Национальный драматический театр имени П.В. Кучияк
- Информация о материале
Национальный драматический театр имени П.В. Кучияк — бюджетное учреждение г. Горно-Алтайска, занимающее одно из ведущих мест в плане развития культуры в Республике Алтай, призванное популяризировать как мировое, так и национальное искусство.
Туристское значение
Здание привлекает к себе оригинальным архитектурным оформлением. При реконструкции театра были использованы стилизация крыши основного корпуса, украшение фасадной части кедровым панно, со знаками годичного алтайского цикла в стиле пазырыкской культуры, применялись традиционные для алтайского кочевого стиля сочетания цветовой гаммы. Интересна для обзора и внутренняя часть —сочетание национальных традиций с современным оформлением.
Как добраться
Здание расположено в центральной части города, на Коммунистическом проспекте. После поворота на перекрёстке с Бийской улицы на проспект, вам необходимо проехать 2,07 километра. Интересующий объект находится слева по ходу движения.
История
Долгие годы алтайский народ лелеял мечту о своем театре. Героев национального эпоса, легенд и преданий народ наделял талантами. Сила их дарования достигала гиперболических размеров вообще свойственных алтайскому эпосу. Не только песней отличаются в сказках герои-богатыри, но и даром рассказа. Сила богатырского слова поражала на смерть врага или приковывала его к месту. Так, через своих кайчи (сказителей) и кожончи (певцов) народ высказывал свою любовь к искусству и заветную мечту о театре.
В июне 1932 года в Ойротию выехала бригада студентов московских театральных техникумов под руководством режиссера Пелинжанова для организации Ойротского национального театра.
В дни празднования десятилетия образования Советской Ойротии самодеятельными силами была поставлена пьеса Павла Васильевича Кучияк «Борьба», которая положила начало алтайской драматической самодеятельности.
16 марта 1933 года создан, как артель Ойротпромкооперации, по типовому уставу, с паевыми взносами, коллектив артистов драмы и комедии «Ойрот-театр», входящий в систему Многопромсоюза. Создатель — актер и художественный руководитель Леонид Николаевич Баской (Баскаков). Первым спектаклем театра был «Лес» А. Н. Островского.
Ойротскому театру на организацию драмстудии и подготовку кадров для национального театра, развертывание и укрепление театральной работы облисполкомом было отпущено 54 тысячи рублей, а Промсоюзом — 27 тыс. руб. Художественный руководитель выехал для приглашения квалифицированных театральных работников. В театре оборудуется вертящаяся сцена.
с 1 октября 1933 года коллектив артистов «Ойрот-театра» открыл зимний сезон постановкой пьесы Павла Дмитриевича Яльцева «Ненависть». Следующей была пьеса Дмитрия Ивановича Курдина «Междубурье».
1 марта 1934 года коллектив артистов «Ойрот-театра» постановлениями Ойротского областного исполнительного комитета от 14 февраля 1934 года и президиума Многопрофсоюза от 20 марта 1934 года ликвидируется с передачей всех операций на ходу с активом и пассивом ойрот-турскому городскому совету. Театру присваивается наименование— «Ойротский государственный областной театр «Ойрот-театр».
Спустя некоторое время театр перешёл управлению театральных зрелищных предприятий Западно-Сибирского края, в систему театров.
На театральный сезон 1934—35 года в Ойротский государственный театр был приглашен ряд новых артистов под художественным руководством молодого, но уже зарекомендовавшего себя работой в других городах Сибири, режиссёра Ф. С. Новикова.
Средь приглашённых в женском составе: Паяр, Рахманова, Долинская, Линская; в мужском составе: Новиков, Мечталин, Жугай, Зельцов, Бояринцев, Антохин и др.
Остались в труппе знакомые ойротской публике по прошлому сезону: Баской, Марусина, Вольская, Васильчикова, Неволин, Туманов, Тубинский, Найденов и др.
Всего в художественном составе в этом году работает 27 человек.
29 октября 1934 года театр поставил пьесу Н.В. Гоголя «Ревизор», а 3 ноября — пьесу по роману Д.А. Фурманова «Чапаев».
5 февраля 1935 года на первой краевой олимпиаде самодеятельного искусства Ойротским национальным театром на алтайском языке была показана пьеса «Тузак» (Петля). Большинству зрителей был непонятен язык, но в зале стояла напряженная тишина. С интересом следили участники олимпиады за ходом действия. Исключительная живость игры артистов, простота, безыскусственность в подачи образов сделали пьесу понятной без перевода. П.В. Кучияк играл роль кулака-вредителя и сделал этот образ блестяще. Хорошо играли Иртанова и Рыспаева.
Жюри олимпиады признало, что ойротская бригада дала художественный и наиболее идеологически выдержанный репертуар. Оно наградило бригаду грамотой, премировало деньгами 500 рублей, библиотекой театра, набором париков, грима и лака. Лучшие исполнители П.В. Кучияк и Иртанова были премированы ружьем и шелковым платьем.
В июле 1935 года дирекция нацтеатра приглашает на зимний сезон В. Н. Головина, имеющего долголетнюю практику режиссерской работы. Из приезжих 14 артистов и работавших в прошлом году в нацтеатре будет составлена драматическая труппа в 25 человек.
После пятимесячной работы в нацтеатре, ойротская труппа выедет в бийский театр, а вместо неё в Ойротию прибудет бийская опереточная труппа.
23 октября 1935 года пьесой «Аристократы» открывается зимний сезон театра. В Ойротию прибыла драматическая труппа, состоящая из 18 артистов и 14 артисток. Труппа сформирована режиссером В. Н. Головиным из опытных работников сцены, большей частью выступавших в театрах города Москвы. Из состава ведущих исполнителей выделяются Лебедев, Гавин, Строев, Христенко, Снарская, Рыбакова и другие.
1 ноября 1935 года открывается ойрот-туринский гортеатр. Утепленный, отремонтированный, он создает в все удобства. В здании нацтеатра производится капитальный ремонт. Значительно увеличивается сцена, оборудуются два фойе. По смете на ремонт театра необходимо 64 тысячи рублей. Всесоюзным центральным советом профсоюзов на ремонт и дооборудование ойротского театра отпущено 50 тысяч рублей.
15 февраля 1936 года по решению облисполкома в Ойрот-Тура из драматических кружков организована национальная театральная студия для подготовки начинающих способных артистов-ойротов. Художественным руководителем ойротской национальной театральной студии был назначен Иван Степанович Забродин.
В аймаки Ойротии посылаются педагоги по отбору студийцев из числа наиболее талантливых исполнителей.
В приемную комиссию поступило 108 заявлений колхозников-ойротов, желающих быть принятыми в студию.
После проверки общеобразовательных знаний и личных дарований в студию принято 20 человек. Принятые в большинстве, молодые колхозники-ойроты, обладающие талантом, участники драмкружков, ударники.
С 20 июля 1936 года в студии начались занятия. Срок обучения был рассчитан на 6 месяцев.
В феврале 1937 года облисполком утверждает условия конкурса на создание пьес для Ойротского областного национального театра. Последний срок представления рукописей— 30 марта 1937 года. Для премирования лучших авторов пьесы установлены денежные премии: первая—5000 рублей, вторая — 3000 рублей, третья—2000 рублей.
В марте 1937 года студия под руководством режиссера художественного руководителя и режиссера И.С. Забродина приступила к постановке первого спектакля «Чапаев» по Д.А. Фурманову. Этот спектакль был выпускным для молодых студийцев.
25 мая 1937 года национальная драматическая студия произвела выпуск первых 23 актеров. Из окончивших студию сформирован первый ойротский передвижной драмтеатр.
2 июня 1937 года состоялось официальное открытие нацтеатра. Была поставлена пьеса «Чапаев», переведенная на ойротский язык.
24 июля 1937 года Ойротский национальный театр вернулся из поездки по колхозам Онгудайского аймака. Театр дал 23 спектакля для рабочих Ини, совхоза «Овцевод» и для колхозников колхозов «Дяны Дел», имени Папардэ, имени Сталина, имени Карла Маркса и других. На каждом спектакле присутствовало 260—200 человек.
Вскоре коллектив поставил «Поднятую целину» по Шолохову (инсценировка Чуркина). Параллельно с «Чапаевым», театр начал подготовку к «Грозе» Н.Островского.
В конце 1938 года сбылась заветная мечта всего коллектива — алтайский писатель Павел Васильевич Кучияк написал для театра драму «Чейнеш». Над этой пьесой писатель работал более двух лет, неоднократно её переделывая в изменяя. Спектакль «Чейнеш» явился результатом большой работы, проделанной режиссером И.С. Забродиным совместно с автором, композитором А.М. Ильиным и всем коллективом.
С 30 мая по 2 июня 1939 года в Барнауле происходил смотр колхозно-совхозных театров Алтайского края. Ойротский областной национальный театр показал пьесу П. В. Кучияк — «Чейнеш».
Пьеса шла на ойротском языке, но зритель, не знающий языка, хорошо понял то, что происходило из сцене.
Жюри смотра присудило Ойротскому областному национальному театру первое место, выдав ему денежную премию в сумме 1000 рублей на приобретение театральной библиотеки.
Кроме того, жюри постановило премировать художественного руководителя театра И. С. Забродина путёвкой на курорт, заведующего литературной частью театра, автора пьесы «Чейнеш», П. В. Кучияк денежной суммой в размере месячного оклада, артистку О. Сарину, работающую в театре с момента его организации и показавшую большой художественный рост — денежной суммой в размере месячного оклада.
Жюри выдвинуло Ойротский театр с пьесой «Чейнеш» кандидатом для показа на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.
После очередных четырёх месяцев учёбы, театр выпустил «Слугу двух господ» Карло Гольдони. И тот факт, что веселые шутки Труффальдино Батточио зазвучали на алтайском языке — было новым достижением театра.
Одновременно с нарастанием драматического репертуара творчески оформились национальный хор и оркестр, хореографическая группа, свои солисты, певцы и музыканты.
Танцы Евгении Тадыковой и пение Ирины Шульгиной стали пользоваться заслуженной популярностью у зрителя.
Летом 1940 года театр рискнул совершить свою первую гастрольную поездку за пределы области. Поездка прошла успешно. Зрители Кузбасса, Томска, Тайги, Новосибирска, Барнаула, Рубцовска и Риддера тепло встретили молодой театр.
Театр способствовал созданию и развитию своей оригинальной драматургии: одна треть всех поставленных пьес не только переводилась, а писалась для театра, являлось несомненным его достижением и большим вкладом в дело развития алтайской литературы и общей культуры народа.
«Чейнеш», «Оролор», «Два гвардейца» и одноактные пьесы Павла Кучияк, его инсценировка сказки Николая Улагашева «Юч кыс», «Темир Санаа», «Ай-Тана» и «Саваш» Чота Енчинова — вот неполный перечень этого вклада.
Из 21 пьес, поставленных театром за 10 лет, самыми удачными спектаклями нужно признать «Чейнеш» Павла Кучияк и «Вассу Железнову» Максима Горького.
«Чейнеш»—это яркое начало, первая страница подлинной советской оригинальной алтайской драматургии. «Васса Железнова»— это выдержанный театром экзамен на профессиональную зрелость.
В апреле 1944 года Ойротский национальный театр принимает к постановке новую пьесу ойротского драматурга Чота Ивановича Енчинова (1914-1988) «Ай-тана». А композитор Александр Александрович Ручьев (Зильбер) (14.03.1899-2.05.1970) написал восемь песен на тексты писателей Ойротии — Кучияка, Ябыкова, Тобокова и Чапыева.
В марте 1945 года театр с тремя спектаклями: «Юч Кыс» Улагашева и Кучияка, «Васса Железнова» Алексея Максимовича Горького и «Ай-Тана» Ч. Енчинова участвует в республиканском смотре национальных театров. Ойротский театр занял одно из первых мест и отмечен приказом республиканского Управления по делам искусств.
Тем же приказом намечены мероприятия по улучшению работы Ойротского театра: организация Ойротского отделения при Государственном институте театральных искусств, направление в театр режиссеров, композиторов, балетмейстеров и искусствоведов, пополнение театра творческими силами, заказы переводчикам и драматургам пьес на ойротском языке и т. п.
Смотровая комиссия в своём заключении дала высокую оценку работе театра, приравнивая её к работе фронтовых театров, и отметила несомненные творческие успехи коллектива и его художественного руководителя И.С. Забродина.
За годы войны театр дал в аймаках области и соседних районах Алтайского края более 800 спектаклей и концертов.
После победоносного окончания войны, в театр стали возвращаться артисты, ушедшие на фронт. Приход артистов-фронтовиков усилил творческие возможности театра. А одним из первых спектаклей, с участием демобилизованных воинов-артистов, был «Русские люди», Константина Михайловича Симонова — пьеса о величии геройски русских людей в борьбе с врагом.
Следом за «Русскими людьми», зрители далёких колхозов Кош-Агача, Улагана, Усть-Канского и Онгудайского аймаков увидели «На бойком месте» Александра Николаевича Островского, «Дальнюю дорогу» Алексея Николаевича Арбузова, «Старые друзья» Леонида Антоновича Малюгина.
В коллективе театра приступили к работе над постановкой пьесы «Любовь Яровая» Константина Андреевича Тренева. Композитор А.М. Ильин и драматург К. Растегаев работают над музыкальной инсценировкой народной алтайской сказки «Торко Чачак».
Это первая попытка театра создать «Маленькую алтайскую оперу», которая положит начало развитию этого жанра в алтайском искусстве. Драматург К. Растегаев работает вместе с театром над написанной им пьесой «Закон весны» о жизни трудящаяся Ойротии в послевоенные дни.
За 10 лет театр дал: 27 премьер и 15 концертных программ. Около 2.000 спектаклей и концертов просмотрели более 300 тысяч зрителей. Выросли такие артисты, как А. И. Алтарыкова, Я. Быйхыев, Е.П. Уксегешева, Куйруков, Е. Н. Тыдыкова, Чумакаев, Е. А. Шульгина и многие другие, воспитанные организатором и бессменным художественным руководителем театра Иваном Степановичем Забродиным.
За 1947 год театр показал зрителям 14 пьес советских авторов, из которых такие, как «Константин Заслонов», «Пути-дороги», «Русский вопрос» и некоторые другие были спектаклями высококачественными. Театр восстановил спектакль «Ай Тана» Ч.И. Енчинова —о героическом труде колхозников в дни войны.
Стремясь полнее отобразить современность, жизнь трудящихся Горного Алтая, театр ведет работу с местными авторами. Драматург Ч. Енчинов работает для театра над комедией «Ырысту», драматург К. Растегаев сдал театру пьесу «Закон весны», над новыми пьесами по заказу театра работают т.т. Каирский, Александр Михайлович Демченко.
14 июня 1947 года указом Президиума Верховного Совета СССР художественный руководитель Ойротского национального театра Иван Степанович Забродин и артистка Анна Петровна Алтарыкова награждены орденом Трудового Красного Знамени; артистка Екатерина Петровна Уксегешева орденом «Знак Почета»; артистка Евгения Николаевна Тыдыкова и директор областного национального театра Лот Максимович Шебанов — медалью «За трудовую доблесть».
12 ноября 1947 года художественному руководителю театра Забродину Ивану Степановичу и артистке Алтарыковой Анне Петровне присвоены почетные звания «Заслуженный артист РСФСР» и «Заслуженная артистка РСФСР».
В январе 1948 года в городе Ойрот-Тура разворачивается строительство нового здания областного национального театра. На проектирование новостройки отпущено 50 тысяч рублей. Театр располагался в ныне действующем городском доме культуры.
18 марта 1948 года национальная труппа областного драматического театра выезжает в Эликманарский, Шебалинский и Онгудайский аймаки с новыми своими постановками— «Закон весны» К. Растегаева и «За Камой рекой» В. Тихонова. Театр даст в аймаках области 40 спектаклей.
21 марта 1948 года Горно-Алтайский Облнацтеатр отмечает 40-летие сценической деятельности артиста русской труппы Г. У. Сухочевского.
В прессе появляются ряд критических статей Бориса Каирского о работе национального театра:
«В репертуаре нет ни одного хорошего полноценного спектакля, показывающего людей нашей области, борющихся за выполнение пятилетки в четыре года, за организационное и экономическое укрепление колхозов, улучшающих быт, развивающих свою советскую культуру. Театр не имеет связи с драматургами и не привлекает их для создания пьес на местном материале». «Театру нужно взяться за устранение недочетов и выправить спектакль, превратив его в подлинное средство художественной пропаганды за борьбу в дальнейшем подъеме колхозной деревни».
9 мая 1948 года областной национальный театр осуществил постановку комедии Григория Фёдоровича Квитка-Основяненко «Шельменко денщик». Исполнители и постановщик спектакля И. С. Забродин, сумели создать хороший спектакль, полный неподдельного юмора.
Это был последний спектакль И. С. Забродина.
В мае 1948 года национальной труппой театра обслужены колхозы Эликманарского, Шебалинского, Усть-Коксинского, Онгудайского, Майминского аймаков и село Старая Барда.
Концертная бригада под руководством балетмейстера Зарайской выезжала в колхозы Чойского и Турачакского аймаков; бригада во главе с артистом Гороховым — в Сростки, Марушку, Воеводское, Ст. Барду и Турачак с пьесой А. Островского «На бойком месте» и с концертом.
25-30 июня 1948 года русская труппа под руководством директора Шебанова и художественного руководителя заслуженного артиста РСФСР Забродина выступала в районах Алтайского края: Смоленский, Б.-Истокский, Усть-Пристанский и другие.
18 июля 1948 года, в большом зале Дома Советов состоялся вечер, посвященный 5-летию со дня смерти известного алтайского писателя Павла Васильевича Кучияк. Артистами областного национального театра была показана сцена из пьесы «Чейнеш». Сын писателя—артист национального театра Марат Кучияк прочитал на алтайском и русском языках стихотворение Павла Кучияк «Алтай».
26 июля 1948 года из очередных гастролей возвратились три группы артистов Горно-Алтайского областного национального театра.
Первая концертная группа, возглавляемая артистками Тыдыковой и Зарайской доставила 52 концерта и обслужила 4.000 зрителей. Вторая— алтайская драматическая группа, возглавляемая режиссером Гороховым и заслуженной артисткой РСФСР А. П. Алтарыковой, за 45 дней поставила 55 спектаклей, обслужив 5.500 зрителей. Третья русская группа артистов, руководимая директором национального театра Л. М. Шебановым и И. С. Забродиным за 55 дней она поставила 123 спектакля и обслужила 11.200 человек.
Большим успехом среди зрителей пользовались артисты Марат Кучияк, Евгения Тыдыкова, режиссер Горохов, заслуженные артисты РСФСР А. П. Алтарыкова и И. С. Забродин.
29 июля русская драматическая группа выезжала на гастроли в Шебалинский и Эликманарский аймаки.
1 августа 1948 года Горно-Алтайский областной национальный драмтеатр по состоянию выполнил свой годовой производственный план по постановке спектаклей на 101 процент и по привлечению зрителей — на 115 процентов. За это время театром дано 405 спектаклей и обслужено свыше 38 тысяч зрителей.
После гастролей театр покидает бессменный его художественный руководитель — орденоносец, заслуженный артист РСФСР И. С. Забродин.
В 1948 году в театр пришли художественный руководитель заслуженный артист Казахской ССР Леонт Владимирович Леонов, режиссер - актер Белявский, артистка Кононова и другие.
29 октября 1948 года в Большом зале Дома Советов торжественного собрания Алтайский областной национальный театр постановкой пьесы Арбузова «Встреча с юностью» открыл зимний сезон.
24 декабря 1948 года в большом зале Дома Советов состоялось совещание городского партийного, советского в комсомольского актива, посвященное работе областного национального театра. Присутствующие на совещании представители партийных и комсомольских организаций, преподаватели учебных заведений города, культпросветработники выступили с критикой недостатков в работе облнацтеатра.
В 1948 году было поставлено 21 названий пьес, из них 16 новых постановок, подготовленных и сыгранных.
15 января – конец февраля 1949 года артисты облнацтеатра в составе 16 человек выехали в аймаки области. В репертуаре бригады комедия А. Н. Островского «Бедность не порок» на алтайском языке и комедия В. Катаева «День отдыха» на русском языке. Обе комедии поставлены художественным руководителем театра заслуженным артистом Каз. ССР Леоновым Л. В. Артисты побывали в Шебалинском, Усть-Канском, Усть-Коксинском и Кош-Агачском аймаках. До этого они побывали в Чойском и Эликманарском аймаках.
15-28 февраля 1949 года показом спектакля Б. Лавренева «Разлом» проходил смотр творческой молодежи облнацтеатра. В смотре показали свою работу молодые актеры: Тогулеков, Оскаленко, Часовских, Шебанова, Фуникова, Сальникова, Кучубей, Хабарова, Сыркашева, Берегошев, Иванов, Табышкин, Бабаева, Алексеев и молодые художники Ольков и Пермяков.
17 февраля 1949 года 25 человек артистов русской труппы Алтайского облнацтеатра выехали в Шебалино на зимние гастроли.
1 марта 1949 года после полуторамесячной поездки по аймакам, артисты облнацтеатра возвратились в Горно-Алтайск с зимних гастролей. Алтайская национальная труппа в составе 15 человек, под руководством заслуженной артистки РСФСР А. П. Алтарыковой, поставила более 40 спектаклей и обслужила около 3000 человек зрителей Эликманарского, Шебалинского, Усть-Канского, Усть-Коксинского и Онгудайского аймаков. Наряду с этим, колхозным кружкам художественной самодеятельности артистами была оказана методическая помощь.
1 мая 1949 года областной национальный театр под руководством режиссера Д. В. Леонова осуществил постановку одной из лучших современных пьес, удостоенной Сталинской премии первой степени —»Московский характер» А. Софронова.
1—3 июня 1949 года в областном национальном театре проводится смотр спектаклей на лучшую постановку советских пьес: «Московский характер» лауреата Сталинской премии Д. Софронова, «Чужая тень»—лауреата Сталинской прении Б. Симонова и «Ай-Тана» — Ч. Енчинова. Смотр ставит задачей показать зрителю пьесы, отражающие советскую действительность, приблизить к работе театра широкую общественность области.
20 июня 1949 года артисты областного национального театра выехали на гастроли в аймаки области. Они показали колхозникам пьесы «Московский характер» А. Софронова, «Чужая тень» лауреата Сталинской премии К. Симонова и другие.
6 ноября 1949 года в областном национальном театре состоялось торжественное заседание Горно-Алтайского городского Совета депутатов трудящихся совместно с представителями партийных, профсоюзных, комсомольских организаций, посвященное 32 годовщине Великой Октябрьской социалистической революция. После торжественного заседания артисты национального театра поставили пьесу лауреата Сталинской премии Н. Вирты «Заговор обреченных».
Это последнее официальное выступление областного национального драматического театра. Далее он был преобразован в Областной колхозный национальный театр.
8 февраля 1950 года алтайский национальный колхозный театр выехал на гастроли в Эликманарский, Шебалинский, Онгудайский, Усть-Канский и Усть-Коксинский аймаки.
Группа артистов в составе 15 человек с постановками и концертами побывала в селах, колхозах и аймачных центрах. Они показали сельским жителям пьесы «Заговор обреченных» Вирта и «Правда хорошо — счастье лучше» А. Н. Островского.
17-18 июня 1950 года в городском саду силами Алтайского национального колхозного театра для трудящихся города были организуются концерты. В программе концертов были: скетчи, водевили, одноактные пьесы, вокально-музыкальные номера, народные танцы, художественное чтение. Это было последнее выступление осколков театра, отражённое в прессе.
Более чем на 20 лет Горный Алтай был лишён национального театра. Есть довольно-таки неубедительная версия в отсутствии его финансирования. Но, скорее всего, театр стремительно приблизился к концу с отъездом его первого художественного руководителя, энтузиаста Ивана Степановича Забродина. Оказывается, есть незаменимые люди…
В сентябре 1956 года в Горно-Алтайске создан профессиональный музыкально-драматический ансамбль, реорганизованный затем в Горно-Алтайский музыкально-драматический театр. Творческий коллектив ансамбля был укомплектован квалифицированными работниками вокального и драматического искусства. Возглавлял ансамбль бывший работник Московской государственной эстрады артист Черепанов.
Старейший актер Климов до этого работал в ленинградских театрах, Новиков — в Тобольском драматическом театре, Самсонов — в Канском.
В коллективе ансамбля было много актерской молодежи: выпускница Ленинградского государственного института сценического искусства Ли, выпускница Московской государственной консерватории Чистова и другие.
7 ноября 1956 года коллектив показал музыкальный спектакль «Свадьба в Малиновке» и дал концерт с участием всех артистов ансамбля. К 200-летнему юбилею вхождения Горного Алтая в состав России ансамбль подготовил специальную концертную программу по произведениям алтайских драматургов, поэтов и композиторов.
В дни юбилея ансамбль побывал в районных центрах, выступил перед колхозниками на фермах и дальних животноводческих стоянках.
В 1959 году коллектив был слит с Бийским драматическим театром, часть актёров работает в народных театрах.
В июне 1969 года в центральной части города Горно-Алтайска по типовому проекту начато строительство городского Дворца культуры. На месте строительства располагалось здание, построенное купцом Хакиным в стиле деревянного зодчества. Симметрично расположенные эркеры имели коническую кровлю, были покрыты черепицей. Наличники окон и входной двери были выполнены в характерном стиле коммерческой застройки конца XIX в. В двадцатых годах здание было передано Улалинскому потребительскому обществу»Смычка», а затем с одной стороны в нём располагался продуктовый, а с другой — хозяйственный магазины.
В 1972 году начала работать экспериментальная театральная бригада областного концертно-эстрадного бюро (КЭБ), режиссеры которой пытались найти новые приемы для постановки национальных спектаклей. Бригада, которую составляли выпускники алтайской студии Новосибирского театрального училища и других театральных вузов страны, стала впоследствии базой для создания национального театра драмы.
30 декабря 1976 года городской Дворец культуры сдан в эксплуатацию. В здании, украсившем главную магистраль областного центра — проспект Коммунистический, главный зрительный зал на 600 мест был оборудован сценой, поворотным кругом, современной осветительной аппаратурой.
31 марта 1977 года на базе театральной группы концертно-эстрадного бюро началась деятельность нового в крае театра — Горно-Алтайского драматического, со своей смешанной труппой актеров и многочисленными производственно-техническими цехами.
29 июня 1977 года бюро Горно-Алтайского обкома КПСС приняло постановление «Об областном национальном драматическом театре». В соответствии с приказом министра культуры РСФСР бюро поручило облисполкому открыть театр с 1 июля 1977 г. на базе театральной группы концертно-эстрадного бюро.
24 марта 1978 год состоялось официальное торжественное открытие здания, седьмого по счету профессионального театра на Алтае — Горно-Алтайского областного национального драмтеатра и первого театрального сезона. Церемония открытия увенчалась премьерой спектакля по пьесе П. В. Кучияк «Зажглась золотая заря» (режиссер Мария Гавриловна Назарова). Творческий коллектив театра получил от городских строителей большую сцену, гримерные, залы для репетиций и другие помещения.
В течение пяти первых лет главным режиссёром театра была М.Г. Назарова. Большое внимание уделялось развитию национальной драматургии. Труппа театра была двуязычна — состояла из русской и алтайской групп. Поставленные М.Г. Назаровой спектакли — «В добрый час» Виктора Сергеевича Розова, «Юность» Бориса Леонтьевича Горбатова, «Святая святых» Иона Пантелеевича Друтцэ, «Месяц малой жары» Бориса Укачиновича Укачина и др. — отличались неожиданной трактовкой, насыщенностью жизни на сцене, изобретательностью мизансцен, интересом к внутреннему миру человека.
Вместе М.Г. Назаровой работал Николай (Ногон) Сергеевич Шумаров, поставивший ряд спектаклей: «Материнское поле» Чингиза Торекуловича Айтматова, «Голова жеребца» Дибаша Беруковича Каинчина, «Странный человек» Аржан Ойинчиновича Адарова, «Шелковая кисточка», — в которых проявилось лирическое направление театра.
С 1978 гл. Н.С. Шумаров поставил более 60 спектаклей и театрализованных представлений. Музыку к алтайским спектаклям он сочинял сам, используя национальные инструменты топшуур, комус и шоор. Написал около 10 драматических произведений и инсценировок.
В эти годы в театре работали: А. Балина, С. Санашев, Ж. Эндокова, А. Чекурашев, Л. и Ю. Токмаковы, Л. Усов, В. Перчик и др.
С 1978 по 1993 художественным постановщиком работал выпускник Новоалтайского художественного училища С.В. Дыков.
В 1980 году в области была набрана группа из десяти человек для обучения на актерском факультете Красноярского института культуры.
22 августа 1982 году в Стерлитамаке начались гастроли Горно-Алтайского областного национального драматического театра в Башкирской АССР. В течении полутора месяцев коллектив выступал в городах и селах республики. Творческий коллектив показал на выезде восемь спектаклей: «Месяц малой жары» по повести Б. Укачина «Горные духи», «Изобретательная влюбленная» Лопе де Вега, «На бойком месте» А. Островского, «Салют динозаврам!» Геннадия Семёновича Мамлина и другие.
Посланцы Горного Алтая встретились со зрителями Салавата, Нефтекамска и других городов автономной республики. В конце сентября театр выступил в столице Башкирии — Уфе.
В составе гастрольного коллектива — ведущие актеры алтайской и русской трупп. Среди них — заслуженная артистка РСФСР А. Балина, П. Сандина, Ж. Эндокова, А. Маркина, В. Перчик. По телевидению было показано несколько фильмов о Горно-Алтайской области, транслировались спектакль Горно-Алтайского областного национального драматического театра по повести Б. Укачина «Горные духи» и заключительный вечер дружбы.
20 октября 1982 год областному национальному драматическому театру присваивается имя выдающегося писателя Горного Алтая Павла Васильевича Кучияк.
Рядом с актерами-алтайцами, в одной труппе с ними, работают русские актеры, некоторые спектакли готовятся сразу на двух языках.
Небольшой коллектив областного театра драмы доказал свою жизнеспособность, умение не терять в трудностях текущих, каждодневных дел своих главных задач, перспективы поступательного движения вперед. Самой надежной гарантией этого движения — была живая, не прерывающаяся связь национального драматического театра с литераторами Горного Алтая, приобщение их к беспокойному, но увлекательному миру сцены. С именем Павла Кучияк было связано рождение театра; позднее на афишах появились имена Бориса Укачина и Дибаша Каинчина. Сюда же принес свою первую пьесу «Странный человек» известный алтайский поэт Аржан Ойинчинович Адаров.
Спектакль в Горно-Алтайске по пьесе А. Адарова «Странный человек» стал одной из премьер юбилейного года — 60-летия образования СССР. В этом же году отмечался юбилей Горно-Алтайской автономной области, образованной в июне 1922 года. Этим двум юбилейным датам и посвятил свою новую работу коллектив Горно-Алтайского областного национального театра драмы, взволнованно рассказав со сцены о современниках — тружениках горного села с их радостями, заботами и мечтами о будущем.
29 июня 1984 года выпускники из алтайской группы актерского факультета Красноярского института культуры показали на сцене Горно-Алтайского областного драматического театра свои дипломные спектакли: «Последнее интервью Карлоса Бланко» Генриха Авиэзеровича Боровика и «Казакин» Жана-Батиста Мольера.
20 декабря 1984 года тремя премьерами для взрослых Горно-Алтайский областной драматический театр открыл восьмой театральный сезон. Первым на суд зрителя было представлено «Интервью в Буэнос-Айресе», рассказывающая о кровавых событиях в Чили.
Другая работа этого же режиссера — мюзикл-воспоминание «Смертельная схватка» — продемонстрировала неожиданные стороны в творчестве актеров театра. Музыка композитора Марка Анатольевича Минкова. Интересны в «Смертельной схватке» были танцы, пластика (хореограф В. Ильин).
Творческий подход к произведениям Василия Макаровича Шукшина отражён в спектакле «Светлые души» (режиссер В. Ильин).
В 1980-е годы театром руководили режиссёры различных творческих направлений: А.Д. Никитин (1982-1984), В.И. Ильин (1984-1986), Е.А. Егоров, А.В. Юданов.
В 1989 театр возглавил режиссёр Николай Федорович Паштаков, который поднял актуальные проблемы современности спектаклями «Мен кем?» Б. Укачина, «И никаких японцев» Юрия Сергеевича Рытхэу.
В конце 1980-х - начале 1990-х сценически воплощались произведения алтайского героического эпоса.
С 1990 года начал работать художником выпускник факультета Алма-Атинского института искусств Валерий Герасимович Тебеков, ставший с 1997 года главным художником театра.
29 августа 1991 года театр преобразовывается в Алтайский Государственный музыкально-драматический театр.
В 1993–1997 гг. главным художником театра работает выпускник Ташкентского театрально-художественного института им. А.И. Островского Алексей Константинович Дмитриев.
С середины 1990-х с театром сотрудничает режиссёр Вячеслав Павлович Пинчук, поставивший «Материнское поле» Ч. Айтматова, «Двенадцатая ночь» В. Шекспира, «И взойдет твоя заря» К. Кошева, «Принцесса Турандот» К. Гоцци.
С 2000 по 2007 театр возглавляла Анна Чекчеевна Балина. Преобладающим направлением в эти годы стало освоение богатств устного народного творчества, традиционной культуры, исторического прошлого, что проявилось в спектаклях «И взойдет твоя заря» Карана Кошева, «Байлыгым» А. Балиной, «Шулмус» Ч. Енчиновой. Ставились пьесы классич. рус. и заруб. драматургии: А. Островского, А. Чехова, В. Шекспира.
20 июля 1993 год выходит постановление администрации города о реконструкции и расширении здания Алтайского государственного музыкально-драматического театра.
Михаил Делдубаевич Епишев, бывший в то время главным архитектором республики, рассказывает: «Это был типовой дом культуры с внутренним двориком. Со временем дворик в наших условиях начал разрушать здание. Сырость, трещины. Была мысль этот дворик закрыть.
А потом пошло-поехало. Опять же времена были такие, что власть менялась, была нехватка финансов. Всё по рукам били: надо добиться минимальными средствами. Даже, как вариант, была идея отделки внутренних помещений гипсокартонном.
6 января 2002 года, когда главой Республики Алтай у нас стал Михаил Иванович Лапшин (2002—2006 гг.), наступил перелом. Пришло время осознания, что мы делаем храм искусства, а не сельский клуб.
Михаил Иванович сказал: «Ребята! Работайте, предлагайте. Про деньги не думайте. Деньги искать, если убедите — наша задача. А ваша задача — чтобы чабан, например, с Улагана приехал, посидел в этом зале, посмотрел произведение наших актеров, интерьеры, получил обслуживание и ему бы расхотелось ехать в центральные города, в большие театры. Он был бы довольный и уехал обратно домой».
В этот момент он сломал всё. Дело пошло — деньги, применение нормальных камня, дерева и всего остального.
Внешне было всё просто. Керамогранит.
Но нужно было перекрыть дворик. Для этого решили использовать перекрестно-стержневые пространственные металлоконструкции системы МАРХИ.
Это когда набирают и перекрывают довольно большие площади. В Чойском районе, в селе Сёйка, был какой-то промышленный ангар, как раз вот этой конструкции. Ангар был заброшен с советских, промышленных времён. Стоял без дела.
Конструкцию выкупили, привезли и перекрыли дворик. А сверху потом всё отделали.
Наша идея была — аллегория на шапку. Образно говоря, придать театру образ хорошей богатой алтайской шапки. Появились вставки. А лицевую часть сделали, там же фронтон выходил декоративно, как сундук. В эту скульптурную часть добавили алтайский календарь, времена года.
Использовали в реконструкции металлоконструкции, витражи, подсветку. Внизу появился выставочный зал, нормальная площадь. Сделали как бы антресольный этаж. Театр получился многофункциональным — театр, ансамбль и оркестр.
В итоге имеем три этажа, два зрительных зала, зал для балетных репетиций, в фойе — фонтан с цветомузыкой».
5 июля 2006 года после реконструкции театр был сдан в эксплуатацию.
В 2008 театр отметил 30-летие своей работы. За это время творческим коллективом поставлено 150 спектаклей и концертных программ, 50 из которых — постановки алтайских авторов.
© Е. Гаврилов, 14 марта 2019 г. Ссылка на сайт обязательна! Особая благодарность за помощь в подготовке материала М.Д. Епишеву.