Знаменитости Культуры

Бубеннов Михаил Семенович

(1909-1983) Родился в с. Второе Поломошново Новичихинского района Алтайского края в крестьянской семье. В 1919 г. семья переехала в с. Гуселетово Романовского района, которое оказалось в центре партизанского движения на Алтае.
«Мои детские и юношеские годы прошли на Алтае. Жить, учиться и работать пришлось в разных местах -степных и лесных, в притаежных и горных, и все они в равной мере и навсегда прикипели к моей душе. По этой причине я считаю своей родиной не какое-то одно село, а весь Алтай», — писал М.С.Бубеннов в своих воспоминаниях.

В мае 1929 г. М.Бубеннова как руководителя литературного кружка в Заобье и единственного, кто уже публиковал свои произведения в периодической печати, пригласили в Москву на I Всероссийский съезд крестьянских писателей. Под влиянием выступающих на съезде появилась мысль - описать преобразование алтайской деревни. Замысел был воплощен в первой повести М.Бубеннова «Гремящий год», опубликованной в Москве в 1932 г.
Долгие годы писатель жил в столице, но тема Алтая постоянно присутствовала в его творчестве. Ей посвящены рассказы, во многом автобиографическая повесть о гражданской войне на Алтае «Зарницы красного лета», роман «Орлиная степь», рассказывающий о подвиге советской молодежи в годы освоения целинных и залежных земель на Алтае.

Гребенщиков Георгий Дмитриевич

(1883-1964). Родился на Николаевском руднике бывшего Змеино-горского уезда. Отец его - рудоотбор-щик, позже хлебопашец, мать - казачка, оба кое-как умели читать, а писать так и не выучились. В семье было шесть детей, и нужда всю жизнь преследовала Гребенщиковых. С 12 лет мальчик пошел «в люди»: подмастерье у сапожника, посудомойщик в аптеке, батрак, писарь, служащий на золотых приисках - таковы были его «университеты».
Любознательный юноша много читал. Толчком к творчеству стали события 1905 г. Под их влиянием он написал свои первые корреспонденции в газету.
Лучшие произведения Г.Д.Гребенщикова, которого называли сибирским Горьким, посвящены алтайской старине: «Ханство Батырбека», «В полях», «Любава», роман «Чураевы». В них с большим умением он использует фольклорно-этнографический материал, глубокое знание быта и нравов старообрядцев, почерпнутые в 1910-1911 гг. в поездках по Алтаю.
Имя Гребенщикова современному читателю почти неизвестно. В 1920 г. он эмигрировал из России и умер в США. В 1982 г. в Иркутске вышел однотомник его сочинений «Чураевы».

Достоевский Федор Михайлович

(1821-1881). Был привлечен по делу петрашевцев и отбывал срок в Омском остроге. В феврале 1854 г. был направлен в Семипалатинск для несения службы рядовым в 7-м Сибирском линейном батальоне.

Ф.М.Достоевский неоднократно бывал в Барнауле и Змеиногорске, чаще всего проездом в Кузнецк, в надежде на встречу со своей будущей женой М.Д.Исаевой. С уверенностью можно датировать приезды его в Барнаул в июне и ноябре 1856 г. и в феврале 1857-го.
В старой части Барнаула находится зеленая живописная улица - Большая Олонская (ранее - Олонецкая). Здесь Ф.М.Достоевский встречался с П.П.Семеновым (Тян-Шанским) и горным начальником алтайских заводов А.Р.Гернгроссом, с которыми был знаком еще в Петербурге. И сегодня можно увидеть дом, украшенный резьбой, где предположительно останавливался между экспедициями Семенов (Большая Олонская, 39, здесь ныне находится аптека; возможно, встречи происходили в здании более ранней застройки на месте этого дома). Здесь автор читал еще не оконченные «Записки из Мертвого дома». На Пионерской площади (бывшей Демидовской) установлена мемориальная доска с барельефом писателя в память его пребывания в Барнауле в 1857 г.

Залыгин Сергей Павлович

(г. р. 1913). Детство и юность провел на Алтае, куда за революционную деятельность был сослан его отец. В Барнауле С.П.Залыгин закончил семь классов (групп, как тогда говорили) и поступил в Барнаульский сельскохозяйственный техникум (ныне здание Алтайского сельскохозяйственного института -пр. Красноармейский, 98). После его окончания работал агрономом в с. Ле-бяжка (близ Барнаула).
Личные наблюдения писателя, накопленные им в этот период, легли позднее в основу его крупных романов «Комиссия», «Соленая Падь», «После бури».

Прототипом центрального персонажа «Соленой Пади» - Ефрема Мещерякова был Ефим Мамонтов, руководитель партизанской борьбы на Алтае против колчаковщины. В романе «После бури» читатель узнает Барнаул 20-х гг., его многочисленные Песчаные, Алтайские улицы, здание вокзала.
Крупный ученый-исследователь, Залыгин часто бывал в экспедициях по Горному Алтаю, впечатления от которых легли в основу романа «Тропы Алтая».

Караваева Анна Александровна

(1893-1979). В 20-е гг. жила в Барнауле, работала в партшколе и газете «Красный Алтай» (ныне «Алтайская правда»), активно участвовала в деятельности местного литобъединения. В 1921 г. в барнаульском сборнике «Сноп» был опубликован ее первый рассказ. Изучала историю горнозаводского Алтая, и здешние события легли в основу одного из лучших произведений А.А.Караваевой «Золотой клюв» («Повесть о дальних днях»). Барнаульскими впечатлениями навеяна и повесть «Лесозавод».
До конца жизни писательница проявляла интерес к Барнаулу и Алтаю. В предисловии к алтайскому изданию «Золотого клюва» она тепло вспоминала жизнь и работу в Барнауле.

Коптелов Афанасий Лазаревич

(г.р. 1903). Родился в д. Шатуново (ныне Залесовский район) в семье старообрядцев. Рано начал трудовую жизнь. В 6-7 лет он уже был бороно-волоком. Отец привязывал его веревкой к седлу, чтобы сморенный дремотой мальчик не упал с лошади. С детства А. Коптелов пристрастился к чтению. Книги, а также общение с большевиком Осиповым, скрывавшимся в деревне от колчаковской контрразведки, оказали решающее влияние на дальнейшую судьбу юноши. В 16 лет он ушел из дома.
А.Л.Коптелов учился в Барнауле на курсах красных учителей, располагавшихся по адресу: М.Олонская, 21 (в настоящее время здание принадлежит Барнаульскому ремонтно-строительному тресту), работал книгоношей, учителем, был председателем коммуны, селькором, сотрудником окружных газет. В 1924 г. в журнале «Алтайская деревня» опубликовал свой первый рассказ «Поблазнило».
А.Л.Коптелов - автор целой серии романов, повестей, рассказов, очерков и литературоведческих работ. Роман «Великое кочевье» - одно из первых произведений советской литературы о возрождении при Советской власти малых народов Алтая. Тема Алтая и Сибири продолжается в его повестях «Снежный пик», «Навстречу жизни», романе «Сад».
Писатель подчеркивал значение Алтая для своего творчества: «Что дал мне Алтай? Все. Темы и события, вдохновение в работе на добрую половину моей творческой жизни. Алтай дал краски из своей богатейшей палитры и аромат своих лесов, полей, лугов».
Но есть и обратная кровная связь. Много сил отдал писатель развитию алтайской литературы. Его кропотливая работа с поэтами и писателями Алтая помогла становлению известного литератора Горного Алтая Павла Кучияка, современных поэтов Л.Кокы-шева, А.Адарова, Э.Палкина, П.Самы-ка, Б.Укачина, Б.Бедюрова.

Кучияк Павел Васильевич

(1897-1943) - основоположник алтайской советской литературы. Родился в с.
Куюм (Шебалинский район Горно-Алтайской автономной области). Его творчество стало летописью жизни алтайского народа с предреволюционных лет до Великой Отечественной войны. П.Кучияк учился в Коммунистическом университете трудящихся Востока в Москве, где приобщился к русской и мировой литературе, встречался с крупнейшими представителями современной культуры, оказавшими на него огромное влияние. По совету М.Горького П.Кучияк создал автобиографический роман «Адыйок» о детстве алтайского мальчика.
П.В.Кучияк был поэтом одной темы - темы возрождения родного народа, жизнь которого менялась на его глазах. Вместе с алтайским сказителем Таабы Юдаковым он создал поэму «Зажглась золотая заря». В поэмах «Арбачи», «Смерть Янар», драме «Чейнеш» П.Кучияк показал становление характера советской алтайской женщины, чье положение до революции было особенно тяжелым.
Алтайский народ чтит память своего первого профессионального писателя и поэта. В с. Куюм, на его родине, на здании сельского клуба установлена мемориальная доска. В Горно-Алтайске иве. Шебалино его именем названы улицы.

Кущевский Иван Афанасьевич

1847-1876). Родился в Барнауле в семье мелкого чиновника Алтайского горного округа. После окончания Барнаульского горного училища (ул. Пушкина, 82; ныне здесь находится один из корпусов Алтайского сельскохозяйственного института) он учился в Томской гимназии, а в 1866 г. отправился в Петербург в надежде поступить в университет. Мечте неимущего юноши с Алтая сбыться не удалось -он вынужден был работать то чернорабочим, то матросом, то грузчиком.
Поддержанный Н.А.Некрасовым, писатель начал литературную деятельность с этнографических очерков об Алтае и рассказов, помещенных в «Отечественных записках».
Известность Кущевскому принес роман «Николай Негорев, или Благополучный россиянин», созданный в форме автобиографических записок. Для краеведов особый интерес представляют страницы романа, где описаны годы учебы автора в Барнауле и постановка народного просвещения в Сибири. Кроме романа, Кущевский написал много рассказов, очерков и фельетонов, изданных отдельными книгами («Маленькие рассказы, очерки, картинки и легкие наброски», «Неизданные рассказы») уже после ранней смерти писателя в возрасте 29 лет.

Лацис Вилис Тенисович

(1904-1966). Семья Лацисов переехала в Барнаул осенью 1917 г., когда многие латышские рабочие семьи, спасаясь от наступавших кайзеровских войск, эвакуировались в глубь России, в том числе и в Алтайскую губернию. Будущему писателю шел тогда четырнадцатый год.
В 1917-1918 гг. В.Лацис занимался в учительской семинарии (ул. Пролетарская, 164, ныне краевая станция юных туристов), на здании которой установлена памятная доска. Летом работал рассыльным в редакции газеты «Голос труда». Дом, где находилась редакция, снесен, а на его месте поднялось здание редакции газет «Алтайская правда» и «Молодежь Алтая».
В Барнауле семье Лацисов пришлось дважды переезжать с квартиры на квартиру. Первая из них не сохранилась, а вторую удалось разыскать исследователям из литературно-краеведческого музея Барнаульской средней школы № 27. Они установили, что Лацисы жили в небольшом деревянном доме по улице Чкалова, 210. Подлинная переписка В.Лациса и юных краеведов хранится в школьном музее.
Когда Барнаул был захвачен белыми, Лацисы переехали в Горный Алтай, а потом на хутор Бийского округа, который получил название с. Латвийского. После восстановления Советской власти В.Лациса избрали секретарем сельсовета этого села. Протоколы тех лет, написанные им, хранятся в краевом государственном архиве. К этому времени относятся и первые пробы пера будущего писателя. В Омске издавалась газета на латышском языке - «Сибирияс Циня» («Борьба Сибири»), куда он послал свой первый фельетон «Латышское село». Вслед за фельетоном здесь были опубликованы его стихи, корреспонденции, литературно-критические очерки, тематически связанные с Алтаем.
Пребывание на Алтае оставило след и в дальнейшем творчестве писателя. В четвертой части романа «Семья Зитаров» описаны Барнаул и Бийск 20-х гг., в рассказах «Чумыш-ская виселица», «Женщина (Паулина Лапа)», «Болотные огни» узнаются картины партизанской борьбы на Алтае и бытовые зарисовки.

Мухачев Илья Андреевич

1896-1958). Родился в Бийске в семье рабочего лесосплавщика. С 14 лет работал лесорубом, кожевником, печником, землекопом, участвовал в разгроме колчаковщины и кулацко-белогвар-дейских банд на Алтае. Печататься Илья Мухачев начал с 1924 г., когда его первые стихи - «Комсомольцы Алтая», «Голодные дети Германии» - появились в бийской газете «Звезда Алтая». В 1926 г. он переехал в Барнаул, работал в газете «Красный Алтай». В этом же году вышла его первая книга стихов «Чуйский тракт».
Уже в ранних произведениях И.Му-хачева обозначилась алтайская тематика. Этого русского поэта с полным правом можно назвать певцом Горного Алтая и алтайского народа. Этот край стал поистине его родным краем. Ему он посвятил свои лучшие произведения - «Повесть о Демжае-алтайце» и поэму «Сайгалата».
Активная творческая и общественная деятельность поэта была отмечена правительственными наградами и литературной премией им. А.М.Горького. На родине И.Мухачева, в Бийске, его именем названа одна из улиц.

Новиков-Прибой Алексей Силыч

(1877-1944). В апреле 1918 г. в Барнаул из Москвы приехала группа писателей закупить хлеб для литераторов столицы. Среди них были А.Новиков-Прибой, Иван Больнов, сын А.М.Горького Максим Пешков. Они активно включились в творческую жизнь местной литературной группы. Когда Новиков-Прибой уехал из Барнаула, в пути его застал белогвардейский мятеж, и он вернулся в город.
Здесь в тревожной обстановке белого террора литераторы готовили к выпуску первый номер журнала «Сибирский рассвет», редактором которого был Степан Исаков. В 1919 г. журнал вышел. Его проза открывалась рассказом Новикова-Прибоя «Шалый». Во втором номере был опубликован еще один его рассказ - «Две души», а в девятом - повесть «Море зовет». В 1919-1920 гг. Новиков-Прибой пишет рассказ «За городом». В Барнауле же он начинает работать над «Цусимой», поставившей его в ряды крупнейших писателей-маринистов. Пребывание на Алтае нашло отражение в написанном уже в Москве рассказе «Зуб за зуб», где воссоздан один из эпизодов героической борьбы алтайских партизан с колчаковскими карателями.

Паустовский Константин Георгиевич

(1892-1968). Будучи во время эвакуации в Алма-Ате, писатель приезжал в Барнаул для творческих встреч с А.Я.Таировым и коллективом возглавляемого им Московского камерного театра, для которого писал пьесу «Пока не остановится сердце» о борьбе советских людей с фашизмом.
Паустовский побывал также в Белокурихе, где жил на Шестой детской даче - там поселили испанских детей, эвакуированных из «Артека», - проездом дважды был в Бийске. «Барнаульские месяцы», как называл их сам. Паустовский, а также время пребывания писателя в Белокурихе - зима
1942/43 гг. и ранняя весна - были заняты не только работой над пьесой. Создавались рассказы, шла работа над романом «Дым отечества», герои которого - советский писатель Лобачев и испанская поэтесса Мария Альварес - едут вслед за испанскими детьми в Алтайский край.
Белокуриха давно уже не «маленький курорт», а город, но можно и сегодня увидеть окрестности Шестой дачи такими, какими их видел и изобразил в романе «Дым отечества» К.Паустовский.
Но не только природа интересовала писателя. Непростые судьбы людей, с которыми он встречался на Алтае, естественно и закономерно вписались в «алтайские страницы» его творчества. По свидетельству старожилов Белокурихи, существовал реальный прототип образа сторожа Крынкина из романа «Дым отечества» и рассказа «Правая рука». Встречи на Алтае дали материал и для других рассказов писателя - «Спор в вагоне», «Приказ по военной школе».

Пермитин Ефим Николаевич

(1896-1971). До призыва в армию в 1915 г. работал учителем в с. Поло-винкино Рубцовского уезда. Бывал на Алтае и в годы гражданской войны, а особенно позднее - в 20-30-х гг. в качестве создателя журнала «Охотник Алтая» и его бессменного редактора. «Мое литературное рождение, мои первые литературные членораздельные звуки кровно связаны с первыми строчками коричневых номеров «Охотника Алтая», - писал Е.Н.Пермитин в своих воспоминаниях.
Тема Алтая, история поисков легендарного Беловодья, партизанская борьба, социалистические преобразования в крае отражены во многих произведениях писателя («Охотничье сердце», «Когти», «Горные орлы», в автобиографической трилогии «Жизнь Алексея Рокотова»).
В 1954 г., когда партия призвала молодежь к освоению целинных земель, Е.Н.Пермитин вместе с комсомольцами-москвичами отправился на родной Алтай. Девять месяцев он прожил с героями своего будущего романа «Ручьи весенние» на Бобковской машинно-тракторной станции Рубцовского района. Спал зимой в палатке, верхом объезжал колхозные угодья, внимательно присматривался к новому поколению комсомольцев, которых показал как достойных преемников героических традиций отцов.

Пырьев Иван Александрович

(1901-1968) - кинорежиссер, народный артист СССР. Родился на Алтае в Камень-на-Оби. Известность и славу ему принесли фильмы «Трактористы», «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки», «Идиот», «Братья Карамазовы», лауреат Государственных премий.

Рождественский Роберт Иванович

(г. р. 1932). Родился на Алтае, о чем писал в своем стихотворении «Дни рождений».
Родился я в селе Косиха, Дожливым летом. На Алтае.
Имя Роберт ему дали в честь секретаря крайкома, легендарного Роберта Эйхе. Голос молодого поэта был услышан сразу, едва только журнал «Октябрь» опубликовал в 1955 г. его юношескую поэму «Моя любовь». Лучшими в творчестве Р.И.Рождественского стали поэмы «Реквием», «Письмо в тридцатый век», «210 шагов». В школьном музее с. Косиха хранятся фотографии поэта и книги с его автографами.

Савинова Екатерина Федоровна

(1926-1965) заслуженная артистка РСФСР. Родилась и выросла на Алтае, в с. Ельцовка. Ею созданы замечательные образы в фильмах «Кубанские казаки», «Большая семья», «Тень у пирса», «Женитьба Бальзаминова». В кинокомедии «Приходите завтра» Е.Савинова блестяще сыграла роль Фроси. По существу, судьба героини фильма - это биография ее исполнительницы.

Тачалов Иван Иванович

(1879-1929). Родился в Барнауле. Здесь прошли трудные годы его детства и юности. С трех лет он должен был зарабатывать себе на хлеб: вместе с семьей делал гильзы для папирос. От природы одаренный поэт и музыкант, И.Тачалов был обречен на нищенское существование. 1905 г. изменил жизнь начинающего поэта. Он участвует в революционных событиях, пишет сатирическую поэму «Егорка», восторженно встреченную трудовым Барнаулом.
В 1910 г. в Петербурге товариществом «Бытовая Сибирь» был издан его первый сборник стихов - «Аккорды мысли», одобренный А.М.Горьким, который переписывался с поэтом, оказывал ему творческую и материальную помощь. С энтузиазмом встретил И.Тачалов Октябрьскую революцию; он работает на фронте культуры, много пишет. В 1929 г. в издательстве «Федерация» вышла его автобиографическая «Мрачная повесть» с предисловием А.М.Горького.
Всего им написано более 100 стихотворений, поэм и роман в прозе, который не был опубликован, и судьба его неизвестна. В родном городе Тачало-ва его именем названа улица, на которой он жил.

Шишков Вячеслав Яковлевич

(1873-1945). Около 20 лет прожил в Сибири. Здесь начинал свою деятельность как писатель. С 1908 по 1915 г. активно выступал в томских и барнаульских газетах. За этот период он создал свыше 50 статей, очерков, рассказов, написал повесть «Тайга».
В 1909-1913 гг. В.Я.Шишков работал в изыскательских экспедициях на р. Обь, Чарыш, Бия и озерах.
В мае 1913 г. В.Я.Шишков руководил. Чуйской экспедицией с целью изыскания тракта из Бийска до монгольской границы у Кош-Агача. Начатое по его проекту строительство было прервано первой мировой войной и завершено уже при Советской власти.
Работа в экспедициях обогатила будущего писателя жизненными наблюдениями о положении коренного населения Горного Алтая. Попутно было сделано много фольклорных записей, которые использовались им позже в произведениях.
В 1913 г. в барнаульской газете «Жизнь Алтая» В.Я.Шишков опубликовал путевые очерки «По Чуйскому тракту», затем цикл новелл «Чуйские были». В 1916 г. вышла его первая книга «Сибирский сказ», в которой правдиво показаны взаимоотношения купцов-хищников с алтайцами. Через несколько лет появилась небольшая повесть «Страшный кам» с подзаголовком «Повесть шаманья, алтайская». Скитания безземельных крестьян по Алтаю в поисках «вольной» земли стали ведущей темой в рассказе «Алые сугробы».
Покинув Сибирь, В.Я.Шишков не прекращал с нею связей, вел обширную переписку с алтайскими писателями и краеведами. Герои его последних рассказов - алтайцы.
В 1973 г. в честь 100-летия со дня рождения В.Я.Шишкова его имя присвоено самой крупной краевой библиотеке, а на Чуйском тракте, недалеко от с. Манжерок, установлен мемориальный знак (скульптор П.Миронов).

Ядринцев (Семилужский) Николай Михайлович

(1842-1894). Родился в Омске, девятилетним мальчиком переехал с родителями в Томск. Образование Н.М.Ядринцев получил в Петербургском университете. Здесь он встретился с известным сибирским ученым Г.Н.Потаниным, вместе с которым позднее организовал в Томске Общество независимости Сибири. За революционную деятельность Н.М.Яд-ринцева и других членов общества приговорили к трехлетнему заключению в Омском остроге, затем сослали в Архангельскую губернию.
В 1876 г. Н.М.Ядринцев возвратился в Сибирь. Активно участвуя в работе Западно-Сибирского отдела географического общества, он совершил несколько научных экспедиций по Алтаю и Монголии, плодотворно занимался публицистической деятельностью. В основанной им газете «Восточное обозрение» часто появлялись интересные материалы по Алтаю, которые он подписывал псевдонимами -«Сибиряк», «Сибирский странник», «Балянчи», «Колонист» и др. (всего более 50 псевдонимов). Много внимания уделил Алтаю в книге «Сибирь, как колония».
Незадолго до смерти Н.М.Ядринцев писал алтайскому краеведу и фольклористу С.И.Гуляеву: «Хотя пребываю в Иртышской равнине, но мои глаза обращены постоянно к синеющим вершинам Алтая, где оставлено мое сердце».
Похоронен Н.М.Ядринцев в Барнауле. В центральной части города ему установлен памятник, выполненный по проекту архитектора К.Сибирякова. Именем его названа одна из улиц.

Источник: Туристские районы СССР. Алтайский край. - М.: Профиздат , 1987