Анохин Андрей Викторович
- Информация о материале
Андрей Викторович Анохин [15(27).10.1869 г. — 31.08.1931 г.] — известный учёный-этнограф, композитор, основоположник профессиональной музыки алтайцев, просветитель.
Родился 15 октября 1869 года в селе Правые Ламки Сосновского района Тамбовской области. В Бийск родители А. В. Анохина приехали в начале 70-х годов прошлого столетия, когда Сибирь принимала многих переселенцев из центральных областей России. И мать, и отец вскоре умерли. Маленькому Андрею помогли встать на ноги добрые люди.
Окончил Бийское катехизаторское училище, затем учился в Московском синодальном училище церковного пения и Петербургской придворной певческой капелле. Преподавал пение и музыкальные дисциплины в учебных заведениях Томска, руководил церковным хором архиерейского кафедрального собора.
Являлся членом Томского отделения Русского музыкального общества и Томского общества изучения Сибири, которым руководил исследователь Сибири, общественный деятель Потанин Григорий Николаевич. Под влиянием Потанина занялся изучением культуры тюркских народов Южной Сибири.
В 1908-1909 гг. совершил экспедицию в Туву, Хакасию, Монголию и Горный Алтай.
В 1910-1912 и 1913-1914 гг. по поручению Российского комитета для изучения Средней и Восточной Азии собирал материалы по шаманству у алтайцев, кумандинцев, телеутов, шорцев. Экспедицию сопровождали художницы А. А. Воронина-Уткина и С. К. Просвиркина, которые выполнили сотни этнографических рисунков.
Вот что пишет А. И. Новиков, который с А. В. Анохиным бывал в экспедициях, об этой книге: «Судя по рецензиям, ее штудировали в Германии, а в Турции так и переводили главу за главой»...
С 1918 году преподавал в школе в Чемале.
С 1921 года жил в Барнауле, где преподавал музыку и пение в школе им. III Интернационала.
Своим ученикам он прививает любовь к народной и классической музыке. Многие его ученики стали известными певцами, композиторами, музыковедами. Это народный артист РСФСР, профессор Новосибирской консерватория певец В. П. Арканов (Лизунов), народный артист РСФСР, Лауреат Государственной премии имени М. И. Глинки композитор А. П. Новиков, лауреат Государственной премии, ученый-музыковед К. А. Вертков и многие другие.
Детвора с удовольствием исполняла алтайские народные песни и песни, написанные их любимым учителем музыки о природе Горного Алтая: «Красавица Катунь», «Золотое озеро» и другие. Здесь, в Барнауле, он устраивает вместе со школьниками вечера алтайской музыки.
В летние каникулы композитор брал своих «коминтерновцев» и отправлялся в экспедиции по Горному Алтаю. Вот воспоминания одного из участников А. Е. Занадворова: «А. В. Анохин приучил нас любить природу гор и дружить с отсталым (тогда) алтайским народом. Однажды в глубине Куюмской долины, где не знали русских слов и жили, в первобытном состоянии, девочки-пионерки вымыли с мылом трехлетнего мальчика, до того никогда не мытого. Выстирали рубашку, высушили ее на горячем солнце и причесали мальчика, И вот малыш (бала) предстал перед всеми собравшимися смеющийся и обновленный. После чего у многих появилось желание помыться. Алтайцы сразу же выучили первое русское слово — мыло. Довольные мамаши и соседки угостили девочек курутом (алтайский сыр). Узнав об этом, Андрей Викторович оживился и похвалил: «Молодцы, ребята! Вот так и надо знакомиться».
Однажды школьники Горно-Алтайска, зачарованные его игрой на фортепиано и рассказами о путешествиях, спросили: «Почему вы остановились в нашем медвежьем краю? Вы могли бы жить и работать в столичных городах России? Вы же необыкновенно талантливы!» Анохин немного задумался, потом добродушно улыбнулся и сказал: «Да, вы по-своему правы... Я мог бы жить в любом краю России, но гигантская мощь красоты Алтая, как магнитом, притянула меня».
С 1926 года живёт на Алтае в Улале (ныне Горно-Алтайск) и преподаёт в педагогическом училище.
С 1906 по 1931 гг. совершил многочисленные этнографические и фольклорные экспедиции по Южной Сибири, Монголии и Восточному Казахстану. В 1923 г. за исследования верований южных алтайцев Анохин избран членом-корреспондентом АН СССР.
Умер 31.08.1931 г. Похоронен в урочище Куюм под Элекмонаром.
Архив учёного хранится в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН.
Автор многих работ по мифологии, верованиям, музыкальной культуре и шаманизму тюрков Алтая («Богатырский эпос», «Буддийская храмовая музыка», «Материалы по шаманству у алтайцев», «Бурханизм в Западном Алтае», «Душа и её свойства по представлению телеутов»).
А. В. Анохин был близким другом знаменитого алтайского художника Гуркина Григория Ивановича. Именно он уговорил молодого Гуркина поехать учиться в Санкт-Петербург, в Академию художеств и сопровождал его в этой поездке.
А. В. Анохин - один из создателей краеведческого музея в Горно-Алтайске. Полное название музея: Национальный музей имени А.В. Анохина.
В долине реки Куюм, примерно в пяти километрах выше села Нижний Куюм, установлен памятник А. В. Анохину. На памятнике имеется надпись на двух языках - алтайском и русском. Эта надпись представляет собой фразу из одного письма А.В. Анохина: "Я мог бы жить в любом краю России, но гигантская мощь красоты Алтая, как магнитом притянула меня к себе".
В. Хохолков ...И зазвучала алтайская опера
Ещё детские годы я слышал много интересного об этом удивительном человеке с многогранным талантом и сложной судьбой. Мог ли предполагать тогда, что посчастливится изучать его жизненный и творческий путь.
И сейчас, когда отмечается 115-летие со дня рождения Андрея Викторовича Анохина, хочется поделиться с читателями воспоминаниями его бывших учеников, рассказать о малоизвестных фактах из жизни этого энтузиаста Сибири, который посвятил свою жизнь изучению и пропаганде ее фольклорного богатства.
...В начале семидесятых годов прошлого столетия в Бийск переселяется семья крестьянина В. 3. Анохина из Тамбовской губернии, где 15 октября 1869 года и родился будущий композитор-ученый Андрей Анохин. Он рано остается сиротой. Добрые люди помогли ему начать учиться, а уж потом он сам продолжил свое образование в Москве и Петербурге.
В 1905 году, будучи в Томске, Анохин создает ряд революционных песен, в том числе песню «Море яростно стонало» (о восставших моряках броненосца «Потемкин»), организует большой хор из рабочих и интеллигенции и выступает с революционными песнями на предприятиях, в учебных заведениях. Композитор — активный участник демократического кружка и их подпольного журнала «Робкие голоса», за что его высылают из Томска на 10 лет в Белоцарск (ныне город Кызыл Тувинской АССР). В ссылке он впервые записывает оригинальный вокал с его разновидностями — тувинское горловое пение.
Через год ему разрешают переехать в Томск с правом работать, но только в частных учебных заведениях, где он вплоть до Октябрьской революции преподает музыку, пение, совершает ряд крупных этнографических поездок и работает в кафедральном соборе регентом.
По результатам поездок Анохин подготовил и прочитал в Томским общества изучения Сибири ряд научных докладов: «Музыка алтайских тюрков», «Богатырский эпос». «Буддийская храмовая музыка» и продемонстрировал первые записи тувинского горлового пения на фонографе.
А в начале 1910 года едет в Турцию, где делает аналогичные исследования. Но записей этой поездки пока не удалось где-либо обнаружить...
Анохин обладал большой притягательной силой, заложенной в его обаянии и трудолюбии. Все хоры под его руководством поставляют истинное наслаждение слушателям. А. М. Топоров вспоминает, что летом 1913 годя он приехал и «Сибирские Афины» — Томск и услышал в новом соборе знаменитый хор под управлением регента-композитора Анохина, который привел его в восхищение. Вспоминают также, что Анохин— не то в шутку, не то всерьез — не раз приглашал в свой хор писателя В. Я. Шишкова с его сочным баритоном. Не исключено, что именно под влиянием Анохина В. Я. Шишков написал наполненные драматизмом рассказы «Алые сугробы» и «Страшный Кам».
В Томске и Барнауле весьма популярны были две песни Анохина — «Колодники» на стихи А. Толстого (песня подполья); «Спускается солнце за степи, вдали золотится ковыль, — колодников звонкие цепи взметают дорожную пыль...» и «Ивушка» на стихи А. Плещеева: «Что ты склонилась, зеленая ивушка? Что ты уныло шумишь? Или о горе моем ты поведала — вместе со мною грустишь?».
Композитор чутко слышит пульс России и во время империалистической войны с Германией пишет на стихи К. Баранцевича марш и посвящает его русской армии.
Великий Октябрь Анохин встретил в Горном Алтае. В 1917—1920 годах живет в Чемале и преподаст алтайский язык, музыку, алтаеведение в учительской семинарии и школе-интернате. организует великолепный хор. Над Катунью звучат новые песни Анохина.
Весной 1920 года алтайцы впервые съезжались в Чемал. чтобы послушать оперу А. Даргомыжского «Русалка», которая была поставлена силами интернатовских ребят и интеллигенции под руководством Анохина.
С 1 сентября 1920 года Анохин работает в Барнауле учителем муэыки и краеведения в школах, а также руководит двухгодичными курсами хормейстеров при рабоче-крестьянской консерватории.
Всю заботу и тепло своей души Анохин отдает детям. Он каждое лето совершает с ними этнографические поездки по Горному Алтаю. Так, 14 августа 1923 года газета «Красный Алтай» сообщает: «Впервые собран детский фольклор, описаны обряды, праздники, собраны коллекции биологического характера. По этнографии записаны 60 алтайских песен (текст и мелодия), много сказок, легенд и загадок. Учащиеся самостоятельно провели школу-передвижку для местных партийцев и комсомольцев».
После таких экспедиций, как правило, делались выставки, читались доклады, ставились концерты, которые привлекали большое внимание не только школьников, но и горожан. Материалы, собранные Анохиным во время экспедиции по Горному Алтаю, к сожалению, бесследно исчезли...
Живя в Барнауле, Анохин работает, пожалуй, с тройной энергией: уроки и репетиции, концерты и экспедиции, создает песни нового времени и музыкально оформляет литературные, исторические вечера в школах, пишет на народной основе алтайские оперы «Хан Эрлик» и «Талай-хан» и ставит их со школьниками.
В январе 1925 года в Москве, на первом Всесоюзном учительском съезде, в своем докладе. А. М. Топоров с гордостью говорил, что в Барнауле коллектив школы имени третьего Коминтерна ставит алтайские оперы и исполняет сюиты для хора и оркестра. И этим все обязаны поэту, ученому, дирижеру, композитору и славному товарищу А. В. Анохину.
С ноября 1925 года и до конца своих дней (31 августа 1931 года) Анохин вновь живет в Горном Алтае, где, как и многие образованные люди области, активно включается в борьбу с безграмотностью. Он ездит по аймакам с различными лекциями, организует общество краеведов и становится первым директором музея, является постоянным членом литколлегии и основоположником алтайской профессиональной музыки, записывает народные песни племен Горного Алтая,
Да, он знал буквально каждый уголок Алтая, где кто живет и каким талантом обладает. Когда в 1929 году А. Минкин снимал фильм об Ойротии, ему не хватало выразительного типажа. Анохин посоветовал снять Яйхим из Усть-Канского аймака. Вскоре режиссер восторженно писал Андрею Викторовичу: «Яйхим снимается отлично! И несмотря на то, что она плохо знает русский язык, но понимает с полуслова. Просто молодец! Я не знаю, как тебя благодарить за такую находку?! Спасибо тебе, дорогой!».
Это был один из первых звуковых фильмов страны. За музыкой обратились к Дмитрию Шостаковичу, который, в свою очередь, предложил: «С данной работой, как никто другой, блестяще справится сибирский этнограф и композитор А. В. Анохин».
Вскоре после смерти А. В. Анохина кое-кто стал говорить о нем, как и композиторе «поповской и шаманской музыки». Это «мнение», очевидно, и привело к тому, что богатейший этнографический материал Анохина — более чем в 10 тысяч иллюстрированных и рукописных страниц — частью «утерян», частью разбросан по музеям, институтам и частным лицам.
Думается, что необходимо полностью собрать и изучить труды Андрея Викторовича Анохина на высоком уровне. Это и дань уважения к истории нашей, и благодарность потомков.
Алтайская правда, 14 октября 1984 г.
Перевёл в текстовой формат Е.Гаврилов, 8 ноября 2015 г.