Памятник П.Ф. Сухову

Памятник Сухову — мемориальный комплекс в с. Тюнгур Усть-Коксинского района большой бюст, установленный рядом с захоронением героя Гражданской войны П.Ф. Сухова и его бойцов.

Памятник П.Ф.Сухову
Памятник П.Ф.Сухову. Фото Е. Волокитина

Туристское значение

Мемориал — самая большая братская могила героев Гражданской войны в Горном Алтае. Здесь покоятся останки 144 бойцов Алтайского красногвардейского отряда и его командира, храбро сражавшегося, уверенно руководившего и геройски погибшего большевика Петра Федоровича Сухова. Отряд прошёл с боями тысячеверстный путь от разъезда Иня до деревушки Тюнгур. П.Ф. Сухова называли «Алтайским Чапаевым».

Тюнгур
Тюнгур. Место расположения памятника П.Ф. Сухову. Фото Е. Волокитина

Как добраться

Памятник расположен на восточной окраине с. Тюнгур, у подножья горы Байда. Нужно проехать по главной дороге через Тюнгур в восточном направлении. Мемориал расположен сразу после выезда из села на левой стороне дороги в двадцати метрах от дорожного полотна.

Памятник П.Ф.Сухову
Памятник П.Ф.Сухову. Фото Е. Волокитина

История

В августе 1918 года по Уймонскому тракту проходил отряд Красной гвардии П.Ф. Сухова. Суховцы двигались по маршруту с. Абай — с. Юстик — с. Усть-Коксас. Нижний Уймонс. Катанда — с. Тюнгур — г.Байда.

Часть суховцев во главе с Сулимом дошла до переправы через Катунь в районе Ини.

Выдержки из дневника, написанного 1 января 1923 года бывшим начальником барнаульского 1-го партизанского Красного отряда Ивана Долгих:

«Отряд наш с каждым днем все таял и таял и когда мы поняли свою ошибку, что дело освобождение Сибири, дело не нескольких недель, то поспешили исправить ошибку и собрались уйти в Монголию, откуда думали пробраться в Семиречье.

И нам бы это удалось сделать, если бы не измена одного из нас, некоего Жебурикина, правого эсера, ссыльного отбывающего 8 лет каторги. Жебурикин и сейчас живой, живет в Барнауле.

Мною после в 20 году, я арестовал его, встретив на улице, представил в ЧК, дал его обвинительный материал, где он просидел 8 месяцев и по постановлению коллегии, выпущен, дело прекращено за давностью. Жебурикин - эсер.

Окруженные со всех сторон в Горном Алтае, в селе Тележихе, мы должны были вступить в бой с казаками и чехами и после двух суточного беспрерывного боя, отбили по всем направлениям противника, но обессиленные таким сильным боем, за отсутствием огнеприпасов, должны были отступить на с. Чёрный Ануй и с. Черга. Много раненых и убитых оставили мы там.

Пётр Федорович Сухов
Пётр Федорович Сухов

А по занятию Тележихи казаками, они всех, оставленных нами раненых и сестёр милосердий, добили самым безжалостным образом.

После Тележихинского отступления, нас осталось совсем незначительная кучка - 280-300 человек, которые и пошли по Уймонскому тракту к границе. Теперь, благодаря своей малочисленности и отсутствию обоза, который до этого мы таскали с собой, более 100 подвод и которые все сожгли сами при отступлении из Тележихи, мы стали подвижнее и нас уже не могли выслеживать так.

Дошли мы до Абая, тут нас встретил делегат из Катанды, некто Казаруев, эсер, который был знаком по каторге Жебуркину. Казаруев говорил нам, что нас ждут в Катанде, что там нам гораздо легче пройти в Монголию. Приняв его за своего, мы послали с ним вперед Жебурикина, а сами, ничего не подозревая, шли им вослед.

Придя в Катанду, где нас очень хорошо встретили, мы узнали, что за два дня до нас здесь крестьяне обезоружили группу в 30 человек из отряда «Сатунина». Мы еще больше расположились на крестьян.

Простояв день в Катанде, запаслись сухарями, мы двинулись дальше, в Тюнгур. И с тем намерением переправиться через Катунь Аргутом и двинуться к Монголии.

Но не доходя 8-ми верст до Аккему, когда отряд растянулся в очень узком проходе, на нас со всех сторон посыпался град пуль. Тут мы поняли, что были выставлены заранее.

Сжатый со всех сторон отряд расстреливали на выбор. Отступать было некуда, справа внизу за 60-80 сажень шумела Катунь, слева скалы. На полуверсте больше половины красноармейцев было убито. Остались разрозненные кучки, разбрелись по горам.

О сопротивлении и думать было невозможно, так как противника не было видно. Весь отряд был уничтожен.

Мемориальная плита в памятника П.Ф. Сухову
Мемориальная плита в памятника П.Ф. Сухову. Фото Е. Волокитина

На четвертые сутки, доведённые до отчаяния, сдались 80 человек, да было поймано казаками 50—60 человек. В числе пойманных и тов. Сухов. 50 человек в том числе и тов. Сухов были расстреляны.

Полковник Волков приказал расстреливать всех, спускающихся с гор. Таким образом, погиб почти весь отряд. Отбившись с четырьмя товарищами, я бродил 7 суток по горам. Обессиленные окончательно отсутствием хлеба, питаясь орехами и ягодами, после целого ряда мытарств, нас поймала Тюнгурская самоохрана и привела в Тюнгур.

Мы уже трое, четвертого зарубили казаки во время скитания по горам, во время одной остановки, когда он пошел поискать ручей. Привели нас в Тюнгур. Самоохранники сказали нам, что только вчера расстреляли всех ваших здесь…»

Место захоронения П.Ф. Сухова
Место захоронения П.Ф. Сухова. Первоначальный памятник

Долгое время место расстрела и захоронения командира и его бойцов находились в несколько разных местах.

В августе 1977 года, незадолго до официального памятника, юные следопыты школы № 4 г. Горно-Алтайска и молодые автолюбители Барнаульского завода агрегатов неожиданно встретились у горы Байда над Катунью, у мемориальной плиты, установленной на месте последнего трагического боя красногвардейского отряда Петра Федоровича Сухова. Школьники из областного центра шли сюда через Теректинский хребет по маршруту снежного рейда отряда ЧОН Ивана Ивановича Долгих, разгромившего в апреле 1922 года банду Кайгородова. А заводские комсомольцы из Барнаула сделали автопробег по дорогам, что прошли в грозном 1918 году от Барнаула до Катуни красногвардейцы Сухова.

Обе группы свои походы посвятили 60-летию Октября. Комсомольцы из Барнаула подарили для школьного музея альбом «История Барнаульского завода агрегатов».

Мемориал П.Ф. Сухову и бойцам был открыт 1 сентября 1977 года. В этот сентябрьский день в Уймонской долине у самой большой в Горном Алтае братской могилы состоялся митинг представителей трудящихся Усть-Коксинского района по случаю открытия памятника командиру красногвардейского отряда Петру Федоровичу Сухову.

На торжественную церемонию со всех уголков обширного района приехали ветераны партии, воины и труда, представители общественных организации, школьники.

Монолитный гранитный бюст героя высоко поднялся на пьедестале. Чуть повернутое, открытое лицо устремлено вдаль, туда, где когда-то в ожесточенной схватке с белоказаками пали смертью храбрых 144 красногвардейца и их командир.

О развитии Усть-Коксинского района за годы Советской власти, о преемственности поколений, о верности революционным традициям говорил в своем выступлении на открытии памятника первый секретарь райкома А. Н. Демидов.

О последних сражениях и гибели отряда Петра Сухова рассказал ветеран труда А. Я. Антонов. Он кропотливо работал над сбором фактов из жизни отряда, встречался с очевидцами тех событий.

После открытия памятника делегация поехала на место гибели отряда и возложила там у мемориальной доски венки и живые цветы. Ветераны рассказывали молодежи о первых годах Советской власти.

Е. Гаврилов, 17 мая 2017 года. Ссылка на сайт обязательна!

Источники

1. БГААК Ф. 144. Оп 1. св.50; 2. Боброва К., Колмыков С. Герои живут в веках // Алтайская правда, 21 сентября, № 222, 1977 г.; 3. Дорогие реликвии // Алтайская правда, 8 сентября, № 211, 1977 г.; 4. Кузьмин Ю. Дорогами былых сражений //Алтайская правда, 19 августа, № 194, 1977 г.