Афанасьев Андрей Евгеньевич

«Конечно, любому человеку, тем более альпинисту, хочется на гору. Хочется быть на вершине. Это, наверное, нормальное человеческое желание. Но у альпиниста это ненормальное желание. Это его жизнь. Это его».

Родился 2 сентября 1955 года, на Волге, в г. Калинин, ныне Тверь.

Мастер спорта по альпинизму, 3-х кратный чемпион России, "снежный барс". Его ребята получили 4 золотых медали на "Зимниаде 2004" (международные состязания по зимним играм) и стали чемпионами в спартакиаде 2004 года.

В 2006 году был записан в книгу рекордов Иркутской области, как восходитель с наибольшим количеством гор: более 400 восхождений (из них более 70 первопрохождений и первовосхождений).

Также на сайте:

Афанасьев Андрей Евгеньевич - Испытание короной / Школа ущелья
Афанасьев Андрей - Два моих соло
Памятник Галине Афанасьевой на Актру
Афанасьев Андрей Евгеньевич - Эверест 1994
Афанасьев Андрей Евгеньевич - Про альпинизм

А. Афанасьев о себе

Андрей Афанасьев: Родился 2 сентября 1955 года, на Волге, в г. Калинине – ныне Тверь. Родители не занимались никаким спортом, разве только в детстве, как все. Отец – военный лётчик, офицер ВВС. Воевал в Корее. Мать была преподавателем немецкого языка. Умерла в октябре 2007.

Альпинизмом начал заниматься в 1970 году, в с/к «Заря» города Бийска. Первый тренер – Ахатов Зуфар Ахатович.

В 1972 году в Ала-Арче выполнил 3 разряд по альпинизму во Фрунзе.

Первый инструктор – Людмила Шацкая. Затем вновь были горы.

Служил в армии с 1973 по 1976. После армии уехал из Бийска в Иркутск. Там родились дети. Работал инструктором.

Кандидатом в мастера спорта по альпинизму стал в 1979 году.

Звание мастера спорта присвоено в 1985 году. Набрал в три раза больше баллов, чем было необходимо для получения этого звания. Просто в советское время много спортсменов выполняло норматив мастера спорта, и был лимит – 20 мастеров в год, не больше по стране.

Набрал вместо положенных на присвоение звания 20 баллов 66. Заявки три раза подавал Юдалевич Владимир Фадеевич, тренер, но ранг соревнований Шатаеву не нравился: всё время выступал за Вооружённые Силы. Он написал, чтобы хотя бы набрал один балл на чемпионате России или чемпионате СССР.

Когда попал в сборную России в 1985 году, выступил на Союзе и мы взяли бронзу, Шатаев сказал: «Всё! Наконец ты выполнил норматив». Я говорю: «Ну вы даёте! За 21 балл присваиваете мастера, а тут за 60 не давали».

В 1985 году служил в армии военным альпинистом.

В 1984-1985 годах ходил соло. Соло начинал вначале на скалах в одиночку, чтобы понять технику хождения. Попробовал в горах. Вначале в Саянах, на скалах в Иркутске, в Дивногорске, на льду и на скалах в Аккеме под Белухой. Там каждый год бывал осенью и ходил соло на маленькие горки до 3б.

У меня около 10 сольных восхождений.

В 1984 году в Саянах в ущелье Зумхандагай сделал три восхождения, посвятил их своим погибшим товарищам. После восхождения на «домашнюю» 4а протёр у верёвки сердцевину. Чтобы не было узла, простыми нитками заштопывал её. Узлом нельзя было связывать: такая система сольной страховки, она должна быть такой же по толщине. Лишь потом прошёл «пятёрку». Крайнее восхождение на Саан 5а.

Когда прошёл один, сломал палец на ноге и, наверное, мог там остаться навсегда, так как помочь было бы некому. Если бы палец на руке сломал – пришлось бы туго. А если ногу, то и говорить нечего.

Не потому ходил соло, что страсть хотел был одиноким, а потому что один на один – это наиболее интересно для альпиниста. Один на один с горой: никто не мешает, не помогает.

Честно скажу, что у меня самое важное соло – по центру на Белуху, в 1985 году. Там меня Галка страховала, жена, чтобы я вышел через бергшрунд, прошёл под горную трещину, а потом на Белуху, можно сказать, «залетел». Зашёл за 3.55 наверх и спустился по стене же за 1.55.

На Белухе соло ходят иногда, но все, кто ходил, даже близко такую скорость не развивали. Я тогда думал, что это вполне возможно. Я же был  в сборной России и приехал после чемпионата СССР, и форма у меня была блистательная.

Когда готовился к сольным восхождениям, не намечал соло абсолютно в одиночку, это должны были быть восхождения со страховкой. В первый раз на СОАН (Сибирское отделение АН) и приглашал трёх человек. Мы разработали план: один идёт по пятёрке соло, а другой для подстраховки идёт по тройке, на этот же Саан. Потом меняемся, чтобы каждому «пятёрку». А кто первый идёт – по жребию бросать хотели.

Но когда я уже собрался, то из приглашённых мною трёх человек ни один не выбрал время. Я остался без товарища, один. Пришлось одному совершать восхождение, поскольку у меня «копыта землю рыли», и уже невозможно было остановить. Пошёл один…

Так же получилось с Западной Белухой. Мощная, хорошая лавина очистила склон, и ребята, которые были в Аккеме, хотели совершить восхождение по этому маршруту. Они имели спортивные амбиции, а на самом деле как спортсмены были слабенькие. Я сразу не хотел это осознавать, догадывался на уровне подсознания, но снисходительно к этому относился. Думал, что ребята пойдут.

Так вот, когда лавина сошла, они сорвались: «Давай! Пойдём, пойдём!» Но когда я уже собрался и не мог остановиться, они все «сдулись». Некоторые даже ушли вниз, чтобы не было соблазна.

Потому что страшно. Когда об этом говоришь, ещё не привязываясь, не начиная работать, а только, что пойдёшь на эту стену – легко. А когда начинаешь её рассматривать с той мыслью, что на неё сейчас «бросишься», то появляется страх, и не все выдерживают.

И опять остался один. Мы сначала сходили вокруг Белухи, взошли на неё, сверху осмотрел стену, обошли её, и только потом пошёл снизу.

Это было в ночь со 2 на 3 сентября 1985 года. Вышел на вершину в 4.05, а пришёл в 9.55, где мы встретились с Галкой внизу.

В 1986 году Джигит – 6б.

В 1987 году у нас погиб Виктор Гайдук, приличные спасработы организовывал.

В 1988 году сам «поломался», на Казбек ходил.

В 1989 году совершал восхождение на пик Революции. У нас была трагедия, паника – убило Сашу Глушкова, который находился рядом со мной. Пять сантиметров, даже меньше рядом с моей головой камень пролетает и убивает его наповал, вместо меня. Южная стена Революции по маршруту Старосельца.

Мы за день набрали кило сто по высоте. Правда, до этого обработали 6 верёвок. Саша Глушко был впереди.

А убило его ночью. Было землетрясение, четыре камнепада. Четвёртый отработал по нам. Сашу тащили двое суток, спускали мёртвого. Я был в сборной команде единственный из Забайкальского округа. Остальные – из Ленинградского округа, 7 человек, все мастера спорта, кроме одного – Димы Тимошенко. Команда была звёздная. Жена Тимошенко – тоже мастер спорта.

Когда ночевали, ночевали в разных местах. Мы как раз со стены отошли на гребень, чтобы не накрыло очередным камнепадом. Ночевали на разных уровнях, Саша Глушков лежал отдельно, потому что не было общей ровной площадки. Из 8 человек кто-то по двое ночевал, кто – по одному. Под открытым небом. Погода была нормальная, минусовая, но не сильно холодно. Да и нечего было выбирать! И в эту ночь опять было землетрясение. Отработали все ледопады, но ни один камень не упал.

В 1990 году сходил на Победу, на Хан-Тенгри, но это было не первый раз, я уже до этого, в 1989 году, ходил на него.

В 1991 году в Фанских горах мы сходили 6б на Чапдара Салонникова, взяли 2 место на РСФСР. Я тогда от Томска выступал, был тренером, выпускающим и участником в команде – играющий тренер. Был большой сбор: 84 восхождения за 20 дней. Это много, успех. Только и делали тогда, что ходили: 5б штуки три, две 6а и одну 6б. Помимо всякой мелочи.

А после этого мы поехали на «высоту». Была план-программа «3 семитысячника»: за двадцать дней взойти на три семитысячника. Уложились за 16 дней. У нас получились пики Ленина, Коммунизма и Корженевской. Сначала был Ленина, потом перелетели на поляну Москвина – пики Коммунизма и Корженевской.

Это всё происходило в то время, когда был путч. Помню, что «болел» за путч, а большинство населения почему-то «болело» за Ельцина. Подумал: или я дурак, или они подыгрывают против стабильности. Видимо, модно было тогда: «демократия», «давай, от коммуняк отойдём». Так ведь показали всем, что Ельцин невменяемый от алкоголя был в Америке, да и видно было по всему, что он из себя представлял. Кого показали? Разве нас этим можно удивить – алкашами, нашу страну?

Мне лично было всё понятно. А кураж был против здравого смысла. В этом путче не было яркой величины. За коммунистов я традиционно голосую, хотя сам никогда им не был, и не был комсомольцем. Но я голосую за них, потому что они хоть какую-то стабильность имеют.

Прекрасно понимаю, что не выиграет Зюганов, выиграет Медведев. Если не выберет народ, то выберут кому надо. Но Зюганов – не симпатичная личность. Коммунисты наравне с каким-то ЛДПР имеют голоса!

А вот в путче, кроме Халбулатова, личности не было. А Хасбулатов – чеченец. А я считаю, что Хасбулатов был самый русский человек из всех претендентов тогда.

С 1989 по 1991 годы работал гидом, горным проводником, инструктором по альпинизму. Кормил свою большую семью. Только этим, другого дохода у меня не было. Серьезный был заработок, и была востребованность у людей СССР.

После революции имени Ельцина получилась сразу глубокая задница. Как только он «победил», сразу же стало ясно: всё – хана! Я лично видел, что всё закончилось. Не знаю, как другие, может быть, они надеялись, но я сразу понял, что это всё – конец! Не потому, что такой умный, а потому что у меня сразу же закончились заказы. У людей кончились деньги!

Поскольку дети были маленькие, а в Иркутске неблагоустроенный дом, мы перебрались в Бийск.

Пошёл в школу, но ничего уникального не было. Правда, на Шавлу мы летали на вертолёте. Вертолёты были крайне дешёвые. Мы были бедные, но в совокупности нам удалось добраться на вертолёте! Не так-то просто! Это в 1992 году. Было 2-3 первопрохождения на Белуху, тройки. Коля Захаров тогда организовывал. Немцы приезжали. Мы с Колей сходили два первопрохождения – 3а. Там убило в позапрошлом году минчан. В этом году мы с Алисой были на Белухе, видели одного «подснежника». Обломился лёд, и он там находился. Двухлетней выдержки. Белорус.

А мы тогда по этим ледопадам прошли. Один маршрут квалифицирован под фамилией Кузнецовой Тани, а второй я на себя записал.

В 1995 году тоже куда-то ходил. Но ничего грандиозного не вспомню. В Саянах потихоньку выгребал.

В 1996 году повоевал в Чечне. В горы не ходил, потому что в горы ходить было не страшно после этого.

В 1997 году сходил с товарищем-иркутянином, Игорем Коншаковым, в грандиозный путь, опасный, через Троновы штаны на Караташ. В станину 5а, через лёд. Там 200-метровый ледовый откол. Мы угадали, пока он готовился к отрыву. А падает он регулярно. Если смотреть на Караташ, то по правой штанине, а если орографически, то по левой. Я этот маршрут классифицировал.

В 1998 году выступал в Саянах. Траверс зимой. Там подобие «бутылки», только посложнее. Сходили Маашей втроём, с Салиным, Колей Зятьковым.

А в 1999 году сходили Караташ, 6а, по «промежности» «Троновых штанов» – Салин, Зятьяков, Колей Слободчиковым. Хороший маршрут: длинный, разнообразный. Не прямая стена, но «шестёрка» достойная.

В 2002 году зимой сходили на 20 лет Октября: Салин и Слободчиков, остальные – иркутяне. Один иркутянин, один улануденец, один благовещенец, Игорь Шерстнёв, он сейчас из Китая приехал, поморозился.

Потом мы ходили с иркутянином Хандажапов Баиром, в сентябре. Я был на пенсии, а он – студентом. Так на его стипендию и на мою пенсию сходили на Клинок, есть такой нависающий маршрут. Заняли первое место на России. В классе первопрохождений.

2003 год сходил на гору «Мама», на БАМе от Уояна в верховьях реки Мама. Так мы и назвали гору, она не очень сложная, просто было сильно холодно.

2004 году сходил на Муйский гигант, 4 место на России. Это так далеко, такие комары! Такая интересная стена! Там много стен сибирского типа: не мраморные, а гранитоидные.

В феврале 2007 сходил ещё «шестёрку» в Саянах. На Купол, рядом, где Клинок. Есть ущелье Бурун Хандагай, там стены мощные.

Наиболее сложным считаю первопрохождение на центральную Саук-Джайляу по северной стене. У меня есть маршруты известных авторов, но это наиболее сильное. Всё там стояло вертикально, хотя снизу казалось, что там должны быть полки. Жили в платформе, и восхождение было достаточно долгим.

Погода была особенная: кругом тепло, а на горе летом постоянные туманы, снегопад. Гора стоит, как пряник, всё время по льду и снегу. Там эффект такой: снизу происходит возгонка паров, и снег на карнизы налепляется снизу. Смотришь в оптику и думаешь, что это полки, где можно реально встать ногами. А полки оказываются обратного направления, и эти снежные шапки падают время от времени.

В 2006 году был записан в книгу рекордов Иркутской области как восходитель с наибольшим количеством гор: у меня сейчас более 400 восхождений, и из них более 70 первопрохождений и первовосхождений.

Подводя итоги, могу сказать, что самые сильные горы у меня были пройдены в 1983, 1984 году. С 1980 – 1985 самые интересные годы!

(Записано и переработано со слов А.Афанасьева Е.Гавриловым)