Шаманский камень
- Информация о материале
Шаманский камень — гора, расположенная в Шебалинском районе на Семинском хребте, на правобережье р.Сема.
Туристский район: Нижняя Катунь и Чемальский район
Как добраться
Находится на 527 км Чуйского тракта, через три километра за с. Барлак слева от дороги на расстоянии около 400 метров.
Описание
Гора имеет оригинальную форму, резко выделяется на фоне хребта, находящегося от неё с востока. Западная часть горы — отвесные скалы. Высота вершины 801 м над ур. м.
Гора соединяется с Семинским хребтом небольшой седловиной.
История
Это небольшое исследование делается не для установления истинного названия этого географического объекта. Просто попытаемся разобраться в сочетании таких популярных в Горном Алтае слов «шаманский камень».
Вполне вероятно, что данное название не имеет исторических корней, а является способом привлечения внимания проезжающих туристов. Как бы то ни было, нами пока не найдено официальное упоминание какой-либо горы в этом районе, привлекательной для шаманов прошлого.
У алтайских шаманистов олицетворение природы покоилось на основе древнего дуалистического мировоззрения, свойственного ранним ступеням развития общественного сознания.
Согласно представлениям алтайцев, у горы или камня имелся свой хозяин, который в их воображении был самостоятельным, но нечеловеческим существом, как бы слившимся с данным объектом или явлением. Этот хозяин не только обладал разумом, как у человека, но и выделялся своим обликом (воображаемым), нередко антропоморфным (например, у горы).
Некоторые шаманы прошлого пользовались камнем чат-таш (яда-таш), который описывался, как камень прозрачный. Они с помощью этого камня, который опускали в реку, посылали на своих врагов холодный дождь, который обрушивался на скот и жилища. Возможно провести некую параллель, «опускания» «шаманского камня» в реку Сему.
Еще перед военными походами древние тюрки посещали некие «храмы», божество которых должно было помочь им разогнать тучи. Жертвой в них служило вино. Какими были храмы — нет никаких конкретных сведений. Есть лишь одно упоминание празднования в воздвигнутом «храме»(или жертвеннике) тюрков вести о смерти их врага — китайского подданного Ченг Вутинга, который занимался их усмирением.
По исследованию Потапова Леонида Павловича на р. Семе жил шаман Адула, сын тувинской шаманки Канаа.
Канаа была реальной личностью, которую после смерти канонизировали. Ее почитали, делая чалу из пучка жгутов и хвоста глухаря. Можно даже примерно определить время ее деятельности как шаманки. Поскольку в юные годы её сыновей Канаа почитало уже несколько поколений и она была канонизирована, то можно смело отнести ее шаманскую культовую практику к 70—80-м гг. XVIII в. Решение этой задачи другим способом, показало, что годы жизни Канаа приходятся на последние десятилетия XVIII в. Горный Алтай в это время, как известно, уже находился в составе Русского государства.
В конце XIX века в районе р. Семы были известны следующие шаманы. Первым, согласно исследованию Анохина Андрея Викторовича следует назвать Пупыйланга — шамана мрачного, из рода Myндус, из первой алтайской дючины
Предок его, по линии матери, был шаман Андаап. Он был бездетным и просил своего дядю шамана Калпаса покамлать духам о даровании детей. Тот помог, и вскоре жена родила Андаапу сына. С тех пор род матери Пупыйланга стал чтить Калпаса, а впоследствии и Андаапа.
Немного о шамане Калпас, который жил в ойратское время. По легенде восемь шаманов, в числе которых был и Калпас, было брошено в костёр по приказу местного чиновника. Каплас, который якобы мог улететь и миновать сожжения, хотел спасти шамана, который был внизу, но не имел сил совершить подобное вместе с Капласом. Оставшись в пламени, Каплас и сам не согрел и не дал погибнуть своему собрату.
Чиновник приказал раздуть новый костер мехом о семи жерлах и бросить в него Калпаса. Но и тут Калпас остался жив, сперва лишь побелел, а потом сделался буроватым. Видя это, чиновник сказал: ты действительно шаман.
Вот текст благословения-алкыш Калпасу, которое использовал Пупыйланг:
«Красноречие красного языка (моего),
Пуговица волосяных щек (моих),
Зарница пегих глаз (моих),
Звон луновидных ушей (моих)!
Хозяином (ты) стал шубы с воротом,
В середину сердца вложил силу вещания!
Повинуясь вышнему Ульгеню-свету,
Ульгенем-светом прославлялся,
Основания земли достиг,
Воздавал славословие Абуу-каану.
Имеешь семь соловых лошадей с упряжью,
Имеешь (почетное) положение в семи сагаях.
От солнца несгораемый бурый камень,
От месяца несгораемый золотой камень!
Дядя мой по отцу Калпас-шаман!
Свободный герой-мундус.
Имеешь лестовку, почетный мундус!
Семь сагаев будем славословить,
Державший семь споров,
Одержавши семь споров,
Семи племенам доставил милость.
В вине (имеешь) питьё,
В белом баране (твоя) жертва.
Вершина Аноса».
Отметим, что Анос — левый приток Катуни находится в 17 км к востоку от горы Шаман-камень.
Также следует упомянуть шаманов: Таштана, рода Тонжан и Бади-шамана, рода улюп.
Таштан — был популярный мaньячный шаман, но своего маньяка не имел, брал его у других шаманов. Камлал всем духам: неба и преисподней. Кроме своих духов-покровителей, притянул к себе других духов. Рассказывали, что при помощи бубна и орбы во время камлания низводил с неба огонь.
А Бади-шамана при нападении на Алтай киргизов убивали три раза, но он оживал. Наконец, выкололи ему глаза и распороли живот. Сердце у него нашли обросшим шерстью; то же самое было у него и внутри большого пальца, т. е. сердечко с шерстью (в пальце, где концентрируются кожные полоски, по убеждению алтайцев, есть сердце).
Убившие его киргизы сказали:
«Необычайно хороший, оказывается, юноша,
С шерстью на сердце,
С шерстью в большом пальце!»
Е.Гаврилов, 9 августа 2016 г. Ссылка на сайт обязательна!
Источники: 1. Анохин А. В.. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю 1910—1912 гг. по поручению Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии. Ленинград, 1924; 2. Потапов Л. П.. Алтайский шаманизм. — Ленинград, 1991.