Усть-Кан
- Информация о материале
Усть-Кан (южноалт. Кан-Оозы) — Усть-Канское сельское поселение, административный центр Усть-Канский района, расположено при впадении р. Кан в р. Чарыш. Расстояние до Туекты - 88 км, Тюнгура - 169 км, Бийска - 253.0 км
Туристский район: Район Белухи
Туристское значение
На правом берегу среднего течения р. Чарыш, в 4 км к востоку от села расположена Усть-Канская пещера. Гора, в которой находится пещера, состоит из мраморизированных силурийских известняков и называется Белый камень (Ак-Таш). Пещера расположена на крутом склоне горы в 54 метрах от уровня р. Чарыш. У подножья скал бьют многочисленные родники - аржаны, вода которых считается целебной.
Ее возраст, по самым скромным подсчетам ученых, исчисляется примерно в 20 тысяч лет и представляет собой пещерную стоянку первобытного человека эпохи неандертальцев. При раскопках здесь были найдены грубой работы каменные и костяные орудия труда (резец, скребки, остроконечник, наконечник дротика из кости и др.) На многих костях заметны следы обработки их каменными орудиями (отверстия, насечки и т. д.).
Пещера известна с 1954 г. благодаря исследованиям С. И. Руденко. Это был первый памятник в Сибири в то время, обладающий значительной древностью.
В селе расположены библиотека имени А.Г. Калкина, а также районный краеведческий музей имени И.В Шодоева, который является филиалом Национального музея республики Алтай имени А.В. Анохина. Ранее музей располагался в селе Мендур-Соккон (с алтайского языка название села можно перевести, как «град побил»), где жил и работал инициатор его создания, в те времена директор местной школы,- Н.А. Шодоев. Год основания музея – 1986 г.
Через село проезжают все, кто путешествует по Горному Алтаю и направляется к горе Белуха. Из Усть-Кана вниз по течению, вдоль его левого берега Чарыша, идет гравийная дорога до сел Усть-Кумир и Коргон (100 км).
Из села идут дороги на Солонешное, Туекту и Усть-Коксу.
Население
Перепись 2010 года определяет количество проживающих 4100 человек.
Инфраструктура
В селе есть больница, аптека, дом престарелых, автосервис, магазины, автостанция, две гостиницы.
Топонимика
Факты топонимики говорят о широких и длительных контактах алтайцев и тувинцев в прошлом, об усиленных, миграциях населения. Тувинский ареал в Горном Алтае относится, по-видимому, к периоду XIII — XVIII вв., охватывая собой Усть-Канский р-н около н. п. Усть-Кан, Сугаш.
Кан-Оозы (Усть-Кан). Алт. оозы в официальных источниках, а теперь и в речи местного населения копируется русским усть. Кан оозы — букв, устье реки Кан. Возможно монг. ган(г) — засуха; засушливый; Гидронимическое значение кан незнакомо местному населению и не приводится в алтайских словарях. Э. М. Мурзаев замечает: «По-видимому, основа его кан — иранская, сохранившаяся в узбекском и таджикском языках в смысле «канал, арык, проток». Кан также «водный поток, река» — термин, образующий многочисленные названия в Азии». Кан — название сеока алтай-кижи.
Климат
Согласно данным станции, в Усть-Кане температуры и осадки распределяются следующим образом:
|
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
XII |
Год |
Т воздуха средняя, оС |
-19,0 |
–16,9 |
– 8,2 |
–0,2 |
6,7 |
12,3 |
14,0 |
12,2 |
6,9 |
0,4 |
-9,5 |
–16,0 |
-1,5 |
Твоздуха, max, оС, абс. |
7 |
11 |
16 |
25 |
30 |
32 |
33 |
33 |
31 |
24 |
14 |
12 |
33 |
Твоздуха, min, оС, абс. |
– 52 |
– 48 |
-41 |
-32 |
-22 |
– 8 |
-5 |
–7 |
– 16 |
– 42 |
– 48 |
– 48 |
-52 |
Ср. кол-во осадков, мм |
4 |
5 |
8 |
30 |
51 |
64 |
73 |
60 |
38 |
28 |
19 |
11 |
391 |
Средняя продолжительность безморозного периода 62 дня, а самые поздние заморозки наблюдались 5 июля (1945 г.), самые ранние– 8 июля (1953 г.). Наибольшей продолжительности безморозный период был отмечен в 94 дня (в 1954 г.), а самый короткий период – в 34 дня («в 1951 г.).
Весной и летом господствуют ветры западной и восточной четверти, осенью преобладают южные, а зимой– северо-восточные. Штилевая погода наибольшую повторяемость имеет в декабре и в январе (до 23% в месяц). Сильные ветры наблюдаются редко: в среднем 9 дней в году (наибольшее количество их 27). Сравнительно редко бывают пыльные бури.
Общая сумма осадков за год в среднем составляет 390 мм, в отдельные годы количество их колеблется от 490 мм до 220 мм. Наибольшее количество осадков выпадает в летний период.
Весенние заморозки в Горном Алтае наблюдаются до третьей декады июня. Средняя дата последнего заморозка в Усть-Кане - 18 июня. Высота снежного покрова в Горном Алтае на последний день первой декады ноября в 1941-1958 гг. в Усть-Кан была 3 см.
Полезные ископаемые
У Усть-Кана находится месторождение тёмных лабрадорских порфиров, в небольшом количестве залегает селитра.
Флора и фауна
Первые боровики в 1994 г. были отмечены у Усть-Кана 25 июля, а массово 15 августа.
Спорадично заселяет долины и пологие остепненные склоны в Усть-Канской степи длиннохвостый суслик.
Обитают в районе Усть-Кана несколько десятков кабанов, много зайцев, сосредоточены основные запасы косули. Большинство мигрирующих косуль остается здесь зимовать. Отсюда поступало больше всего шкурок лисицы.
В 1941 г. после того, как восстановили запасы и ареал соболя, в Усть-Канском районе разрешили ограниченный промысел соболя. Неплохие доходы местным охотникам добыча горностая давала в отдельные периоды, в 30-е и 50-е гг. прошлого столетия.
Мало сурков. Встречаются солонгои, степной хорек. Светлый хорь относится к числу пушных промысловых зверей; охотники издавна его добывали и продолжают добывать. В заготовки больше всего шкурок его поступало все в те же 30-е гг. прошлого века.
История
Начало селению было положено тремя семьями алтайцев (алтай-кижи), крестившимися в Чёрном Ануе у о. Акакия. «При впадении р. Кана в Чарыш в 25 вер[стах] от Келея расположено небольшое с. Усть-Кан… в местности, по почве пригодной для земледелия и населенной по преимуществу крещеными алтайцами…»
Впоследствии к инородцам присоединился купец 2-й бийский гильдии Тимофей Евграфович Мокин, ведший торговые операции в калмыцких стойбищах, который купил себе у новокрещеного алтайца заимку. В 1865 г. Т. Мокин, вместе со своим братом, торгующим в д. Раскат Нижне-Чарышской волости, построил под руководством архимандрита Владимира (Петрова) за свой счет церковь святого Николая, после чего в Усть-Кан начали понемногу приселяться новокрещеные алтайцы из разных пунктов стойбищ.
Дата постройки церкви Т. Мокиным в Усть-Кане перечёркивает 1876 год, как дату образования поселения. Эта цифра фигурирует в «Списке населенных мест Сибирского края» и множится, переходя из источника в источник.
Жившие ранее в этой местности алтайцы, не принявшие крещения, селились в окрестностях Усть-Кана—по долине р. Чарыша, Кана и их многочисленных притоков. Алтайцы этого района поклонялись богу Jäpcy, которого считали хозяином всего Алтая (Алтаiдынг ääзi).
В 1879 г. согласно «Правилам заселения Горного Алтая» Усть-Кан был зачислен в число 26 пунктов, где предполагалось заселять переселенцев из внутренних губерний, и в нем определено было поселить 25 душ переселенцев. В свое время изъявили желание поселиться здесь и получили право на водворение 23 души, из которых 6 душ причислилось по сведениям Главного Управления Алтайского округа.
Отведенной определенной земельной дачи селение не имело.
Русское население пользовалось земельными угодьями совместно с новокрещеными инородцами, с которыми столкновения если и случались — из-за сенокосов,— то имели совершенно частный характер недоразумений между отдельными лицами, общих же споров между сторонами, как в других поселках, здесь не было.
Но весьма, часто происходили столкновения и носили нередко тяжелый характер между инородцами и торгующим Мокиным. Источником этих столкновений служили захваты Мокиным инородческих угодий и недоразумения, вытекающие из его торговых сделок с алтайцами.
Применялся такой эксплуататорский прием. Посылали бедняков, в качестве агентов, для закупки, пушнины по району. Бедняку давалась некоторая сумма денег, не превышающая стоимость бедняцкого имущества. По условию обязывалось уплачивать бедняку по 2-3 рубля за каждую сотню купленных белок. При приемке пушнины от бедняка производилась сортировка и оценка купленной пушнины. При этом жестоко браковались шкурки и оценивались гораздо ниже уплаченной агентом цены. В результате подсчетов оказывалось, что бедняк купил «плохую» пушнину и слишком «дорого». Поэтому предъявлялось к нему требование возместить «переплаченную» на покупке белки сумму, и бедняк, вместо того, чтобы получить вознаграждение, становился должником...
По жалобам инородцев, Мокин был предан суду и сослан в Восточную Сибирь, но потом снова возвратился в селение, где и вёл свое хозяйство. Столкновения с инородцами у него утратили свой прежний острый характер.
Поначалу поселение относилось к Черноануйскому отделению.
Усть-Кан находится в местности, вполне пригодной как для земледельческого, так и скотоводческого хозяйства. «Возле селения Усть-Кана долина Чарыша расширяется и река течёт по небольшой степи, представляющей собой хорошие пастбища». Неземледельческие промыслы в Усть-Канне составляли 92,8%.
«…Хлебопашество здесь слабо развито - отчасти вследствие высоты места, почему хлеб нередко не вызревает или страдает от утренников, отчасти же по причине неразмежеванности земель оседлого населения от угодий кочевого, так что трудно уберечь посевы от потравы.
Против села на другом берегу реки расположена хорошо устроенная усадьба братьев Мокиных, ведущих крупную торговлю скотом с Монголией и Восточной Сибирью. Немного южнее Усть-Кана тянется восточная часть Коргонских белков и прямо против селения возвышается лесистая сопка Кутюрген».
В 1880 г. в Усть-Кане останавливался писатель и исследователь Сибири Николай Михайлович Ядринцев.
Перепись 1886 г. так характеризовала Усть-Кан: русских домов – 6, с летниками - 3, домов с юртами - 2, летников без домов - 21, юрт без домов – 6. Три грамотных мужчины и две женщины составляли образованную часть населения. Не грамотных было 74 мужчины и 77 женщин. Русских проживало на этот момент 18 мужчин и 16 женщин. Количество православных: 71 мужчина и 79 женщин.
В поселении была лавка Т.Е. Мокина с мануфактурным товаром. Товары приобретались на Ирбитской ярмарке. Торговля велась по документам, выданным при Бийской управе: Билету 2-й гильдии от 24 января 1886 г. за №266. Билет на торговое и промышленное заведение от 24 января 1886 г. за № 265. Табако-акцизному свидетельству 24 января 1886 г. за № 38-м. В течение года Мокиным продавалось товаров на сумму 6000 рублей. Сумма годового оборота была 1000 рублей. Прибыль, т. е. чистый доход составлял 200 рублей.
Через десять лет картина в поселении поменялась следующим образом. Во время переписи 1897 г. в Усть-Кане было уже 56 хозяйств, имеющих 82 жилых строения. В число этих хозяйств входили 36 инородческих (новокрещеные алтайцы) и только 20 принадлежало русским. Крестьянских хозяйств было всего 13: пять переселенческих извне Алтайского округа и восемь старожильских. Из причисленных насчитывалось три хозяйства—два старожильских с тремя мужского пола душами и одно переселенческое с четырьмя душами. Мещан и проч. сословий было семь хозяйств. Из числа 82 жилых строений 44 юрты, принадлежали частью (3) мещанам и старожилам.
Проживало на этот момент 113 мужчин (включая 41 русских) и 123 женщины (включая 46 русских). Грамотных было 16 мужчин (включая 15 русских) и 6 русских женщин.
Жители Усть-Кана держали в своих хозяйствах 290 коров (95 – русские), 755 лошадей (322 кочевые инородцы), 288 быков (268 в русских семьях) и имели 466 ульев и колодок.
Население сдавало пушнину на ярмарках в Чарыше, в Ч.Анехе, в Бийске, Онгудае.
Интересны сегодня цены на рынках промысла в 1896 г.
Колонок: 40 коп. - плохой, 70 – хороший;
Соболь: 4-5 руб. – плохой, 9-10 руб. – средний, 15-16 руб. – хороший;
Выдра: 5 руб. – плохая, 9-10 руб. – средняя, 15 руб. – хорошая;
Сурок: 20 коп. – плохой, 25 коп.– средний, 30 коп.– хороший;
Медведь: 10 руб. – плохой, 20 руб. – средний, 30 руб. – хороший;
Лисица рыжая: 3 руб. – плохая, 4 руб. – средняя, 5 – хорошая;
Хорёк: 35 коп. и т.д.
В Усть-Кане для перехода от артельной городьбы к городьбе разверсточной единицей служил не скот и не трудоспособный работник, а наличный двор. Затем разверстка производилась между дворами не уравнительно, а пропорционально экономическому положению хозяина, внешним признаком которого выступало количество скота и общее благосостояние хозяйства.
В 1896 году в Усть-Кане казенные подати уплачивались только одной переселенческой семьей.
В 1911 г. из достопримечательностей в селении имелась церковь, миссионерская школа, одна торговая лавка, общественный хлебозапасный магазин. Раз в год 6 декабря в поселении проводилась семидневная ярмарка. Чуть позже появился кожевенный завод.
Образование
15 марта 1889 г. в здании, построенном Т.Е. Мокиным в селе была открыта школа. В библиотеке школы имелось 24 книги разных наименований, в 72 экземплярах.
В 1909 г. в церковно-приходской школе обучалось 7 мальчиков и 4 девочки, все православные, четверо из крестьян. Средства в размере 200 рублей отпускались от Епархиального училищного совета.
В 1916 г. Дмитрий Белоусов, окончивший Катехизаторское училище, обучал 17 мальчиков и 11 девочек.
Бурханизм
Эти места в 90-х годах XIX века были названы в миссионерском отчете оплотом шаманствующего Алтая. Сюда съезжались алтайцы и из других районов. Они собирались в долине Теренг, неподалеку от Усть-Кана, где устраивали общественные моления. Бедному алтайцу по имени Чет Челпанов, который жил здесь со своей дочерью — четырнадцатилетней Чегул, явился мессия — Белый всадник. Челпанову была поставлена юрта на р. Карлык, на пути из Усть-Кана в селение Абай.
Как позже рассказывал Чет, он встретил всадника в белом одеянии с двумя спутниками. Спутники перевели Челпанову речь, с которой обратился к нему Белый всадник. Обращение это примечательно тем, что является манифестом бурханизма.
9 июня томский губернатор Константин Сократович Старынкевич в подробной телеграмме из Барнаула сообщил в Министерство внутренних дел, что брожение это у алтайцев с середины мая носит характер сборищ по 300—400 человек, необычных для образа жизни этого народа. Губернатор объяснил причину таких сборищ появлением у алтайцев нового пророка, объявившего новую веру, и указал, что «приступить к насильственным мерам прекращения сборища было невозможно, ввиду малочисленности чинов полиции, вызов же войск мог быть сделан лишь из Томска, причем пророк, несомненно, своевременно скрылся бы».
13 июня на место молений приехал епископ бийский Макарий (М.М. Павлов, не путать с епископом Томским и Барнаульским, главой Томской епархии Макарием - М.А. Невским) с благочинным и нарядом полиции.
18 июня бийский исправник распорядился собрать «ратников» из окрестных крестьян. После молебна в ночь с 20 на 21 июня в Никольской церкви, отслуженного Макарием при большом стечении русских крестьян и крещеных алтайцев, и его благословения ратники двинулись из Усть-Кана к месту «сборища».
21 июня «сборище» в долине Теренг было ликвидировано бийским исправником В.И.Тукмачевым силами вооруженных окрестных крестьян и частично алтайцев.
Чет Челпанов, его дочь, жена и еще около 30 человек были арестованы. В их числе оказались зайсаны (старшины) второй и третьей дючин. Был также арестован монгольский лама. Последний, объясняя свое присутствие в лагере бурханистов, говорил, что приехал туда в качестве врача (?!). Во время обыска в юрте Чета были найдены несколько книг на монгольском языке и ламаистские амулеты. Арестованных увезли в Бийск и поместили в тюрьму в ожидании суда.
В 1907 г. крупнейшие баи западного Алтая братья Аргымай и Манджи Кульджины устраивают большое собрание в Усть-Кане, где, ссылаясь на манифест 17 октября, обсуждают вопрос о возбуждении ходатайства перед властями об официальном разрешении алтайцам исповедовать новую, «белую веру». Результатом этого совещания было прошение царским властям, поданное от имени «512 аилохозяев» 2-% 3-й, 4-й и 5-й алтайских дючин. В прошении в самых неприглядных красках описывается шаманизм и приводятся преимущества новой, «белой веры», которая в то же время, по выражению прошения, «спокойствию закона и начальства ничуть не препятствует».
Революционное прошлое
2 октября 1919 г. в бою за Усть-Кан объединённая партизанская бригада (23 сентября, Черный Ануй), командиром которой был избран Иван Яковлевич Третьяк, в составе 1-й партизанский полк под командованием И. Л. Никифорова и 2-го полка под командованием П. Д. Какарина, одержала первую крупную победу над противником.
«Благодаря хорошо налаженной разведке мы своевременно узнали, что в селе Усть-Кане, которое лежит на пути нашего продвижения, находятся казачьи и каракурумские части общей численностью до 700 человек, под командой хорунжего Михайлова и поручика Жучкина. Штаб бригады сейчас же разработал подробный план наступления на Усть-Кан, ибо другого удобного пути для прохода на Уймон не было.
1 октября 1919 г., в 8 часов вечера штаб бригады отдал командирам полков распоряжение повести наступление на противника. Наступление велось по двум направлениям…Этим наступлением партизаны должны были очистить себе путь для этого объединения…
Тов. Никифоров… отдал приказ о наступлении.
К рассвету, когда с востока тучи солнца только начинали освещать верхушки гор, партизанские полки, под шум горных рек Кана и Чарыша, начали кольцом обходить село Усть-Кан.
Неприятельский наблюдательный пост заметил это передвижение и дал по селу тревогу. Казачьи и каракорумские части засуетились. Началась перестрелка. Казаки, видя, что они находятся в кольце, спешно начали отступать вниз по реке Чарыш, где наткнулись на установленные засады 2-го партизанского полка.
После непродолжительной перестрелки, казаки, оставив несколько человек убитыми и ранеными, прорвались через наши засады, и ушли вниз по Чарышу - на Тюдралу.
Каракорумские же части оставили до 60 человек убитыми и разбежались по горам.
Со стороны партизан было только 3 раненых.
Таким путем утром 2-го октября партизанские полки с боем заняли село Усть-Кан.
Нам досталось около 80 винтовок и небольшое количество патронов. Это была первая; организованная победа партизан над своим врагом. Эта победа приободрила всех нас. После занятия села Усть-Кан к нам начали прибывать из разных мест Алтая скрывавшиеся в горах мелкие группы повстанцев. Вместе с одной такой небольшой группой в село Усть-Кан прибыл и тов. Дмитрий Ильич Ряполов.
Здесь же мы получили сведения, что до нашего прихода из Усть-Кана, по тракту на Уймон, ушел карательный отряд».
Советское прошлое
После проведения революции новые местные органы власти уделяли большое внимание повышению общеобразовательного и культурного уровня населения. В Усть-Кане родители, имеющие детей школьного возраста и не желающие их обучать, подвергались солидному штрафу в 25 рублей.
Местный кооператив в 1918 г. на обучение детей бедняков перечислил 2 тыс. рублей. Открывались вечерние курсы для обучения грамоте взрослых – «ликбезы». В Усть-Кане их вел местный учитель Д.И. Белоусов.
В 1924 г. возникает отряд юных пионеров.
В 1926 г. в селе располагался районный исполнительный комитет, сельский совет и лечебный пункт. В Усть-Кане насчитывалось 148 хозяйств, в которых жили и работали 263 мужчины, 295 женщин. Все они были они отмечены как русские.
В мае — июне 1927 г. действовал национальный курс-съезд. Это была основная форма просвещения среди алтайцев.
К 1 января 1928 г. оборудована больница.
На совещании от 16 июля 1929 г. было постановлено и утверждено «направить юрту-передвижку и передвижную консультацию отдела материнства и младенчества наркомздрава в Усть-Канский аймак… 5 августа юрта выехала в Усть-Кан. …10 августа юрта прибыла в Усть-Кан. Согласовали план работы с аймачной парторганизацией, аймакисполкомом и с передвижной консультацией охраны материнства и младенчества НКЗ. 12 июля юрта-передвижка с киноаппаратом и выставкой по народному хозяйству направилась по самым глухим урочищам аймака. 15, 16, 17 и 18 августа была обслужена постановками кино, кукольного театра, выставкой и радио аймачная батрацкая конференция и население с. Усть-Кан с прилегающими к нему ближайшими урочищами, и 18 же юрта выехала снова по урочищам аймака с киноаппаратом, часть с выставкой по народному хозяйству, кукольным театром, а радио было оставлено в аймачном центре, т. к. оно не приспособлено к быстрой установке и обслуживало только аймачный центр и приезжающих алтайцев под руководством секретаря АИКа т. Торопова, который быстро усвоил обращение с аппаратом.
Основная работа юрты была с киноаппаратом и выставкой по народному хозяйству. Днем велась разъяснительная работа по пятилетке, по займу индустриализации, а вечером работа с картинами, которые разъяснялись во время демонстрации их.
В фильме «Водоворот» разъяснялась как классовая борьба в деревне и общественная коллективная сила народа и [его] достижения...
...Первым средством привлечения к юрте-передвижке была гармошка, которую большинство алтайцев, в особенности женщины, не слышали».
В 1930 г., в ходе проведения коллективизации в пчеловодстве, образована показательные пасека.
30 марта 1942 г. Усть-Канскому району, добившемуся значительного роста общественного поголовья скота и выполнившему план обязательных поставок продуктов животноводства в 1941 г. присудили переходящее Красное знамя. Район занесен на краевую и областную Доски почета.
10 сентября 1947 г. на базе гослесфонда Усть-Канского района организован Усть-Канский лесхоз.
7 ноября 1947 года пущена в эксплуатацию вторая по мощности в Ойротии Усть-Канская гидроэлектростанция. Строители под руководством техника тов. Шевченко проделали огромную работу. На Чарыше восстановлена большая плотина, углублен лоток, подающий воду в турбине. Сама турбина переоборудована, установлен генератор мощностью 60 киловатт. Монтажники проложили свыше трёх километров линий. 500 лампочек Ильича зажглось в домах. Электрифицированы учреждения, кинотеатр, дома рабочих и служащих районного центра и колхозников соседней сельхозартели «Вторая пятилетка».
В 1950 году лесхозу переданы леса Усть-Коксинского района.
28 февраля 1962 г. открыта детская музыкальная школа. «Открыть с 1-го сентября 1962 года в с. Усть-Кан детскую музыкальную школу с контингентом учащихся 62 человека», - сказано в решении Горно-Алтайского облисполкома № 71 от 28.02.1962 г. Второй пункт документа обязывал Усть-Канский аймакисполком подготовить помещение под школу и квартиры для преподавателей из числа выпускников Алтайского краевого музыкального училища.
3 декабря 1965 г. в с. Усть-Кане организована профессиональная пожарная команда. В состав пожарной команды вошли начальник команды, инструктор по пожарной профилактике и 4 человека экипажа пожарной машины.
За годы существования СССР реконструирована центральная площадь с. Усть-Кан и сооружен фонтан.
Знаменитые люди
Здесь родился известный алтайский писатель и журналист Иван Васильевич Шодоев (25.09.1914 — 21.12.2006)
16 декабря 1939 года в селе Усть-Кан родился доктор исторических наук, профессор Горно-Алтайского государственного университета Модоров Николай Семенович.
7 марта 1960 г. Героем Социалистического Труда среди женщин Горного Алтая стала алтайка-чабан Байчила Иркитовна Кестелова из Усть-Канского аймака.
Культура сегодня. В 1993 образован народный детский хореографический ансамбль с. Усть-Кан «Эрдине».
Строится по ул.Школьная новая церковь Николая Чудотворца.
Производство
Работают несколько крупных деревообрабатывающих предприятий, которые занимаются заготовкой и переработкой древесины (брус, обрезной и необрезной пиломатериал, штакетник, погонажные изделия, дрова, деловая древесина).
В реестре Усть-Кана указаны предприятия, занимающееся племенным разведением лошадей новоалтайской породы, разведением крупного рогатого скота с последующей реализацией сырья местному перерабатывающему предприятию, разведением овец, оленей. Осуществляется переработка шерсти для производства войлока, изделий из войлока, шорных изделий, национального сундука, мебели.
Есть крупное предприятие по переработке мяса, выпускающего охлажденное мясо, мясосодержащие полуфабрикаты. Производится переработка молока.
Прочее
Ночью 2 января 2013 г. в селе неизвестные ограбили и подожгли местное медучреждение. Преступники похитили из сейфа 200 тысяч рублей. Следы преступления попытались скрыть, совершив поджог.
Е. Гаврилов, 17 апреля 2013 года. Ссылка на сайт обязательна!