Потанин Г.Н. О сотворении мира и человека
- Информация о материале
Есть на небе Ульгень; у него есть семь сыновей; Яжиган, Каршит, Бахтаган, Кара Кушкан, Кааным и Яик (в честь последнего навешиваются лоскутки на березу).
У Ерлика также семь сыновей: Баатыр, Керей, Ельтек, Тэбир-хая, Абраган1.
1 Ябаш—черневых татар и Караш алтайцев.
Когда не было ни неба, ни земли, а была только вода, Ульгень спустился к воде, чтобы сотворить землю. Думал, думал и не знает, как начать.
В это время к Ульгеню подошел человек; Ульгень спросил его: «Ты кто?» «Я тоже пришел сотворить землю», отвечал тот. Ульгень осердился и сказал: «Я не могу сотворить, где же тебе?»
А человек ему в ответ: «Я сейчас найду из чего сотворить землю».
«Откуда же ты возьмешь такую вещь, из которой можно сотворить землю?» спросил Ульгень.
«Ты не сердись, а я знаю, откуда ее достать», сказал тот.
Ульгень сказал: «Я сердиться не буду; если можешь достать эту вещь, то скорей доставай».
Человек сказал Ульгеню; «Если не будешь сердиться, то я достану».
И тут же нырнул в воду.
На дне вода он нашел гору, оторвал от неё кусок земли и набил ею свой рот. Вылезши из воды, человек выплюнул землю в пригоршни Ульгеню. Ульгень бросил эту землю, и стала земля только из дерна.
У человека же между зубами осталось немного земли; он плюнул и сделалась согра, то есть кочковатое и болотистое место.
Ульгень осердился и говорит человеку: «Зачем ты так сделал? Землю надо гладкою сотворить». Тут Ульгень осердился, стал ругать человека; у того человека была палка, на которую он опершись стоял и слушал, пока бог ругался.
Наконец, Ульгень сказал: «Пусть тебя не будет на этой земле».
Тот выслушал и говорит Ульгеню: «Дай мне хоть только места, сколько занимает конец моей палки!»
Ульгень сказал: «И этого не дам».
Человек стоит и плачет.
Тогда Ульгень с сердцем сказал: «Ну возьми это место! Что ты из него сделаешь?»
При этих словах тот человек провалился сквозь место, которое выпросил, и его не стало.
Теперь Ульгень стал думать, как сотворить дерно.
Прилетела к Ульгеню ласточка; у ней во рту было дерно, она и раз сеяла его по земле.
Потом Ульгень сотворил и лес и все, что есть на земле. Сотворенного было очень много, плоды так и высились.
Потом Ульгень вздумал сотворить человека. Тело он сотворил из земли, кости из камней; потом сотворил женщину из ребра и положил их двоих на землю. Только душу не мог вложить в человека.
Потом сотворил собаку живую, но без шерсти. Затем он задумался и ушел, толи так ушел, толи душу искать, а собаку оставила караулить тела двух человек.
Неизвестно, откуда явился человек, имя ему Ерлик (это был тот самый, который провалился в дыру).
Собака начала лаять на него и не пускать а телам. Ерлик говорит ей. «Я пришел сотворить тебе шерсть и вложить в тела душу».
«Если так», сказала собака,— «то иди и делай».
Ерлик говорит собаке: «Съешь то, что я тебе дам!»
Пошел, испражнился, и собака съела его испражнение; оттого у неё выросла шерсть.
Потом Ерлик сломил дудку, вложил ее в заднепроходное отверстие человеку и дунул. Тела ожили, и Ерлик исчез.
Ульгень воротился к телам и думает: «Вот человек, который провалился, обманул меня и вмешался в мое дело». Сел Ульгень и не знает, что делать, толи истребить эти тела и новые сотворить, потому что Ерлик вложил в них худую душу, толи так оставить?
Когда Ульгень сидел и думал, к нему прискакала лягушка и говорит: «Зачем истреблять их? Пусть себе живут: которые умирают, пусть умирают, которые живут, пусть живут». Ульгень послушался и оставил людей жить.
Потом Ульгень стал думать, из чего бы сотворить огонь, потому что люди были нагие.
Лягушка говорит Ульгеню: «Ha горе есть камни, а на березе губа».
Ульгень догадался, взял губу, сделал трут, потом взял два камня и добыл огонь.
Потом Ульгень сказал людям: «Все плоды ешьте, только с одного дерева не ешьте плодов» (какое дерево не известно), и не известно куда ушел.
В его отсутствие Ерлик вышел и говорит людям: «Худые плоды Бог велел вам есть, a хорошие себе оставил».
Люди послушались и съели плоды запрещенного дерева, и как только съели, так и почувствовали, что они наги; им стало стыдно, и они разбежались в разные стороны.
Когда Ульгень воротился, он не мог найти людей; кликнул их и они отозвались.
Ульгень говорить им: «Вы что не идете ко мне?»
Они сказали: «Нам стыдно».
«Идите», говорит Ульгень— «не стыдитесь».
Они взяли с дерев листьев, закрылись и пришли к нему.
Ульгень осердился на людей и говорит: «Я не велел есть плод с этого дерева, зачем вы ели? Теперь сами добывайте себе хлеб и одежду».
После того он сотворил других животных.
У первого человека Адама родилось девять сыновей: Тонжуан, Тодош, Найман, Капчак, Комдош, Юсь, Кузень, Тогус, Кэргэшь (от них пошли сеоки или кости этих имен) и девять дочерей. Эти братья взяли сестер замуж, и от них расплодились люди; они сеяли хлеб, разводили скот.
(Записано миссионером о. Вас. Постниковым у алтайцев в д. Мыюте)
* * *
Мир создал Тенгис.
(старик Теленгит, Чуйская степь)
* * *
Четыре кана (царя) держатся за «небесную пуговицу», тэнгринынг тобчисы; этим крепится мир. Четыре эти кана суть: Кункыр-каан, Еден пууду каан, Чаган-каан и Амырсананынг улы Темирсана (то есть, Темирсана, сын Амырсаны).
(Почук, крещеный алтаец, с. Онгудай).
* * *
Летучих мышей (ярганат), ящериц, змей, лягушек сотворил Курмэсь, по-кумандински аза.
(Сообщ. о. М. Чевалков; телеутское поверье).
Переведёно в текстовой формат и отредактировано в соответствии с современным русским языком Е.В. Гавриловым 29 июня 2016 г. Ссылка на сайт обязательна!
Источник. Очерки северо-западной Монголии. Результаты путешествия, исполненного в 1879 году по поручению Императорского Русского Географического Общества членом-сотрудником оного Г. Н. Потаниным. Выпуск IV. Материалы этнографические, с 26-ю таблицами рисунков. С.-Петербург, 1883.