению Императорского Русского Географического Общества

Сурок
Сурок. Фото В. Панкратова

а. Тарбаган (сурок) прежде был человек, лихой охотник срёкей атучи. Однажды он хотел убить тельгена (род хищной птицы); выстрелил и попал ему в хвост, отчего и теперь у тельгена хвост с выемкой. Промахнувшись, Тарбаган проклял себя, отрубил себе большой палец, зарылся в землю и сказал: «Чтобы мне только четыре месяца жить в году!»

(Сарисын, Дюрбют из Улангома).

б. Тарбаган (сурок) был человек и бесстрашный стрелок; он никого не пропускала не исключая и сильных зверей, и подстрелил крыло у птицы Кан Гередей. За это Кан Гередей отрубил ему палец, закопал его в землю и сказал: «Пусть тебе никто спуску не дает, пусть тебя бедные люди едят, птицы и звери таскают!»

(Таран, теленгитский шаман. Чуйская степь).

в. Сурок был прежде человек, охотник. В то время было три солнца; он наметил попасть в одно из лука и прометил; осердился, отрезал себе большой палец и зарылся в землю.

(Колбу, Тува Урянхаец кости Балык. Оз, Терь-нор).

г. Сурок прежде был охотник; в то время было четыре солнца, на каждой стороне  неба по солнцу. Он начал стрелять по солнцам и три уже застрелил. Тогда Бурхын-бакши испугался, что не будет света на земле и обратил этого охотника в сурка.

(Найдын, богдошабинец из Урги).

д. Сурок был прежде человек и стрелок, Тарбаган-мэргын; он имел лошадь. Однажды он сказал, уверенный в своей меткости, что если он не попадет в ласточку, то коню отрубит передние ноги, себе большой палец, не будет пить черную воду (хара усун), будет есть пырей (кяк) и зароется в землю. Он промахнулся и попал только в хвост, отчего и образовалась в нем выемка. Сам Тарбаган-мэргын обратился в сурка, живущего в норе и пьющего только росу, а его конь был обращен в тушканчика (алыкдага).

(О. Яков Чистохин, свящ. в дер. Шимки, родом Бурят).

е. Тарбаган был прежде сирота, выросший без отца и матери. Из него вышел большой охотник, который много истреблял зверей. Устюги Буркан (Всевышний Бог) осердился, отрубил ему большой палец в бросил его (самого ли, палец ли— от рассказчицы нельзя было добиться) к Тюменьги Буркану (Нижнему Богу) и сказал: «Пусть же тебя бьют, стреляют и едят голодные люди, пусть ловят звери, клюют птицы»,

(Тотой, Теленгитка. Р. Чуя).

Сурок
Сурок. Фото В. Панкратова

Сурок

Сурок прежде был богатый человек по прозванию Курунбай; у него были тысячи лошадей, коров, верблюдов, овец. К нему приходили нищие, слепые, хромые, старцы, просящие милостыню; Курунбай ничего не давал.

Тогда нищие обратились к богу с жалобой и стали говорить: «Таксыр (господин), Вы дали Курунбаю напрасно такое большое богатство. Мы, бедные люди, приходим к нему за милостыней, и он ничего никогда не дает».

Бог спросил Курунбая: «Даешь ли ты милостыню?» — «Нет, — отвечал Курунбай, — зачем я буду давать?»

Тогда бог обратил его в сурка и велел питаться травой. Сурок оставил свое семейство с криком: «Ан-гыт! ангыт!» — то есть: аман бул, прощайте!

И теперь он это же прощальное приветствие выкрикивает, вылезши из норы.

Скот Курунбая бог превратил в диких животных: коров — в маралов (богу), баранов в аркаров, козлов — в каменных козлов (тау ишкэ), лошадей — в куланов и суртазы, верблюдов — в тюэгиик.

Записано у Тарбагатайского киргиза, рода Джастабана.

* * *

Если сурка застрелить из лука наповал — хорошо; если он улезет со стрелой в нору — худо; он обращается в читкура (дьявола); десять человек, целый хошун не выроет его тогда; для целого аймака трудно добыть.

Хото-гайту.

Переведено в текстовой формат Е. Гавриловым, 27 января 2018 г. Ссылка на сайт обязательна!

Источники

1. Очерки северо-западной Монголии. Результаты путешествия, исполненного в 1879 году по поручению Императорского Русского Географического Общества членом-сотрудником оного Г. Н. Потаниным. Выпуск IV. Материалы этнографические, с 26-ю таблицами рисунков. С.-Петербург, 1883 г.; 2. Потанин Г. Н.. Путешествия по Монголии, ОГИЗ, Государственное издательство географической литературы, Москва, 1948 г.