Язула
- Информация о материале
Язула (Юзеля, Jазулу) — труднодоступное и отдалённое село Улаганского района на правобережье р. Чулышман. Относится к Саратанскому сельскому поселению. Юго-восточнее села, в месте бывшей пограничной заставы, находится кордон Алтайского государственного природного заповедника.
Как добраться
Путь к селу начинается на 54 километре Улаганского тракта. В с. Улаган вы поворачиваете направо, на юго-восток. Расстояние от места поворота до села — 87 километров.
Туристское значение
Наиболее известные достопримечательности данного района связаны с водниками. Это «Язулинский каньон» от которого начинаются сплавы по р. Чулышман, порог им. Мустафина, «Чёртов мост» — порог и остатки когда-то действующей переправы, кордон («Старая застава»).
Достопримечательности, которые также находятся в районе села: гора Джетиколь (Семь озер), молельное место, источник Чакыр (Аршан), места захоронения шаманов Камдьеви, пещеры на берегу Чулышмана, места былых сражений теленгитов с соёнами, оленные камни, наскальные рисунки в урочище Кижиташ.
Единственное препятствие — удалённость села и его достопримечательностей. Кроме того, немаловажен и фактор нежелания местных жителей информировать туристов о своих богатствах. Не то что сводить к достопримечательностям, вам и рассказывать о них никто ничего не будет.
Население
На 1 января 2016 года в селе проживало 247 жителей. Преобладающая национальность — теленгиты.
Топонимика
Jазулу в переводе с алтайского — весенняя стоянка, раскинувшийся, ровный. Возможно, что в основе лежит jазал, jазалду — место особых приготовлений для встречи или сражения. В районе Язулы были частые столкновения теленгитов с соёнами.
Сегодня
В селе имеются следующие объекты: школа (МБОУ «Язулинская ООШ»), библиотека, памятник, фельдшерско-акушерский пункт от «Улаганской ЦРБ».
Улично-дорожная сеть не организованная, проезды в границах существующей застройки устроены в хаотичном порядке.
Инженерные сети представлены линиями электропередач 0,4 кВт, которые обслуживают существующую жилую и общественную застройку.
Согласно Генеральному плану с. Язула планируется изменение границ населенного пункта — расширение села в северо-западном и северном направлении.
Генеральным планом предусмотрено сохранение основного источника электроснабжения - подстанции ПС-110/10кВ №36 «Улаганская» установленной мощностью 12600 кВА (два трансформатора по 6300 кВА).
Кроме того, планируется строительство и введение в эксплуатацию МГЭС установленной мощностью не менее 500 кВА.
Дизельная электростанция с.Язула мощностью 30кВт сохраняется, как резервный источник электроснабжения.
Известные люди
10 апреля 1940 года в селе родилась Тадышева Маргарита Семёновна — известная народная певица, обладающая большими импровизаторскими способностями. Учеными НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова от нее записано большое количество народных песен, устных рассказов и т.д.
Флора и фауна
Светлые лиственничные леса идут вверх по Чулышману выше ур. Язулу еще километров на 25 и заканчиваются близ устья р. Бабочек (правый приток Чулышмана). Верхняя граница леса представлена здесь исключительно лиственницей).
Летом 1935 года экспедиция профессора С. С. Турова в течение двух летних месяцев работала совместно с экспедицией заповедника и описала следующих птиц и животных в районе с. Язула.
Птицы — дятел желна, журавль-красавка (занесен в Красные книги РА и РФ), кулик-черныш, лесной конек, обыкновенная горихвостка, погоныш, садовая овсянка, сибирский коршун, тетерев-косач, тонкоклювая ореховка, удод, чекан плясун, чернозобый дрозд.
Животные — волк, лось, марал, сибирская косуля.
Позднейшими исследованиями отмечен бурый, или малый ушан.
Климат
Климат резко континентальный: с холодной продолжительной зимой и коротким жарким летом.
Данная территория находится в зоне неустойчивого и недостаточного увлажнения. Среднегодовое количество осадков 307 мм. Максимум осадков (70-80 %) выпадает в летние месяцы. В холодный период 20-30%.
За период с температурой выше 10°С выпадает около 170 мм в год.
По данным Кош-Агачской метеостанции среднегодовая температура отрицательная (-7.4°С). Абсолютный максимум - в июле - +29°С.
Повсеместно сохраняется прерывистая вечная мерзлота. На северных склонах в летние месяцы она вскрывается на глубине 5-15 метров. Продолжительность зимнего периода 7,5 месяцев. В Язуле глубина снежного покрова в долине доходит до 50 см.
Обряды
В 1976 году исследователи вместе с группой местных жителей участвовали в обряде, который совершался у источника (Аржан) Чакыр. Источник расположен в 20 км от села Язула.
Вода источника вытекает из горы, по желобу. Поездка, моление совершается два раза в год: в июне-июле и в августе-сентябре. Пользуются аржаном только жители села Язула.
Обычно на нем проводят один день или три, но можно и больше. В канун поездки припасают пищу: пекут из теста в масле лепешки, готовят свежий талкан. Приготавливают специально для аржана каймак (сливки, снятые с кипяченого молока).
Приехав к аржану, разводят недалеко от источника костер и одного из своих членов посылают с чайником за водой к источнику.
Перед тем как наполнить чайники, каждый глава семьи пьет три глотка или чашки из аржана. Перед принятием первых глотков к источнику прикрепляют (ленты белого цвета). Чай варят с добавлением талкана и каймака. Затем в чашки наливают молоко и с деревянных ложек кропят три раза в сторону аржана и вокруг очага. Все собравшиеся поворачиваются лицом к источнику и клянутся три раза.
Из готового чая делается угощение аржану и три поклона, затем все принимаются за еду.
Поев, идут, произнося слова молитвы, к аржану, у каждого имеются ленты, их привязывают к деревьям возле источника и трижды пьют из него воду.
Затем умываются под струями холодной воды. Перед отъездом в аржан кладут пуговицы, монетки достоинством в 10-50 коп, делаются поклоны.
Церемониалы совершали женщины, из взрослых мужчин не было никого.
Пользование аржаном шло по строго определенному правилу. Ленты повязывались белого цвета, раньше вешали трех цветов (белый, синий, красный). Роль и значение такого атрибута наглядно раскрывается через культовую, народно-обыденную практику, находится в органической связи с окружающей, одухотворенной природой.
История
Упоминание урочища Язулу с теленгитским аилом найдено у Семенова-Тян-Шанского Вениамина Петровича, который побывал здесь в 1895 году: «Здесь живут крещеные теленгиты и имеют молитвенный дом. Занимаются они скотоводством и отчасти земледелием, хотя хлеб вызревает здесь, вследствие высоты места, не каждый год. Развиты также рыболовство в Чулышмане и охота. В Язулу есть мост через Чулышман, опирающийся на скалы обоих берегов. От Язулу можно пройти по тропе перевалом Чулышманские белки и спуститься в долину р. Башкауса по его притоку рч. Кара-Дершу».
Молитвенный дом использовался в качестве школы. Сруб был перенесен из миссионерского стана в жилую зону села и сориентирован фасадом вдоль красной линии улицы, т.е. без соблюдения ориентации по сторонам света. В настоящее время сруб заброшен.
В плане Петро-Павловский молитвенный дом представляет собой вытянутый прямоугольник без выделения алтарной части и притвора. Внутри здание было разделено на две неравные части. Меньшая часть, возможно, служила алтарем, большая часть была школьным помещением и иногда, в приезды миссионеров, там проходили богослужения. Основные фасады здания решены в четыре окна, которые расположены с нарушением ритма.
В 1905 году в дневнике Верещагин Виктор Иванович отмечает: «От р. Карасу начинается урочище Язула. В аиле, расположенном за Карасу, мы остановились для отдыха. Всё население собирается около нашего костра. Благообразный седой старик в красном халате приносит нам скверного кумыса. Все садятся в кружок. Начинается обряд угощения трубкой. Завязывается беседа. Вопросы быстро следуют один за другим: кто? откуда? куда? зачем?..
В лесу за аилом мы встретили деревья, увешанные гирляндами из жгутов травы. Каждый жгут толщиной приблизительно в руку и сажень длины. Это местный способ сушки сена, употребительный также и на Башкаусе. Такие жгуты удобно переносить и перевозить с места на место.
От Среднего Kyлоаша тропа идет по самому берегу Чулышмана, пересекая р. Кайныр, впадающую в Чулышман, к устью р. Байбеш (тоже—приток Чулышмана); отсюда— вверх по правому берегу Байбеша, пересекает его правый приток Куруюн и переходит на левый берег Байбеша.
Здесь на пригорке находится убогая церковка; рядом с нею общественная юрта, а подальше в долине несколько телеутских юрт. Ниже на прилавке над Чулышманом расположены пашни. Несмотря на значительную высоту места, хлеб, (ячмень), говорят, здесь родится хорошо.
Мы остановились в общественной юрте, куда к нам вскоре явились больные телеуты и телеутки за лекарствами и советами.
Видимо нас принимали за врачей...
У Верхнего Кулоаша кончается урочище Язула и стоят последние юрты. Дальше идут совершенно необитаемые места».
В списках населённых мест Язула упоминается только в советское время.
В 1926 году урочище насчитывало 50 хозяйств, в которых проживали теленгиты: 105 мужчин и 133 женщины.
В 1934 году на местных дорогах Чодра и Язула планируется произвести земляные в размере 458 кубометров.
В 1934 г. Язулинский колхоз перевыполнил план воспроизводства стада. По плану должно быть 916 голов, а имелось 1171 голова. Председателем правления был член ВКП(б) Алексей Мадрышев, парторг Степан Тадышев.
«Пастухи Тымаева М., 52 лет, полностью сохранила приплод 139 козлят, Тазаранова Сара полностью сохранила приплод 138 ягнят, Кеденева Анастасия полностью сохранила приплод 28 жеребят, Кеденов Моисей сохранил приплод 20 жеребят».
В 1937 году отмечается, что «начальная школа в урочище Язула, Улаганского аймака с помощью колхоза «Кызыл Озёк» начала подготовку к новому учебному году. Уже заготовлено 120 кубометров дров для нового учебного года, организуется перепись детей школьного возраста и др. По примеру нынешнего года в будущем учебном году в школе будут организованы горячие завтраки».
На 1 января 1938 года в сельхозартели «Кызыл Озёк» Чодринского сельсовета Улаганского аймака было 65 дворов, площадь посевов озимых и яровых составляла 70 га, поголовье крупного рогатого скота насчитывало 187, овец и коз — 1410, лошадей – 206 голов, денежный доход составлял 28.862 рублей, а стоимость основных средств производства– 29.776 рублей.
12 декабря 1954 года на заре улицы села Язулу, Улаганского района, огласились дружными песнями. «Это с гор организованно приехали животноводы. В избирательном пункте в этот день собрались почти все колхозники колхоза «Кызыл-Озёк». Первым подходит к столу счетной комиссии за бюллетенями и к избирательной урне старейший табунщик Алексей Захарович Тымыев.
— Мне 63 года, — говорит он. — Однако я полон сил, вместе со всеми колхозниками настойчиво борюсь за новые успехи в животноводстве. Хорошо жить и трудиться в Советской стране, где люди равноправны и счастливы.
Все избиратели села Язулу проголосовали до 8 часов утра, но целый день в сельскохозяйственной артели царило праздничное оживление. В клубе колхозники смотрели кинокартину и слушали концерт художественной самодеятельности. На площади были проведены конно-спортивные соревнования».
В 1964 году в поселке Язулу, в колхозе уже имени Калинина, «на каждые сто человек приходится по сто экземпляров изданий. Хорошо позаботился о подписке секретарь партийной организации т. Петпенеков А. Е.».
В 1967 году Язулу — далекое таежное село. От него до райцентра Улагана — 120 километров. Единственный транспорт зимой и летом — кони. «В селе с 1939 года начальником отделения связи работает Акулина Семеновна Тадышева. А начала она с почтальона. Зимой и летом, в мороз и дождь ездила Тадышева на коне между селами, доставляя письма, журналы, газеты... Удивительный это был почтальон. Если после раздачи почты у нее оставалось время — девушка не сидела, сложа руки, а помогала колхозникам и чабанам.
Пожилые колхозники, глядя на старательную девушку, говорили: «Шустрее Акулины нет девушки в селе. И даже на коне она ездит лучше парней...».
В 1970 году волки загубили в язулинском козоводческая совхозе «Улаганский» десятки голов крупного и мелкого скота, нанеся хозяйству урон в сумме 7.373 рубля. Волки нападали на скот прямо днем, а чабану нечем было отбиться: не было ни ружей, ни боеприпасов. Ничего не предпринималось для уничтожения хищников со стороны штатных охотников и охотинспекторов…
В 1971 году сильные снегопады закрыли перевалы на пути к Язулу, ни проехать туда, ни пройти, а тут еще телефонная связь оборвалась. «Совсем отрезало ферму от всего мира. Связи нет неделю, вторую, а зимовка скота требует к себе постоянного внимания, оперативного руководства. Директор совхоза «Улаганский» Дмитрий Алексеевич Чолтугашев решает: «Пошлем нарочного в Язулу». На следующее утро от конторы отъезжает всадник, одетый, по-дорожному. Путь ему предстоит немалый — сто десять километров по горам, через гольцы, по дремучей тайге.
Такое на Улаганском нагорье случалось довольно часто, хотя телефоны имелись на всех четырех фермах хозяйства. Но работала связь из рук вон плохо. Если произойдет обрыв проводов, то пройдёт не менее десяти дней, пока дождутся в совхозе линейного монтера. Недаром горько шутили чабаны: на связь надейся, да сам не плошай. Захочешь поговорить с дирекцией, заседлывай лошадь, езжай прямиком в Улаган — быстрее, чем по телефону разговора добьешься. Посылка нарочных отвлекает от работы много людей».
Из-за трудных дорог в Язуле долго не было ни одного трактора.
В 1971 году чабан комсомолец Роберт Тазранов первым среди жителей села получил профессию механизатора и по каменным тропам, через тайгу, горные завалы даже с риском для жизни провел в Язулу гусеничный трактор.
Механизатор распахал узкую долину недалеко от фермы площадью 60 гектаров, засеял ее, а осенью получил сочные, зеленые корма для общественного скота. Плуг в разобранном виде и другой прицепной инвентарь ему доставили на вертолете, по воздуху же завезли семена.
В 1972 году «над Язулой уже несколько дней билась снежная метель. Даже под защитой щебнистых стен Челушманского ущелья света белого не было видно. Не хотела зима без боя сдаваться весне. Вот и пустила в ход ураганный ветер и нескончаемые заряды снега.
А что творилось там, на перевале, на самом ветродуе, можно было только представить. Звуки разбушевавшейся стихии, казалось, набивались даже в телефонные провода. Связь с Саратаном поминутно прерывалась. Так что дозвониться до соседнего села в тот день язулинский почтальон Игнат Васильевич Мамаев, сколько ни тряс трубку и ни дул в нее, не смог.
Дозвонился он назавтра, когда пурга поутихла. Он договорился с саратанским трактористом Ильей Лукичем Тойзоновым встретиться на Байхонду.
Если смотреть по прямой — до перевала этого от Язулы рукой подать. Невооруженным глазом можно разглядеть с перевала и узнать движущиеся фигуры людей там, внизу, на улицах села. А если ехать, то добрый десяток километров нужно карабкаться все вверх и вверх по щебню и наледи.
Обычно Игнат Васильевич Мамаев возил почту сам до Байхонду и еще дальше — по тайге и горам, до самого Саратана. Но весенняя метель засыпала перевал, глубокие сугробы намела в тайге. На лошади не проехать все 70 километров пути. И Мамаев решил не спускаться с перевала, не лезть верхом на коне в свежие, рыхлые суметы снега, ожидать встречу на ветродуе.
А Илья Лукич Тойзонов твердо заверил: к перевалу он обязательно пробьется. Потому что ждать дальше никак нельзя: и в Язуле, и в Саратане накопилась почта, и самый срок обменяться ею...
В тот раз хватило приключений для Игната Васильевича Мамаева. Он ждал свидания на Байхонду два дня и две ночи. Ждал, что вот-вот трактористы все-таки пробьются, и они обменяются почтой. Он не знал, что трактористы вынуждены были отступить. Прождал их еще сутки и спустился в Язулу после того, как проел и прокурил весь взятый с собой в дорогу запас…
Перевал был взят через несколько дней…».
В 1981 году у вертолетчиков обычный рейс. Летят, чтобы взять в Язуле пассажиров, среди которых — медики районной больницы. «Несколько дней назад их таким же образом доставили сюда проводить профилактический осмотр животноводов местной фермы совхоза «Саратанский». Попутно привезли товары для язулинского магазина — мешки с мукой высших сортов. На сиденье коробка с медикаментами — это для фельдшерско-акушерского пункта.
На разгрузку и посадку пассажиров уходят считанные минуты, и вот снова все быстрее раскручиваются лопасти винтокрылой машины, поднимая вокруг снежные вихри...
Вот такая она, глубинка. Со школой, клубом, магазином, почтой, телефоном, медпунктом. Радио и электричеством. И с мальчишками, еще не видевшими городского трамвая, но освоившимися уже с вертолетами, которые связывают поселок с большим миром надежными воздушными мостами».
В 1982 году археологи АГУ зафиксировали наскальные рисунки в местности Кижиташ на правом берегу р. Чулышман.
В 1985 году дикие кабаны совершили набег на овсяные поля на Язулинской ферме.
с 1 октября по 31 декабря 1986 года в Язулу из горноалтайского аэропорта три дня в неделю (понедельник, среда, суббота) летал вертолёт МИ-2, рейс № 4815-4816. Вылет в Язулу был 10.10 по местному времени. Прибывал он в пункт назначения в 13.25. Через пять минут в 13.30 он улетал в Горно-Алтайск.
В 1990 году бригада тракториста Аркадия Абрамовича Уханова за сезон пробивает, наконец, дорогу к Язуле, строит Язулинский перевал.
После уничтожения СССР
В 1994 году введен в эксплуатацию телевизионный передатчик.
В 2010 году капитально отремонтирована средняя школа.
Разное
Группа мест, которые окружают село, содержат информацию о древних лесных промыслах его населения области. Эта Кара тыт (тыт –лиственница), Чибилу сойок (чиби – пихта), Мӧштӱ аиры (мош – кедр).
Само селение Язула располагается на склоне горы. По религии жители – шаманисты. В прошлом кочевники, ныне оседлые племена, занимающиеся животноводством и земледелием.
Все «Хорошие места», связанные с добрыми духами находятся на возвышенностях, выше Язулы. Места захоронений, «нейтральные места» - на одном уровне с Язулой. А все «Плохие места» - ниже селения.
Также язулинцы считают, что все хорошее находится на юге востоке, а плохое на севере и западе. Что удивительно, Джетиколь, Молельное место и Аршан находятся на Севере от Язулы. Они, по представлениям жителей, защищают Язулу от зла, расположенного на севере.
Жительница с. Язула Улаганского района, Р. А. Мадрашева рассказала, что местные жители брали зернотерки-баспаки в местечке Баспакту оик. Раньше в этом месте ночевал человек по фамилии Тумыев, во сне ему явился Хозяин Алтая и сказал: «За чем пришел, то я и приготовил -зернотерку, положил камень на камень, бери». Утром он проснулся, сварил пищу, опрыскал, завязал кыйра (ленточку), затем сразу нашел зернотерку и уехал домой.
Зернотерки берут и на берегу Челушмана, а также в других местах, но большинство — в Баспакту оик. Обязательно завязывали кыйра в благодарность Алтаю. Зернотёрки, со слов информатора из местечка Баспакту оик, особенно хороши при работе, продукт получается качественный и в большом количестве. Информатор сообщил, что насечки на зернотерке делали осколками от чугунного казана.
Отдельные находки кремневых ружей были обнаружены при раскопках впускных погребений в насыпях древних курганов, относящихся к периоду этнографической современности, в разных районах Горного Алтая. Иногда ружейные стволы оставлялись участниками погребальной, или поминальной церемонии на поверхности насыпи, в которой было совершено впускное погребение. Подобный случай был зафиксирован на могильнике Язула.
© Е. Гаврилов, 22 июня 2017 года. Ссылка на сайт обязательна!