object(stdClass)#495 (57) {
  ["id"]=>
  string(4) "1368"
  ["asset_id"]=>
  string(4) "2002"
  ["title"]=>
  string(58) "Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина"
  ["alias"]=>
  string(31) "muzej-usadba-g-i-choros-gurkina"
  ["introtext"]=>
  string(37061) "

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина (музей-заповедник, студия художника, усадьба Г. И. Гуркина) — историческое культурное место, которое в начале XX века русский географ, этнограф, публицист и фольклорист Потанин Григорий Николаевич назвал «Гельдерберг или Геттинген» (старейший и один из наиболее престижных университетов Германии - Е.Г.) Горного Алтая. Является государственным учреждением культуры РА и филиалом Национального музея им. А.В. Анохина.

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

Как добраться

Двигаясь по Чемальскому тракту, проехав с. Чепош через 9,5 километров вы по Аскатскому мосту переезжаете на левобережье р. Катунь. Далее находится развилка: вправо дорога ведёт в с. Аскат, влево — в  с. Анос. Двигаясь в южном направлении через лесной массив, вы через 3,8 километра въезжаете в с. Анос на Центральную улицу, а через 4,4 километра справа от вас на возвышении находится музей. Ориентиром может также служить мост через речку Анос, который не следует переезжать.

Попасть в музей можно, если проехать за с. Узнезя по Чемальскому тракту 2,3 километра и остановиться у дороги, у пешеходного моста через р. Катунь в с. Анос. После того, как вы по нему перейдёте в село, через 50 метров вы вступаете на улицу Центральная. Вам необходимо пешком двигаться по ней вправо 890 метров до моста через р. Анос. Музей находится в 70 метрах к северо-западу (слева) на пригорке за мостом. Итого вам необходимо пройти порядка 1,3 километра в одну сторону.

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

Туристское значение

В с. Анос, во время пребывания в нём, Г.И. Гуркин написал ряд наиболее известных полотен, в числе которых «Белуха», «Корона Катуни», «Катунь весной», «Озеро горных духов», «Хан-Алтай» и др.

Кроме того, эти места замечательны тем, что именно отсюда, выбирая село как бы точкой отсчёта, разъезжались и возвращались сюда, включая, конечно, самого Г.И. Гуркина, крупнейшие исследователи Алтая прошлого. В их числе следует назвать, прежде всего, Г.Н. Потанина, А. В. Анохина, Н.Я. Никифорова и В.Я. Шишкова. Вклад этих исследователей в историю Горного Алтая просто грандиозен.

Помочь окунуться в атмосферу этого периода и показать обстановку творческой лаборатории художника и ставит своей задачей музей Г.И. Гуркина.

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

Описание

В то время, когда в этих местах жил Г.И. Гуркин (1903—1919 и 1927—1937), усадьба, которая восхищала приезжих сюда гостей, включала трёхкомнатный дом с просторной верандой (флигель) и мастерской, непременный атрибут алтайцев того периода — шестиугольную юрту (агаш айыл),  и ряд хозяйственных построек. Дом был окружён большим фруктовым садом, который был посажен при непосредственном участии художника, и существовал небольшой красивый пруд с лебедями.

Музейный комплекс включает в себя восстановленные по старым фотографиям и документам того времени одноэтажный бревенчатый дом художника и юрту. Экспозиционно-выставочная площадь музея составляет 25 кв. м, а для временных выставок — 18 кв.м. К усадьбе примыкает парковая зона в 0,5 гектара.

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

История

В 1900 году, после зачисления вольнослушателем в пейзажный класс Петербургской Академии художеств, Г.И. Гуркин вернулся на Алтай и поселился с семьей в с. Анос. Григорию Ивановичу Гуркину позволялось жить и заниматься творчеством на родине, при этом Академия регулярно выплачивала ему стипендию.

В 1905 году «Томские Епархиальные Ведомости» отмечали: «Обращает на себя внимание высокий скалистый утес, поднимающийся прямо от Катуни, это гора Кая. У подошвы её приютилась алтайская деревушка Онос. Здесь, между прочим, живёт в настоящее время художник Гуркин, пейзажист Алтая; алтаец по происхождению, ученик улалинской миссионерской школы он теперь заканчивает свое художественное образование в Академии художеств, а по летам работает на Алтае».

В 1907 в Томске состоялась первая персональная выставка художника, которая имела исключительный успех, принесла ему широкую известность и славу первого пейзажиста Сибири.

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

Известность художника, выраставшая с каждой выставкой, «возвеличивала» и место его проживания.

В 1908 году в путевых заметках известный исследователь Алтая, ботаник и краевед Верещагин Виктор Иванович отмечает: «У подножья крутой горы Кая, приютилась деревушка Анос. В Аносе живет талантливый художник, по происхождению алтайский инородец, Г. И. Гуркин».

Из Чемала дачники совершали экскурсии в деревню Анос в студию художника Г. И. Гуркина.

Тёплые дружеские отношения связывали Г.И. Гуркина с Г.Н. Потаниным.

Первый раз Г.Н. Потанин приехал на отдых в Анос в 1908 году, затем в 1910 и 1911 гг., последний — в 1915 г.

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

Для Г.Н. Потанина Анос стал творческой лабораторией по изучению фольклора и этнографии Горного Алтая. В 1908 г. он писал: «На это лето еду к алтайцам в д. Анос, в резиденцию художника, моего друга Гуркина, местного инородца. Тут у меня компания сотрудников, которые помогут мне собирать алтайские сказки».

В усадьбе Г.И. Гуркина побывали профессор Б.П. Вейнберг, геолог С.А. Яковлев, ботаник В. И. Верещагин, композитор, музыковед, этнограф А. В. Анохин, ученый-биолог В. В. Сапожников, ученый-биолог П. Н. Крылов, сибирский просветитель А.В. Адрианов, фольклорист Н.Я. Никифоров, художники - Л.П. Базанова, С.М. Прохоров, А.А. Воронина, Д. И. Кузнецов, М. И. Курзин, А. О. Никулин, писатели В.Я. Шишков, Г.А. Вяткин, И.И. Тачалов, Г.Д. Гребенщиков, фотограф С.И. Гуркин и др.

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

По словам Г.Н. Потанина, «Анос превратился в какой-то Гельдерберг или Геттинген… Здесь в Аносе вы видите даму с финским ножом на поясе для рытья растений, с берестяной коробкой на бедре для выкопанных растений; или выходит из села джентльмен с мальчиком: идущий в лес отыскивать личинки и бабочки».

Не случайно сборник алтайских сказок Н.Я. Никифорова, о выходе которого особо заботился Г.Н. Потанин и с предисловием которого он вышел, получил название «Аносский сборник».

Возвращаясь в 1908 г. после отдыха в Аносе, Г.Н. Потанин привёз для Томского общества садоводов десять кустов растения «рододендрон». При этом он пишет, что «чувствовал себя совершающим насилие тюремщиком, этапным офицером, сопровождающим партию ссыльных».

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

В 1911 г. Г.Н. Потанин отдыхал в Аносе вместе со своей второй женой М.Г. Васильевой. В этом же году в Аносе художник С.М. Прохоров написал известный портрет Потанина (хранится в НБ ТГУ). Здесь Потанин наблюдал камлание шаманки Саатан и присутствовал на национальной алтайской свадьбе.

Летом 1914 года Григория Ивановича Гуркина посещает в Аносе Вячеслав Яковлевич Шишков с молодой женой, встречается у него с Георгием Дмитриевичем Гребенщиковым. Именно это время стало для Вячеслава Яковлевича Шишкова временем выбора между работой инженера-изыскателя и литератора-профессионала, между Сибирью, горячим патриотом, которой он был всю свою жизнь, и Петербургом. В результате полученных впечатлений и наблюдений им были написаны «Чуйские были», рассказ «Страшный кам» с подзаголовком «Повесть шаманья, алтайская», рассказ «Алые сугробы».

В 1914 году в письме A.M. Ремизову В. Я. Шишков пишет: «Мы два дня прожили в Аносе, в доме художника Гуркина. Что за чудесный уголок, весь в зеленом саду утопает, через него ручеек каскадами переливается. Выйдешь ночью - небо синее, в крупных звездах, вдали грохочет Катунь и спят черными громадами горы...»

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

В 1966 году один из старожилов утверждал, что помнит разговор Г.И. Гуркина и Вячеслава Шишкова. «Художник рассказывал гостю алтайскую легенду о богатыре Сартакпае, который ловит молнии, освещая путь пастухам и чабанам, раздвигает горы, прокладывая в них удобные широкие дороги. И будто долго они сожалели о том, что пока в горах только опасные вьючные тропы, на которых не могут разъехаться две верховые лошади, и в алтайском языке даже нет слова «колесо».

На территории усадьбы Г.И. Гуркина устраивались «Аносские вечера», создавался «Аносский сборник», звучали вновь созданные музыкальные произведения и просматривались новые фотоработы, велись споры о политике, экономике и культурном строительстве в Горном Алтае.

17 февраля 1920 года в протоколе заседания коллегии Алтайского центрального музея о сохранении библиотеки и музея Н. С. Гуляева и студии Г. И. Гуркина было отмечено: «Сообщается, что ценные рукописи, библиотека и музей, приобретенные бывшим Каракорумским земством у Н. С. Гуляева, в настоящее время по слухам вывезены в с. Чемал и там, возможно, брошены на произвол судьбы. В таком же состоянии находятся в с. Аносе прекрасная студия Г. И. Гуркина, насчитывающая более ста полотен, характеризующих жизнь Алтая во всех отношениях, а также там имеются некоторые исторические ценности из этнографической жизни Алтая, например одеяния шамана во время камлания и другие…

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

По выслушивании таких сообщений коллегия постановляет принять меры к сохранению всех упомянутых исторических ценностей, для чего необходимо отправить в те места в самом ближайшем времени инструктора М. Н. Палкина с целью обследования на местах сообщенного, принятия мер к охране всех этих ценностей науки и искусства и приобретения сейчас же для Алтайского центрального музея, что возможно...

Председатель заседаний П. Сенянский. Члены: В. 3отин, М. Львов, A. Ляпустин, Велижанин, П. Тупиков, И. Геккель, B. Верещагин. Секретарь В. Лахтионов. С подлинным верно: Секретарь В. Лахтионов».

По возвращении из эмиграции в 1926 году Г.И. Гуркину удается принять участие в двух крупных выставках в г.Москве. На первой всесоюзной выставке его работы были отмечены Наркомом просвещения. Когда А. В. Луначарский увидел впервые работы Гуркина на выставке, он высоко отозвался о них и удивился: «Как забралась на Алтай такая утонченная техника!». Г.И. Гуркину вернули дом в Аносе, отобранный в годы гражданской войны. На склоне лет он мог спокойно жить в одном из красивейших уголков его любимой родины и спокойно заниматься творчеством.

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

Наладились отношения Г.И. Гуркина и с местной властью на Алтае. Он продолжал жить в Аносе, хлопотал об открытии художественной школы в области, картинной галереи, путешествовал по Алтаю, много писал.

В 1927 году в г. Новосибирске состоялась общесибирская художественная выставка, в которой приняли участие почти все ведущие художники Сибири. Одновременно с ее открытием начал работу 1-й съезд сибирских художников. На съезде выступил Чевалков Николай Иванович. Его рассказ наглядно иллюстрирует ту обстановку, те трудности, которые приходилось преодолевать зарождавшемуся искусству.

«Художнику в Ойротии очень одиноко. Нас двое — Гуркин и я. Гуркин сейчас почти не работает, я... с трудом. Мы живем далеко друг от друга... У Гуркина идея — на 25 человек детей студию открыть. Я поддерживаю... Через два года мы поразим своей продукцией, если открыть мастерскую».

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

В 1927 году в с. Анос побывал ученый-тюрколог, академик, директор Института востоковедения АН СССР Александр Николаевич Самойлович.

С 1930 года в усадьбе Г.И. Гурина была открыта выставка для туристов и гостей Алтая.

В 1931 г. по инициативе Г.И. Гуркина в с. Улала была открыта художественная школа.

Летом 1934 года студию посещает писатель-фантаст, ученый-палеонтолог Иван Антонович Ефремов, который, увидев в мастерской художника картину «Озеро горных духов», напишет фантастический одноимённый рассказ. В этот же год в Анос заезжает писатель Владимир Яковлевич Зазубрин.

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

В 1935 году путеводители по Алтаю отмечали: «Студия художника Гуркина (5 км пешком). Дорога идет вверх по берегу реки Катуни, отходя от нее местами в глубь густого смешанного леса. Посещение студии знакомит с мастерством крупнейшего ойротского художника Г. Н. Гуркина».

В 1937 усадьба и имущество художника были конфискованы и переданы в колхоз им. Кирова. В этом году Ойротская областная художественная школа, первое художественное учебное заведение среди национальных автономий Сибири, была реорганизована в Ойротскую областную художественную студию и переведена в с. Анос, в бывшую мастерскую Г.И. Гуркина.

Однако в 1939 году школа вновь возвратилась в г. Ойрот-Тура.

Во время войны юрту, мастерскую, и хозяйственные постройки разобрали на дрова, а жилой дом и сад передали Аносской средней школе.

Г. Н. Гуркин был реабилитирован в 1957 году.

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

А 16 апреля 1959 года художники А.Таныш, Л. Сухов, С. Янсон в центральной прессе Алтайского края опубликовывают следующее письмо: «В селе Аносе долгое время жил выдающийся сибирский художник Г. И. Гуркин. Наследник, которого установили недавно, предложил дом в качестве дара Горно-Алтайскому облисполкому и краевому художественному фонду с условием, чтобы в нем был открыт либо музей имени Г. И. Гуркина, либо дача для художников имени Гуркина.

Но когда оказалось, что дом требует незначительной затраты на ремонт, все от него отказались, в том числе и художественный фонд, руководители которого высказали накануне доброе намерение увековечить память Гуркина. Нас беспокоит такое пренебрежение к памяти выдающегося художника».

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

В январе 1960 году Горно-Алтайский областной музей приобретает две интересные репродукции с фотографий, на одной из которых изображён Гуркин с композитором Андреем Викторовичем Анохиным, а на второй — художник в национальном костюме. К девяностолетию со дня его рождения Григория Ивановича Гуркина в Барнауле полотна Гуркина привлекают особое внимание на ряде выставок произведений алтайских художников.

Что касается дальнейшей судьбы дома Г.И. Гуркина, то она достаточно туманна. Достаточно сказать, что в 1967 году, среди интересных маршрутов на территории Алтая, находим следующее описание: «Хороший колхозный плодовый сад создан в селе Анос, где творил выдающийся художник-пейзажист Гуркин. Его полотна можно встретить во многих музеях Сибири». Как видим, музей не упомянут вообще!

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

Есть сведения, что восстановить музей пытались в 1982, 1989, 1994 годах.

И лишь в 1992 году на доме устанавливается мемориальная доска, а в 1996 г. дом включается в список особо ценных исторических и культурных памятников Республики Алтай.

В декабре 2005 г. музей-усадьба становится филиалом республиканского краеведческого музея.

12 января 2006 года музей был открыт для посещения.

© Е.Гаврилов, 4 февраля 2017 года. Ссылка на сайт обязательна!

Источники

" ["fulltext"]=> string(0) "" ["state"]=> string(1) "1" ["catid"]=> string(2) "83" ["created"]=> string(19) "2017-02-05 03:19:41" ["created_by"]=> string(3) "993" ["created_by_alias"]=> string(0) "" ["modified"]=> string(19) "2017-02-08 15:57:34" ["modified_by"]=> string(3) "992" ["checked_out"]=> string(1) "0" ["checked_out_time"]=> string(19) "0000-00-00 00:00:00" ["publish_up"]=> string(19) "2017-02-05 03:19:41" ["publish_down"]=> string(19) "0000-00-00 00:00:00" ["images"]=> string(528) "{"image_intro":"images\/a_mini001\/image133.jpg","float_intro":"","image_intro_alt":"\u041c\u0443\u0437\u0435\u0439-\u0443\u0441\u0430\u0434\u044c\u0431\u0430 \u0413.\u0418. \u0427\u043e\u0440\u043e\u0441-\u0413\u0443\u0440\u043a\u0438\u043d\u0430","image_intro_caption":"\u041c\u0443\u0437\u0435\u0439-\u0443\u0441\u0430\u0434\u044c\u0431\u0430 \u0413.\u0418. \u0427\u043e\u0440\u043e\u0441-\u0413\u0443\u0440\u043a\u0438\u043d\u0430","image_fulltext":"","float_fulltext":"","image_fulltext_alt":"","image_fulltext_caption":""}" ["urls"]=> string(121) "{"urla":false,"urlatext":"","targeta":"","urlb":false,"urlbtext":"","targetb":"","urlc":false,"urlctext":"","targetc":""}" ["attribs"]=> string(620) "{"show_title":"","link_titles":"","show_tags":"","show_intro":"","info_block_position":"","info_block_show_title":"","show_category":"","link_category":"","show_parent_category":"","link_parent_category":"","show_author":"","link_author":"","show_create_date":"","show_modify_date":"","show_publish_date":"","show_item_navigation":"","show_icons":"","show_print_icon":"","show_email_icon":"","show_vote":"","show_hits":"","show_noauth":"","urls_position":"","alternative_readmore":"","article_layout":"","show_publishing_options":"","show_article_options":"","show_urls_images_backend":"","show_urls_images_frontend":""}" ["version"]=> string(1) "7" ["ordering"]=> string(1) "2" ["metakey"]=> string(0) "" ["metadesc"]=> string(0) "" ["access"]=> string(1) "1" ["hits"]=> string(3) "393" ["metadata"]=> object(Joomla\Registry\Registry)#505 (3) { ["data":protected]=> object(stdClass)#507 (6) { ["robots"]=> string(0) "" ["author"]=> string(0) "" ["rights"]=> string(0) "" ["xreference"]=> string(0) "" ["address"]=> string(42) "{"address":"","lat":"","lan":"","zoom":""}" ["yandex_maps_icon"]=> string(0) "" } ["initialized":protected]=> bool(true) ["separator"]=> string(1) "." } ["featured"]=> string(1) "0" ["language"]=> string(1) "*" ["xreference"]=> string(0) "" ["category_title"]=> string(10) "Музеи" ["category_alias"]=> string(5) "muzei" ["category_access"]=> string(1) "1" ["author"]=> string(31) "Евгений Гаврилов" ["parent_title"]=> string(29) "Богатства Алтая" ["parent_id"]=> string(2) "20" ["parent_route"]=> string(22) "altaj/bogatstva-altaya" ["parent_alias"]=> string(16) "bogatstva-altaya" ["rating"]=> NULL ["rating_count"]=> NULL ["params"]=> object(Joomla\Registry\Registry)#506 (3) { ["data":protected]=> object(stdClass)#500 (85) { ["article_layout"]=> string(9) "_:default" ["show_title"]=> string(1) "1" ["link_titles"]=> string(1) "0" ["show_intro"]=> string(1) "1" ["info_block_position"]=> string(1) "0" ["show_category"]=> string(1) "1" ["link_category"]=> string(1) "1" ["show_parent_category"]=> string(1) "0" ["link_parent_category"]=> string(1) "0" ["show_author"]=> string(1) "0" ["link_author"]=> string(1) "0" ["show_create_date"]=> string(1) "0" ["show_modify_date"]=> string(1) "0" ["show_publish_date"]=> string(1) "0" ["show_item_navigation"]=> string(1) "1" ["show_vote"]=> string(1) "0" ["show_readmore"]=> string(1) "1" ["show_readmore_title"]=> string(1) "1" ["readmore_limit"]=> string(3) "100" ["show_tags"]=> string(1) "1" ["show_icons"]=> string(1) "0" ["show_print_icon"]=> string(1) "0" ["show_email_icon"]=> string(1) "0" ["show_hits"]=> string(1) "0" ["show_noauth"]=> string(1) "0" ["urls_position"]=> string(1) "0" ["show_publishing_options"]=> string(1) "1" ["show_article_options"]=> string(1) "1" ["save_history"]=> string(1) "0" ["history_limit"]=> int(10) ["show_urls_images_frontend"]=> string(1) "0" ["show_urls_images_backend"]=> string(1) "1" ["targeta"]=> int(0) ["targetb"]=> int(0) ["targetc"]=> int(0) ["float_intro"]=> string(4) "left" ["float_fulltext"]=> string(4) "none" ["category_layout"]=> string(9) "_:default" ["show_category_heading_title_text"]=> string(1) "1" ["show_category_title"]=> string(1) "1" ["show_description"]=> string(1) "1" ["show_description_image"]=> string(1) "0" ["maxLevel"]=> string(1) "1" ["show_empty_categories"]=> string(1) "1" ["show_no_articles"]=> string(1) "1" ["show_subcat_desc"]=> string(1) "1" ["show_cat_num_articles"]=> string(1) "0" ["show_cat_tags"]=> string(1) "1" ["show_base_description"]=> string(1) "1" ["maxLevelcat"]=> string(2) "-1" ["show_empty_categories_cat"]=> string(1) "0" ["show_subcat_desc_cat"]=> string(1) "1" ["show_cat_num_articles_cat"]=> string(1) "1" ["num_leading_articles"]=> string(1) "1" ["num_intro_articles"]=> string(1) "4" ["num_columns"]=> string(1) "2" ["num_links"]=> string(1) "4" ["multi_column_order"]=> string(1) "0" ["show_subcategory_content"]=> string(1) "0" ["show_pagination_limit"]=> string(1) "0" ["filter_field"]=> string(4) "hide" ["show_headings"]=> string(1) "0" ["list_show_date"]=> string(1) "0" ["date_format"]=> string(0) "" ["list_show_hits"]=> string(1) "0" ["list_show_author"]=> string(1) "0" ["orderby_pri"]=> string(5) "order" ["orderby_sec"]=> string(5) "alpha" ["order_date"]=> string(9) "published" ["show_pagination"]=> string(1) "2" ["show_pagination_results"]=> string(1) "1" ["show_featured"]=> string(4) "show" ["show_feed_link"]=> string(1) "1" ["feed_summary"]=> string(1) "0" ["feed_show_readmore"]=> string(1) "0" ["show_page_heading"]=> string(1) "0" ["display_num"]=> string(2) "25" ["menu_text"]=> int(1) ["menu_show"]=> int(1) ["secure"]=> int(0) ["page_title"]=> string(11) "Музеи " ["page_description"]=> string(100) "Информационный туристический портал АЛТАЙ туристский" ["page_rights"]=> string(49) "Ссылка на сайт обязательна" ["robots"]=> NULL ["access-view"]=> bool(true) } ["initialized":protected]=> bool(true) ["separator"]=> string(1) "." } ["tagLayout"]=> object(JLayoutFile)#491 (7) { ["layoutId":protected]=> string(19) "joomla.content.tags" ["basePath":protected]=> NULL ["fullPath":protected]=> NULL ["includePaths":protected]=> array(0) { } ["options":protected]=> object(Joomla\Registry\Registry)#492 (3) { ["data":protected]=> object(stdClass)#503 (2) { ["component"]=> string(11) "com_content" ["client"]=> int(0) } ["initialized":protected]=> bool(false) ["separator"]=> string(1) "." } ["data":protected]=> array(0) { } ["debugMessages":protected]=> array(0) { } } ["slug"]=> string(36) "1368:muzej-usadba-g-i-choros-gurkina" ["catslug"]=> string(8) "83:muzei" ["parent_slug"]=> string(19) "20:bogatstva-altaya" ["readmore_link"]=> string(66) "/altaj/bogatstva-altaya/muzei/1368-muzej-usadba-g-i-choros-gurkina" ["text"]=> string(39309) "

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина (музей-заповедник, студия художника, усадьба Г. И. Гуркина) — историческое культурное место, которое в начале XX века русский географ, этнограф, публицист и фольклорист Потанин Григорий Николаевич назвал «Гельдерберг или Геттинген» (старейший и один из наиболее престижных университетов Германии - Е.Г.) Горного Алтая. Является государственным учреждением культуры РА и филиалом Национального музея им. А.В. Анохина.

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

Как добраться

Двигаясь по Чемальскому тракту, проехав с. Чепош через 9,5 километров вы по Аскатскому мосту переезжаете на левобережье р. Катунь. Далее находится развилка: вправо дорога ведёт в с. Аскат, влево — в  с. Анос. Двигаясь в южном направлении через лесной массив, вы через 3,8 километра въезжаете в с. Анос на Центральную улицу, а через 4,4 километра справа от вас на возвышении находится музей. Ориентиром может также служить мост через речку Анос, который не следует переезжать.

Попасть в музей можно, если проехать за с. Узнезя по Чемальскому тракту 2,3 километра и остановиться у дороги, у пешеходного моста через р. Катунь в с. Анос. После того, как вы по нему перейдёте в село, через 50 метров вы вступаете на улицу Центральная. Вам необходимо пешком двигаться по ней вправо 890 метров до моста через р. Анос. Музей находится в 70 метрах к северо-западу (слева) на пригорке за мостом. Итого вам необходимо пройти порядка 1,3 километра в одну сторону.

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

Туристское значение

В с. Анос, во время пребывания в нём, Г.И. Гуркин написал ряд наиболее известных полотен, в числе которых «Белуха», «Корона Катуни», «Катунь весной», «Озеро горных духов», «Хан-Алтай» и др.

Кроме того, эти места замечательны тем, что именно отсюда, выбирая село как бы точкой отсчёта, разъезжались и возвращались сюда, включая, конечно, самого Г.И. Гуркина, крупнейшие исследователи Алтая прошлого. В их числе следует назвать, прежде всего, Г.Н. Потанина, А. В. Анохина, Н.Я. Никифорова и В.Я. Шишкова. Вклад этих исследователей в историю Горного Алтая просто грандиозен.

Помочь окунуться в атмосферу этого периода и показать обстановку творческой лаборатории художника и ставит своей задачей музей Г.И. Гуркина.

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

Описание

В то время, когда в этих местах жил Г.И. Гуркин (1903—1919 и 1927—1937), усадьба, которая восхищала приезжих сюда гостей, включала трёхкомнатный дом с просторной верандой (флигель) и мастерской, непременный атрибут алтайцев того периода — шестиугольную юрту (агаш айыл),  и ряд хозяйственных построек. Дом был окружён большим фруктовым садом, который был посажен при непосредственном участии художника, и существовал небольшой красивый пруд с лебедями.

Музейный комплекс включает в себя восстановленные по старым фотографиям и документам того времени одноэтажный бревенчатый дом художника и юрту. Экспозиционно-выставочная площадь музея составляет 25 кв. м, а для временных выставок — 18 кв.м. К усадьбе примыкает парковая зона в 0,5 гектара.

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

История

В 1900 году, после зачисления вольнослушателем в пейзажный класс Петербургской Академии художеств, Г.И. Гуркин вернулся на Алтай и поселился с семьей в с. Анос. Григорию Ивановичу Гуркину позволялось жить и заниматься творчеством на родине, при этом Академия регулярно выплачивала ему стипендию.

В 1905 году «Томские Епархиальные Ведомости» отмечали: «Обращает на себя внимание высокий скалистый утес, поднимающийся прямо от Катуни, это гора Кая. У подошвы её приютилась алтайская деревушка Онос. Здесь, между прочим, живёт в настоящее время художник Гуркин, пейзажист Алтая; алтаец по происхождению, ученик улалинской миссионерской школы он теперь заканчивает свое художественное образование в Академии художеств, а по летам работает на Алтае».

В 1907 в Томске состоялась первая персональная выставка художника, которая имела исключительный успех, принесла ему широкую известность и славу первого пейзажиста Сибири.

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

Известность художника, выраставшая с каждой выставкой, «возвеличивала» и место его проживания.

В 1908 году в путевых заметках известный исследователь Алтая, ботаник и краевед Верещагин Виктор Иванович отмечает: «У подножья крутой горы Кая, приютилась деревушка Анос. В Аносе живет талантливый художник, по происхождению алтайский инородец, Г. И. Гуркин».

Из Чемала дачники совершали экскурсии в деревню Анос в студию художника Г. И. Гуркина.

Тёплые дружеские отношения связывали Г.И. Гуркина с Г.Н. Потаниным.

Первый раз Г.Н. Потанин приехал на отдых в Анос в 1908 году, затем в 1910 и 1911 гг., последний — в 1915 г.

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

Для Г.Н. Потанина Анос стал творческой лабораторией по изучению фольклора и этнографии Горного Алтая. В 1908 г. он писал: «На это лето еду к алтайцам в д. Анос, в резиденцию художника, моего друга Гуркина, местного инородца. Тут у меня компания сотрудников, которые помогут мне собирать алтайские сказки».

В усадьбе Г.И. Гуркина побывали профессор Б.П. Вейнберг, геолог С.А. Яковлев, ботаник В. И. Верещагин, композитор, музыковед, этнограф А. В. Анохин, ученый-биолог В. В. Сапожников, ученый-биолог П. Н. Крылов, сибирский просветитель А.В. Адрианов, фольклорист Н.Я. Никифоров, художники - Л.П. Базанова, С.М. Прохоров, А.А. Воронина, Д. И. Кузнецов, М. И. Курзин, А. О. Никулин, писатели В.Я. Шишков, Г.А. Вяткин, И.И. Тачалов, Г.Д. Гребенщиков, фотограф С.И. Гуркин и др.

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

По словам Г.Н. Потанина, «Анос превратился в какой-то Гельдерберг или Геттинген… Здесь в Аносе вы видите даму с финским ножом на поясе для рытья растений, с берестяной коробкой на бедре для выкопанных растений; или выходит из села джентльмен с мальчиком: идущий в лес отыскивать личинки и бабочки».

Не случайно сборник алтайских сказок Н.Я. Никифорова, о выходе которого особо заботился Г.Н. Потанин и с предисловием которого он вышел, получил название «Аносский сборник».

Возвращаясь в 1908 г. после отдыха в Аносе, Г.Н. Потанин привёз для Томского общества садоводов десять кустов растения «рододендрон». При этом он пишет, что «чувствовал себя совершающим насилие тюремщиком, этапным офицером, сопровождающим партию ссыльных».

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

В 1911 г. Г.Н. Потанин отдыхал в Аносе вместе со своей второй женой М.Г. Васильевой. В этом же году в Аносе художник С.М. Прохоров написал известный портрет Потанина (хранится в НБ ТГУ). Здесь Потанин наблюдал камлание шаманки Саатан и присутствовал на национальной алтайской свадьбе.

Летом 1914 года Григория Ивановича Гуркина посещает в Аносе Вячеслав Яковлевич Шишков с молодой женой, встречается у него с Георгием Дмитриевичем Гребенщиковым. Именно это время стало для Вячеслава Яковлевича Шишкова временем выбора между работой инженера-изыскателя и литератора-профессионала, между Сибирью, горячим патриотом, которой он был всю свою жизнь, и Петербургом. В результате полученных впечатлений и наблюдений им были написаны «Чуйские были», рассказ «Страшный кам» с подзаголовком «Повесть шаманья, алтайская», рассказ «Алые сугробы».

В 1914 году в письме A.M. Ремизову В. Я. Шишков пишет: «Мы два дня прожили в Аносе, в доме художника Гуркина. Что за чудесный уголок, весь в зеленом саду утопает, через него ручеек каскадами переливается. Выйдешь ночью - небо синее, в крупных звездах, вдали грохочет Катунь и спят черными громадами горы...»

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

В 1966 году один из старожилов утверждал, что помнит разговор Г.И. Гуркина и Вячеслава Шишкова. «Художник рассказывал гостю алтайскую легенду о богатыре Сартакпае, который ловит молнии, освещая путь пастухам и чабанам, раздвигает горы, прокладывая в них удобные широкие дороги. И будто долго они сожалели о том, что пока в горах только опасные вьючные тропы, на которых не могут разъехаться две верховые лошади, и в алтайском языке даже нет слова «колесо».

На территории усадьбы Г.И. Гуркина устраивались «Аносские вечера», создавался «Аносский сборник», звучали вновь созданные музыкальные произведения и просматривались новые фотоработы, велись споры о политике, экономике и культурном строительстве в Горном Алтае.

17 февраля 1920 года в протоколе заседания коллегии Алтайского центрального музея о сохранении библиотеки и музея Н. С. Гуляева и студии Г. И. Гуркина было отмечено: «Сообщается, что ценные рукописи, библиотека и музей, приобретенные бывшим Каракорумским земством у Н. С. Гуляева, в настоящее время по слухам вывезены в с. Чемал и там, возможно, брошены на произвол судьбы. В таком же состоянии находятся в с. Аносе прекрасная студия Г. И. Гуркина, насчитывающая более ста полотен, характеризующих жизнь Алтая во всех отношениях, а также там имеются некоторые исторические ценности из этнографической жизни Алтая, например одеяния шамана во время камлания и другие…

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

По выслушивании таких сообщений коллегия постановляет принять меры к сохранению всех упомянутых исторических ценностей, для чего необходимо отправить в те места в самом ближайшем времени инструктора М. Н. Палкина с целью обследования на местах сообщенного, принятия мер к охране всех этих ценностей науки и искусства и приобретения сейчас же для Алтайского центрального музея, что возможно...

Председатель заседаний П. Сенянский. Члены: В. 3отин, М. Львов, A. Ляпустин, Велижанин, П. Тупиков, И. Геккель, B. Верещагин. Секретарь В. Лахтионов. С подлинным верно: Секретарь В. Лахтионов».

По возвращении из эмиграции в 1926 году Г.И. Гуркину удается принять участие в двух крупных выставках в г.Москве. На первой всесоюзной выставке его работы были отмечены Наркомом просвещения. Когда А. В. Луначарский увидел впервые работы Гуркина на выставке, он высоко отозвался о них и удивился: «Как забралась на Алтай такая утонченная техника!». Г.И. Гуркину вернули дом в Аносе, отобранный в годы гражданской войны. На склоне лет он мог спокойно жить в одном из красивейших уголков его любимой родины и спокойно заниматься творчеством.

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

Наладились отношения Г.И. Гуркина и с местной властью на Алтае. Он продолжал жить в Аносе, хлопотал об открытии художественной школы в области, картинной галереи, путешествовал по Алтаю, много писал.

В 1927 году в г. Новосибирске состоялась общесибирская художественная выставка, в которой приняли участие почти все ведущие художники Сибири. Одновременно с ее открытием начал работу 1-й съезд сибирских художников. На съезде выступил Чевалков Николай Иванович. Его рассказ наглядно иллюстрирует ту обстановку, те трудности, которые приходилось преодолевать зарождавшемуся искусству.

«Художнику в Ойротии очень одиноко. Нас двое — Гуркин и я. Гуркин сейчас почти не работает, я... с трудом. Мы живем далеко друг от друга... У Гуркина идея — на 25 человек детей студию открыть. Я поддерживаю... Через два года мы поразим своей продукцией, если открыть мастерскую».

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

В 1927 году в с. Анос побывал ученый-тюрколог, академик, директор Института востоковедения АН СССР Александр Николаевич Самойлович.

С 1930 года в усадьбе Г.И. Гурина была открыта выставка для туристов и гостей Алтая.

В 1931 г. по инициативе Г.И. Гуркина в с. Улала была открыта художественная школа.

Летом 1934 года студию посещает писатель-фантаст, ученый-палеонтолог Иван Антонович Ефремов, который, увидев в мастерской художника картину «Озеро горных духов», напишет фантастический одноимённый рассказ. В этот же год в Анос заезжает писатель Владимир Яковлевич Зазубрин.

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

В 1935 году путеводители по Алтаю отмечали: «Студия художника Гуркина (5 км пешком). Дорога идет вверх по берегу реки Катуни, отходя от нее местами в глубь густого смешанного леса. Посещение студии знакомит с мастерством крупнейшего ойротского художника Г. Н. Гуркина».

В 1937 усадьба и имущество художника были конфискованы и переданы в колхоз им. Кирова. В этом году Ойротская областная художественная школа, первое художественное учебное заведение среди национальных автономий Сибири, была реорганизована в Ойротскую областную художественную студию и переведена в с. Анос, в бывшую мастерскую Г.И. Гуркина.

Однако в 1939 году школа вновь возвратилась в г. Ойрот-Тура.

Во время войны юрту, мастерскую, и хозяйственные постройки разобрали на дрова, а жилой дом и сад передали Аносской средней школе.

Г. Н. Гуркин был реабилитирован в 1957 году.

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

А 16 апреля 1959 года художники А.Таныш, Л. Сухов, С. Янсон в центральной прессе Алтайского края опубликовывают следующее письмо: «В селе Аносе долгое время жил выдающийся сибирский художник Г. И. Гуркин. Наследник, которого установили недавно, предложил дом в качестве дара Горно-Алтайскому облисполкому и краевому художественному фонду с условием, чтобы в нем был открыт либо музей имени Г. И. Гуркина, либо дача для художников имени Гуркина.

Но когда оказалось, что дом требует незначительной затраты на ремонт, все от него отказались, в том числе и художественный фонд, руководители которого высказали накануне доброе намерение увековечить память Гуркина. Нас беспокоит такое пренебрежение к памяти выдающегося художника».

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

В январе 1960 году Горно-Алтайский областной музей приобретает две интересные репродукции с фотографий, на одной из которых изображён Гуркин с композитором Андреем Викторовичем Анохиным, а на второй — художник в национальном костюме. К девяностолетию со дня его рождения Григория Ивановича Гуркина в Барнауле полотна Гуркина привлекают особое внимание на ряде выставок произведений алтайских художников.

Что касается дальнейшей судьбы дома Г.И. Гуркина, то она достаточно туманна. Достаточно сказать, что в 1967 году, среди интересных маршрутов на территории Алтая, находим следующее описание: «Хороший колхозный плодовый сад создан в селе Анос, где творил выдающийся художник-пейзажист Гуркин. Его полотна можно встретить во многих музеях Сибири». Как видим, музей не упомянут вообще!

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

Есть сведения, что восстановить музей пытались в 1982, 1989, 1994 годах.

И лишь в 1992 году на доме устанавливается мемориальная доска, а в 1996 г. дом включается в список особо ценных исторических и культурных памятников Республики Алтай.

В декабре 2005 г. музей-усадьба становится филиалом республиканского краеведческого музея.

12 января 2006 года музей был открыт для посещения.

© Е.Гаврилов, 4 февраля 2017 года. Ссылка на сайт обязательна!

Источники

" ["tags"]=> object(JHelperTags)#493 (4) { ["tagsChanged":protected]=> bool(false) ["replaceTags":protected]=> bool(false) ["typeAlias"]=> NULL ["itemTags"]=> array(0) { } } ["jcfields"]=> array(0) { } ["event"]=> object(stdClass)#572 (3) { ["afterDisplayTitle"]=> string(0) "" ["beforeDisplayContent"]=> string(0) "" ["afterDisplayContent"]=> string(0) "" } ["prev"]=> string(57) "/altaj/bogatstva-altaya/muzei/1269-muzej-chujskogo-trakta" ["next"]=> string(72) "/altaj/bogatstva-altaya/muzei/1345-natsionalnyj-muzej-imeni-a-v-anokhina" ["prev_label"]=> string(10) "Назад" ["next_label"]=> string(12) "Вперёд" ["pagination"]=> string(392) " " ["paginationposition"]=> string(1) "1" ["paginationrelative"]=> int(0) }

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина (музей-заповедник, студия художника, усадьба Г. И. Гуркина) — историческое культурное место, которое в начале XX века русский географ, этнограф, публицист и фольклорист Потанин Григорий Николаевич назвал «Гельдерберг или Геттинген» (старейший и один из наиболее престижных университетов Германии - Е.Г.) Горного Алтая. Является государственным учреждением культуры РА и филиалом Национального музея им. А.В. Анохина.

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

Как добраться

Двигаясь по Чемальскому тракту, проехав с. Чепош через 9,5 километров вы по Аскатскому мосту переезжаете на левобережье р. Катунь. Далее находится развилка: вправо дорога ведёт в с. Аскат, влево — в  с. Анос. Двигаясь в южном направлении через лесной массив, вы через 3,8 километра въезжаете в с. Анос на Центральную улицу, а через 4,4 километра справа от вас на возвышении находится музей. Ориентиром может также служить мост через речку Анос, который не следует переезжать.

Попасть в музей можно, если проехать за с. Узнезя по Чемальскому тракту 2,3 километра и остановиться у дороги, у пешеходного моста через р. Катунь в с. Анос. После того, как вы по нему перейдёте в село, через 50 метров вы вступаете на улицу Центральная. Вам необходимо пешком двигаться по ней вправо 890 метров до моста через р. Анос. Музей находится в 70 метрах к северо-западу (слева) на пригорке за мостом. Итого вам необходимо пройти порядка 1,3 километра в одну сторону.

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

Туристское значение

В с. Анос, во время пребывания в нём, Г.И. Гуркин написал ряд наиболее известных полотен, в числе которых «Белуха», «Корона Катуни», «Катунь весной», «Озеро горных духов», «Хан-Алтай» и др.

Кроме того, эти места замечательны тем, что именно отсюда, выбирая село как бы точкой отсчёта, разъезжались и возвращались сюда, включая, конечно, самого Г.И. Гуркина, крупнейшие исследователи Алтая прошлого. В их числе следует назвать, прежде всего, Г.Н. Потанина, А. В. Анохина, Н.Я. Никифорова и В.Я. Шишкова. Вклад этих исследователей в историю Горного Алтая просто грандиозен.

Помочь окунуться в атмосферу этого периода и показать обстановку творческой лаборатории художника и ставит своей задачей музей Г.И. Гуркина.

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

Описание

В то время, когда в этих местах жил Г.И. Гуркин (1903—1919 и 1927—1937), усадьба, которая восхищала приезжих сюда гостей, включала трёхкомнатный дом с просторной верандой (флигель) и мастерской, непременный атрибут алтайцев того периода — шестиугольную юрту (агаш айыл),  и ряд хозяйственных построек. Дом был окружён большим фруктовым садом, который был посажен при непосредственном участии художника, и существовал небольшой красивый пруд с лебедями.

Музейный комплекс включает в себя восстановленные по старым фотографиям и документам того времени одноэтажный бревенчатый дом художника и юрту. Экспозиционно-выставочная площадь музея составляет 25 кв. м, а для временных выставок — 18 кв.м. К усадьбе примыкает парковая зона в 0,5 гектара.

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

История

В 1900 году, после зачисления вольнослушателем в пейзажный класс Петербургской Академии художеств, Г.И. Гуркин вернулся на Алтай и поселился с семьей в с. Анос. Григорию Ивановичу Гуркину позволялось жить и заниматься творчеством на родине, при этом Академия регулярно выплачивала ему стипендию.

В 1905 году «Томские Епархиальные Ведомости» отмечали: «Обращает на себя внимание высокий скалистый утес, поднимающийся прямо от Катуни, это гора Кая. У подошвы её приютилась алтайская деревушка Онос. Здесь, между прочим, живёт в настоящее время художник Гуркин, пейзажист Алтая; алтаец по происхождению, ученик улалинской миссионерской школы он теперь заканчивает свое художественное образование в Академии художеств, а по летам работает на Алтае».

В 1907 в Томске состоялась первая персональная выставка художника, которая имела исключительный успех, принесла ему широкую известность и славу первого пейзажиста Сибири.

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

Известность художника, выраставшая с каждой выставкой, «возвеличивала» и место его проживания.

В 1908 году в путевых заметках известный исследователь Алтая, ботаник и краевед Верещагин Виктор Иванович отмечает: «У подножья крутой горы Кая, приютилась деревушка Анос. В Аносе живет талантливый художник, по происхождению алтайский инородец, Г. И. Гуркин».

Из Чемала дачники совершали экскурсии в деревню Анос в студию художника Г. И. Гуркина.

Тёплые дружеские отношения связывали Г.И. Гуркина с Г.Н. Потаниным.

Первый раз Г.Н. Потанин приехал на отдых в Анос в 1908 году, затем в 1910 и 1911 гг., последний — в 1915 г.

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

Для Г.Н. Потанина Анос стал творческой лабораторией по изучению фольклора и этнографии Горного Алтая. В 1908 г. он писал: «На это лето еду к алтайцам в д. Анос, в резиденцию художника, моего друга Гуркина, местного инородца. Тут у меня компания сотрудников, которые помогут мне собирать алтайские сказки».

В усадьбе Г.И. Гуркина побывали профессор Б.П. Вейнберг, геолог С.А. Яковлев, ботаник В. И. Верещагин, композитор, музыковед, этнограф А. В. Анохин, ученый-биолог В. В. Сапожников, ученый-биолог П. Н. Крылов, сибирский просветитель А.В. Адрианов, фольклорист Н.Я. Никифоров, художники - Л.П. Базанова, С.М. Прохоров, А.А. Воронина, Д. И. Кузнецов, М. И. Курзин, А. О. Никулин, писатели В.Я. Шишков, Г.А. Вяткин, И.И. Тачалов, Г.Д. Гребенщиков, фотограф С.И. Гуркин и др.

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

По словам Г.Н. Потанина, «Анос превратился в какой-то Гельдерберг или Геттинген… Здесь в Аносе вы видите даму с финским ножом на поясе для рытья растений, с берестяной коробкой на бедре для выкопанных растений; или выходит из села джентльмен с мальчиком: идущий в лес отыскивать личинки и бабочки».

Не случайно сборник алтайских сказок Н.Я. Никифорова, о выходе которого особо заботился Г.Н. Потанин и с предисловием которого он вышел, получил название «Аносский сборник».

Возвращаясь в 1908 г. после отдыха в Аносе, Г.Н. Потанин привёз для Томского общества садоводов десять кустов растения «рододендрон». При этом он пишет, что «чувствовал себя совершающим насилие тюремщиком, этапным офицером, сопровождающим партию ссыльных».

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

В 1911 г. Г.Н. Потанин отдыхал в Аносе вместе со своей второй женой М.Г. Васильевой. В этом же году в Аносе художник С.М. Прохоров написал известный портрет Потанина (хранится в НБ ТГУ). Здесь Потанин наблюдал камлание шаманки Саатан и присутствовал на национальной алтайской свадьбе.

Летом 1914 года Григория Ивановича Гуркина посещает в Аносе Вячеслав Яковлевич Шишков с молодой женой, встречается у него с Георгием Дмитриевичем Гребенщиковым. Именно это время стало для Вячеслава Яковлевича Шишкова временем выбора между работой инженера-изыскателя и литератора-профессионала, между Сибирью, горячим патриотом, которой он был всю свою жизнь, и Петербургом. В результате полученных впечатлений и наблюдений им были написаны «Чуйские были», рассказ «Страшный кам» с подзаголовком «Повесть шаманья, алтайская», рассказ «Алые сугробы».

В 1914 году в письме A.M. Ремизову В. Я. Шишков пишет: «Мы два дня прожили в Аносе, в доме художника Гуркина. Что за чудесный уголок, весь в зеленом саду утопает, через него ручеек каскадами переливается. Выйдешь ночью - небо синее, в крупных звездах, вдали грохочет Катунь и спят черными громадами горы...»

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

В 1966 году один из старожилов утверждал, что помнит разговор Г.И. Гуркина и Вячеслава Шишкова. «Художник рассказывал гостю алтайскую легенду о богатыре Сартакпае, который ловит молнии, освещая путь пастухам и чабанам, раздвигает горы, прокладывая в них удобные широкие дороги. И будто долго они сожалели о том, что пока в горах только опасные вьючные тропы, на которых не могут разъехаться две верховые лошади, и в алтайском языке даже нет слова «колесо».

На территории усадьбы Г.И. Гуркина устраивались «Аносские вечера», создавался «Аносский сборник», звучали вновь созданные музыкальные произведения и просматривались новые фотоработы, велись споры о политике, экономике и культурном строительстве в Горном Алтае.

17 февраля 1920 года в протоколе заседания коллегии Алтайского центрального музея о сохранении библиотеки и музея Н. С. Гуляева и студии Г. И. Гуркина было отмечено: «Сообщается, что ценные рукописи, библиотека и музей, приобретенные бывшим Каракорумским земством у Н. С. Гуляева, в настоящее время по слухам вывезены в с. Чемал и там, возможно, брошены на произвол судьбы. В таком же состоянии находятся в с. Аносе прекрасная студия Г. И. Гуркина, насчитывающая более ста полотен, характеризующих жизнь Алтая во всех отношениях, а также там имеются некоторые исторические ценности из этнографической жизни Алтая, например одеяния шамана во время камлания и другие…

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

По выслушивании таких сообщений коллегия постановляет принять меры к сохранению всех упомянутых исторических ценностей, для чего необходимо отправить в те места в самом ближайшем времени инструктора М. Н. Палкина с целью обследования на местах сообщенного, принятия мер к охране всех этих ценностей науки и искусства и приобретения сейчас же для Алтайского центрального музея, что возможно...

Председатель заседаний П. Сенянский. Члены: В. 3отин, М. Львов, A. Ляпустин, Велижанин, П. Тупиков, И. Геккель, B. Верещагин. Секретарь В. Лахтионов. С подлинным верно: Секретарь В. Лахтионов».

По возвращении из эмиграции в 1926 году Г.И. Гуркину удается принять участие в двух крупных выставках в г.Москве. На первой всесоюзной выставке его работы были отмечены Наркомом просвещения. Когда А. В. Луначарский увидел впервые работы Гуркина на выставке, он высоко отозвался о них и удивился: «Как забралась на Алтай такая утонченная техника!». Г.И. Гуркину вернули дом в Аносе, отобранный в годы гражданской войны. На склоне лет он мог спокойно жить в одном из красивейших уголков его любимой родины и спокойно заниматься творчеством.

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

Наладились отношения Г.И. Гуркина и с местной властью на Алтае. Он продолжал жить в Аносе, хлопотал об открытии художественной школы в области, картинной галереи, путешествовал по Алтаю, много писал.

В 1927 году в г. Новосибирске состоялась общесибирская художественная выставка, в которой приняли участие почти все ведущие художники Сибири. Одновременно с ее открытием начал работу 1-й съезд сибирских художников. На съезде выступил Чевалков Николай Иванович. Его рассказ наглядно иллюстрирует ту обстановку, те трудности, которые приходилось преодолевать зарождавшемуся искусству.

«Художнику в Ойротии очень одиноко. Нас двое — Гуркин и я. Гуркин сейчас почти не работает, я... с трудом. Мы живем далеко друг от друга... У Гуркина идея — на 25 человек детей студию открыть. Я поддерживаю... Через два года мы поразим своей продукцией, если открыть мастерскую».

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

В 1927 году в с. Анос побывал ученый-тюрколог, академик, директор Института востоковедения АН СССР Александр Николаевич Самойлович.

С 1930 года в усадьбе Г.И. Гурина была открыта выставка для туристов и гостей Алтая.

В 1931 г. по инициативе Г.И. Гуркина в с. Улала была открыта художественная школа.

Летом 1934 года студию посещает писатель-фантаст, ученый-палеонтолог Иван Антонович Ефремов, который, увидев в мастерской художника картину «Озеро горных духов», напишет фантастический одноимённый рассказ. В этот же год в Анос заезжает писатель Владимир Яковлевич Зазубрин.

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

В 1935 году путеводители по Алтаю отмечали: «Студия художника Гуркина (5 км пешком). Дорога идет вверх по берегу реки Катуни, отходя от нее местами в глубь густого смешанного леса. Посещение студии знакомит с мастерством крупнейшего ойротского художника Г. Н. Гуркина».

В 1937 усадьба и имущество художника были конфискованы и переданы в колхоз им. Кирова. В этом году Ойротская областная художественная школа, первое художественное учебное заведение среди национальных автономий Сибири, была реорганизована в Ойротскую областную художественную студию и переведена в с. Анос, в бывшую мастерскую Г.И. Гуркина.

Однако в 1939 году школа вновь возвратилась в г. Ойрот-Тура.

Во время войны юрту, мастерскую, и хозяйственные постройки разобрали на дрова, а жилой дом и сад передали Аносской средней школе.

Г. Н. Гуркин был реабилитирован в 1957 году.

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

А 16 апреля 1959 года художники А.Таныш, Л. Сухов, С. Янсон в центральной прессе Алтайского края опубликовывают следующее письмо: «В селе Аносе долгое время жил выдающийся сибирский художник Г. И. Гуркин. Наследник, которого установили недавно, предложил дом в качестве дара Горно-Алтайскому облисполкому и краевому художественному фонду с условием, чтобы в нем был открыт либо музей имени Г. И. Гуркина, либо дача для художников имени Гуркина.

Но когда оказалось, что дом требует незначительной затраты на ремонт, все от него отказались, в том числе и художественный фонд, руководители которого высказали накануне доброе намерение увековечить память Гуркина. Нас беспокоит такое пренебрежение к памяти выдающегося художника».

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

В январе 1960 году Горно-Алтайский областной музей приобретает две интересные репродукции с фотографий, на одной из которых изображён Гуркин с композитором Андреем Викторовичем Анохиным, а на второй — художник в национальном костюме. К девяностолетию со дня его рождения Григория Ивановича Гуркина в Барнауле полотна Гуркина привлекают особое внимание на ряде выставок произведений алтайских художников.

Что касается дальнейшей судьбы дома Г.И. Гуркина, то она достаточно туманна. Достаточно сказать, что в 1967 году, среди интересных маршрутов на территории Алтая, находим следующее описание: «Хороший колхозный плодовый сад создан в селе Анос, где творил выдающийся художник-пейзажист Гуркин. Его полотна можно встретить во многих музеях Сибири». Как видим, музей не упомянут вообще!

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

Есть сведения, что восстановить музей пытались в 1982, 1989, 1994 годах.

И лишь в 1992 году на доме устанавливается мемориальная доска, а в 1996 г. дом включается в список особо ценных исторических и культурных памятников Республики Алтай.

В декабре 2005 г. музей-усадьба становится филиалом республиканского краеведческого музея.

12 января 2006 года музей был открыт для посещения.

© Е.Гаврилов, 4 февраля 2017 года. Ссылка на сайт обязательна!

Источники