Калбак-Таш
- Информация о материале
Калбак-Таш (Ялбак-таш) — крупное древнее святилище на территории Онгудайского района, выдающийся археологический комплекс, шедевр древнего наскального искусства на правом берегу р. Чуи и уникальный исторический источник по древним культурам Центральной Азии.
Туристский район: Долина реки Чуя
Туристское значение
Древние святилища Калбак-Таш — современники росписей древних гробниц Ура в Месопотамии; одного из семи чудес света — ансамбля пирамид в Гизе, воздвигнутых тысячами безымянных строителей в песках египетских пустынь; Кносского дворца, раскопки которого открыли новую главу в истории древней культуры Средиземноморья второго тысячелетия до н. э.
Калбак-Таш I и Калбак-Таш II, пожалуй, единственные на Алтае памятники, где на небольшом, но очень насыщенном рисунками участке сосредоточены наскальные композиции.
На пологом скальном всхолмлении, пересекающем поперек долину и нависающем над полотном Чуйского тракта, в разные годы зафиксированы сотни композиций древних петроглифов, насчитывающих до пяти тысяч отдельно взятых рисунков. Здесь же выявлены, размещённые на трёх скальных плоскостях, 31 строчки древнего тюркского рунического письма (Л.Р. Кызласов – 31, С.Г. Кляшторный и некоторые другие исследователи, не считая один знак за строчку – 30), а также алтарь для жертвоприношений.
Калбак-Таш является самым крупным местонахождением рунических надписей, не только на Алтае, но и в России. Некоторые надписи Калбак-Таша остаются до сих пор непрочитанными.
Самая многочисленная группа петроглифов относится к периоду энеолита-бронзы. Это стилизованные изображения женщин (часто рядом со зверем), мужские фаллические фигуры, изображения колесниц и вьючных быков. Часто встречаются образцы оленей, погонщиков и воинов, вооружённых палицами и копьями, фантастических хищников, руки человека, а также чашечные углубления.
К числу уникальных относятся рисунки медведя, змеи и знаков-символов.
Петроглифы железного века представлены рисунками пазырыкского и гунно-сарматского времени, а также периода раннего средневековья. Последний включает представителей скифо-сибирского звериного стиля (лошади, олени, собачьи и кошачьи семейства, козлы и пр.), а также элементы охоты на различных животных. В композициях прослеживаются сюжеты мифологического характера.
Время нанесения рисунков определяется в широком диапазоне от неолита до средневековья: 1 — поздний неолит-энеолит (кон. V -IV тыс. до н.э.); 2 — энеолит-бронза (III - нач. I тыс. до н.э.); 3 — скифское время (VIII—II вв. до н.э.); 4 — гунно-сарматское время (II в. до н.э. - V в. н.э.); 5 — тюркское время (VI-X вв.).
Благодаря петроглифам Калбак-Таша можно проследить последовательность нанесения рисунков и эволюцию наскального искусства в пределах одного памятника.
Многие сюжеты Калбак-Таша послужили поводом для дискуссий по проблемам интерпретации и уточнении хронологии азиатских петроглифов.
Как добраться
Изобразительные памятники Калбак-Таш I и Калбак-Таш II расположены у слияния двух главных рек Алтая: Катуни и Чуи.
Петроглифы Калбак-Таш I находятся на скальном возвышении на 723 километре в 140 метрах слева от Чуйского тракта по ходу движения, в 17 км за селом Иня и в 10,6 км от слияния рр. Чуя и Катунь, на высоте 835 м над ур. м.
Топонимика
Буквальный перевод с алтайского Калбак-Таш (Кал-Бакташ, Колбакташ, Халбак-Таш) — плоский, расширенный, висячий камень, сопка. Также переводят его как плоские камни, ложка-камень, нависающий камень, широкий, ровный камень или скала.
Следует отметить, что название, которое сейчас используется для обозначения наиболее известного туристам святилища Калбак-Таш (Калбак-Таш I), ошибочно приписано ему Окладниковой Еленой Алексеевной в 1981 году. Но ошибку закрепили в археологической и научно-популярной литературе В.М. Наделяев в 1981 г. и Кубарев Владимир Дмитриевич в 1986 г.
Святилище следовало бы называть Ялбак-Таш, именем, под которым оно и было известно в прошлом, что было выяснено позднее В.Д. Кубаревым.
Дело в том, что бом Калбак-Таш находится недалеко от слияния Чуи и Катуни на 10 километров ниже по Чуе от бома Ялбак-Таш. Но, чтобы не создавать путаницы в головах исследователей, ошибку не стали исправлять, а приняли название в официальный обиход. Кроме того, перевод с алтайского и монгольского у них один.
Интересно замечание Е.А. Окладниковой при исследовании святилища: «Округлость верхней части горы, как объяснили наши спутники способствовала происхождению местного названия памятника — Калбак-Таш, буквально — ложка-камень. Интриговало и совпадение в названиях — Йялбак-Тос и Калбак-Таш.
Йялбак-Тос был старинным хакасским онгоном — предметом культа типа иконы и использовался для лечения грудных болезней. Калбак-Таш — это гора.
Известный советский этнограф Е. Г. Кагаров, специально изучавший мотив шаманского дерева в искусстве народов Сибири, пришел к выводу, что изображения деревьев, растущих корнями вверх,— одна из самых архаических иконографии сюжета. Мировое дерево на культовом знаке Йялбак-Тос изображено таким образом».
История
Если говорить про бом Калбак-Таш, то первое упоминание о нём в 1865 г. сделал Радлов Василий Васильевич. Но древняя торная тропа пролегала выше скал с петроглифами, что не позволило путешественнику с ними познакомиться.
Краткое сообщение о двух местонахождениях наскальных изображений в устье р. Чуи, известных сегодня под названием Калбак-Таш I и Калбак-Таш II (Чуй-Оозы), можно найти в трудах Потанина Григория Николаевича.
Однако, судя по первой небольшой статье «Писаницы Алтая» П.П. Хороших, опубликованной в 1949 году, памятник Калбак-Таш все-таки был открыт в 1912 году бийчанином Д. И. Кузнецовым. Петроглифы были очень точно зарисованы им и известным алтайским художником Гуркиным Григорием Ивановичем рядом с тропой, проходившей вдоль южной части скального массива Калбак-Таша. Это можно считать началом изучения петроглифов Алтая.
Надо заметить, что П.П. Хороших на Калбак-Таше не бывал, и поместил его выше по течению р. Чуи, между селами Иодро и Чибитом.
Рисунки, сделанные в 1912 году Д.И. Кузнецовым, хорошо сохранились до наших дней. Именно благодаря им В.Д. Кубареву удалось определить их действительное местонахождение.
Весной 1979 г. святилище было вновь «открыто» сотрудниками института истории, филологии и философии СО АН СССР Е.А. Окладниковой и П.П. Лабецким. Местонахождение петроглифов им указал известный алтайский сказитель А.Г. Калкин.
В 1980-1981 годах исследователи скопировали большое количество петроглифов Калбак-Таша. Открытая Е.А. Окладниковой одна древнетюркская надпись оказалась первой из 12 рун, обнаруженных при обследовании Калбак-Таша В.М. Наделяевым. Этот исследователь - лингвист и тюрколог внес значительный вклад в изучение древнетюркской эпиграфики Алтая и, в частности в изучение надписей Калбак-Таша. Его перевод надписей Калбак-Таша далеко не исчерпал всех возможностей этого уникального памятника.
В 1984 году и на протяжении последующих лет В.Д. Кубаревым и его коллегами были начаты планомерные исследования Калбак-Таш I и II, но в публикации они появляются по Франции только в 1996 году, в рамках международного издательского проекта «Корпус петроглифов Центральной Азии».
В 1987 г. при сплошных съемках наскальных рисунков найдено 8 строк древнетюркской письменности.
Отметим, что В. Д. Кубарев был не согласен с выводами Е.А. Окладниковой об уничтожении большой части калбакташских петроглифов при строительстве тракта. При тщательном осмотре каменных блоков, оторванных взрывами, были выявлены всего один целый рисунок и небольшой фрагмент второго.
В 1991 году на 721 км Чуйского тракта открыт могильник пазырыкской культуры Алтая. Он насчитывал три каменных насыпи на второй надпойменной террасе правого берега Чуи. Курганы исследованы Восточно-Алтайским отрядом Института археологии и этнографии СО РАН (г. Новосибирск)
В 1992 году обобщенные данные по результатам многолетних изысканий Калбак-Таша публикуются в совместной монографии В. Д. Кубарева и Е.П. Маточкина.
В 1994, 2001 и в 2003 гг. изучением рунических текстов Калбак-Таша занимался И.Л. Кызласов (2002).
В 2011 году В. Д. Кубаревым на святилище Калбак-Таш-I открыта значительная серия тюркских рунических надписей.
В разные годы на Калбак-Таше работали М.Д. Брилиант и руководитель археологического кружка Ленинградского Дома детского творчества Н.А. Алексеева.
В течение нескольких полевых сезонов проводили исследования профессор Я.А. Шер, французский исследователь доктор А.-П. Франкфор, американский профессор искусствоведения Э.Якобсон, профессиональный фотограф Г. Тепфер, польский ученый А. Розвадовски, японские и корейские археологи Т. Масумото, К. Оцука, Т. Осава, Кан Ин Ук, Им Се Гвон, Сонг Хва Соб, Со Гилсу, Со Джинсу и мн. другие иностранные ученые.
Описание святилища Калбак-Таш I
Местонахождение петроглифов исследователями разделено на 15 участков, условно названных «скалами».
Общее количество изображений на Калбак-Таш I, которое удалось найти в литературе при написании данной статьи, составляет 3723. Но часть поверхностей, со слабо различимыми изображениями ещё не исследованы, и отложены до тех времен, когда появится новые технические возможности для более точного копирования рисунков.
Петроглифы горы Калбак-Таш позволяют предполагать, что на рисунках изображены реально существовавшие животные, которых использовали в хозяйстве скотоводы Саяно-Алтая в начале бронзового века.
Наибольшее скопление рисунков наблюдается в южной и центральной части, ближе к правому берегу р. Чуи. В меньшем числе они нанесены на скалах, расположенных на севере и западе урочища.
Визуальное обследование скальных плоскостей с рисунками показало, что петроглифы Калбак-Таша интенсивно разрушаются как природными (выветривание, выщелачивание) так и антропогенными факторами.
Чудом не пострадала юго-восточная часть скальных выходов, где были сосредоточены наиболее интересные композиции, древнетюркские тамги и рунические надписи. Тем не менее, значительная часть скал верхнего яруса, ориентированная плоскостями с рисунками на юг и юго-запад, оказалась полуразрушенной в результате подвижек и многочисленных трещин, появившихся в результате производства взрывных работ.
Исследователи предполагают, что часть выбитых рисунков еще и раскрашивались в древности красной краской. Раскраска петроглифов в Калбак-Таше свидетельствуют об общих изобразительных принципах в древнем искусстве народов Центральной Азии.
В разных частях калбакташского святилища собран, так называемый «подъемный материал», представляющий собой: заготовки каменных орудий и разной величины галечные отбойники, возможно, использованные в качестве ударных орудий для нанесения рисунков.
В пределах юго-восточной части святилища Калбак-Таш (вторая надпойменная терраса Чуи) раскопано погребение позднего бронзового века. Оно находилось в полуразрушенном каменном ящике, слегка заглубленном в материковый грунт. Погребенный человек лежал на левом боку, с согнутыми в коленях ногами, черепом на запад. Инвентарь отсутствовал, только при расчистке было найдено большое число колотых, иногда обожженных костей животных.
Рисунки Калбак-Таш I включают изображения, созданные мастерами разных эпох: начиная с эпохи неолита, и вплоть до тюркского времени. Репертуар сюжетов отличается многообразием и представлен тремя крупными группами образов: зооморфной, антропоморфной и геометрической.
Самые древние рисунки устья реки Чуи (изображения руки, зебуобразные быки с длинными лировидными рогами и др. животные) находят прямые параллели и точные аналогии в наскальных рисунках Инда.
В Калбак-Таше есть изображения "солнцеголовых" и "быкоголовых" существ. Здесь же найдены рисунки антропоморфных личин, на скалах — рисунки лосей, оленей, козлов и синкретичных хищников.
Быки петроглифов горы Калбак-Таш запечатлели хронологическую последовательность смены образов обожествляемых животных у населения юга Сибири, они отразили всю историю охотничьего и скотоводческого хозяйства — от присваивающих до производящих форм, от оленя до быка.
Высокие, развернутые в фас при профильном положении тел рога быков украшены короткими параллельными отростками. Отростки превратили бычьи рога в оленьи.
На памятнике Калбак-Таш представлены изображения оленей в позе «внезапной остановки». У них ноги выброшены вперед в скачке, туловище немного вытянутое, морда вытянутая, слегка приподнятая, рога удлиненные, закинуты за спину в виде прямой линии с множеством вертикальных загнутых отростков, характерных для скифской изобразительной традиции. На спине обозначен небольшой горбик, шея длинная, вытянутая.
Древнее неолитическое изображение пышнотелой беременной оленухи с тяжелым отвислым животом на одной из композиций покрывают круглые выбоины — чашечные углубления, нанесенные глубокими сколами. Этот рисунок напоминает изображения животных палеолитического пещерного искусства Франции и Испании. Чашечные углубления начиная с палеолита рассматривались как символы женского плодородного начала, восходящими к магии плодородия.
В ряде композиций звери плотно окружали изображения решеток, создавая ковровую многофигурную композицию, характерную для петроглифов бронзового века юга Сибири и Центральной Азии.
Рядом с решетчатыми фигурами Калбак-Таш, которые были обнаружены и на горизонтальной плоскости северо-западного склона, и на вертикальных плитах среднего яруса, рядом с изображениями животных эпохи неолита, располагались козлы, бараны и олени. Это были миниатюрные, компактные, аккуратно выбитые, красивые фигурки домашних животных.
Нахождение решетчатых фигур в закрытых погребальных комплексах, а также сравнительный анализ с подобными рисунками Алтая, Монголии, Тувы и Хакасии убеждает в единственно правильной версии объяснения их как изображений женщин.
Рисунки старательно выбиты мелкой точкой. Возможно, что при работе мастера использовали не каменные, а металлические инструменты типа чеканов.
Большой интерес представляет рисунок фантастического зверя найденный в естественно образованном самой природой жертвеннике. Каменные стенки и «дно» его покрыты выбитыми рисунками и глубокими резами. У калбакташского зверя главными и значимыми признаками служат открытая пасть и язык, а также два хвоста: один заброшен, другой достигает земли.
В центральной части панно верхнего яруса Калбак-Таш, на петроглифах, которые могут быть отнесены к бронзовому веку, мы видим шесть мужских фигур. Несмотря на разницу в размерах, они словно копируют друг друга: позы, абрис тел, детали костюмов, атрибуты — все одинаковое. Мужчины показаны двигающимися вереницей в момент исполнения медленного ритуального танца — хоровода, быстрого, более похожего на бег.
Кроме позы мужским фигурам фриза Калбак-Таш присущи и некоторые своеобразные детали, которые можно назвать семантическими индикаторами. Среди них — атрибуты, детали костюма, рассказывающие о том, кто изображен на скале.
Крайний слева участник шествия-хоровода держит в вытянутой руке короткую прямую палку-посох, пять других лишены этого атрибута. Если внимательно посмотреть на скалу, то под ногами крупной фигуры быка с двенадцатью кольцами-кругами на теле можно увидеть человека в многолучевом головном уборе — настоящего солярного бога.
В нижней части изображены фигурки стреноженных жертвенных лошадок, с изогнутыми шеями, прямыми хвостами с завершениями в виде звезд. Возможно, это указывает на нижний, подземный мире, куда отправлялись души жертвенных животных.
На горизонтальной плите северо-западного склона горы сохранился рисунок стреноженного, то есть домашнего, оленя: путы на ногах обозначены длинной прямой полосой. Мордой зверь касается решетчатой фигуры второго типа — срубной постройки.
Особенно интересна композиция дикого быка со смертоносной стрелой, торчащей из горбинки холки, который застыл перед лучником. Несмотря на весь драматизм ситуации, сцена убийства быка более похожа на заклание, чем на динамичную сцену охоты — культовое жертвоприношение.
Среди атрибутов, которыми снабжены мужчины фриза Калбак-Таш, выделяются посохи, переданные прямыми вертикальными линиями, и овальные сумы около поясов. В числе интригующих деталей костюмов можно назвать лунообразные, или грибовидные, головные уборы, нагрудники.
Изображений людей в лучистых головных уборах в наскальном искусстве Горного Алтая немного. Наиболее яркие — это человек с колесницей в правой руке и жезлом в левой под фигурой быка на центральном фризе макушки горы Калбак-Таш.
Центральное панно макушки горы Калбак-Таш, скала с изображениями животных, обращенная к вершине Шибелек, выражает представления древних художников о мироздании, является своеобразной моделью Вселенной.
Композиция резко отличается от рисунков зооморфного цикла прежних эпох, да и место художники для нее выбрали обособленное. Крупные фигуры мужчин центральной части окружены многочисленными зооморфными изображениями, среди которых самыми яркими и необычными для прежних петроглифов неолитического времени являются бык и барс.
Наделенный набором царских атрибутов — повозкой, посохом-стрекалом и лучистым головным убором-короной, из глубины веков перед нами предстает человек-солнце, родной брат солнцеголовых персонажей петроглифов Тамгалы, Саймолы-Таш, Ороктойской скалы на Катуни.
Если предположить, что изображенные мужчины центрального фриза обращены лицами к нам, зрителям, то овальные предметы окажутся у них под левой рукой, именно там, где у пояса должен висеть кинжал — важный атрибут мужчины-воина, охотника, героя, символ грозной мужской силы.
Среди них выделяются абсолютно круглые с длинными прямыми ручками, как, например, тот, который находится у пояса человека в лунообразном головном уборе, нарисованного рядом с быком. В одной руке он держит маленькую распряженную одноосную колесницу, а в другой — длинный прямой посох типа стрекала.
Посохи, которыми снабжены персонажи других композиций, например человек в грибовидном уборе на небольшой плитке у подножия горы, запечатленный в типичной для танцующих человечков позе, имеют заостренное завершение типа наконечника копья и грушевидный отросток на древке.
Прочее
Предания о подземных храмах, где в алтаре возвышается камень, на котором изображены женщины и змеи, упоминает Е.А. Окладникова. Она получила информацию о таких пещерах в Калбак-Таше. Исследовательница сообщает, что вход в калбакташскую пещеру, с которой связана подобная легенда, находится рядом со второй скалой с наскальными изображениями. По свидетельству местных жителей, эта пещера очень длинная и ведет под скалу с петроглифами.
Е.А. Окладникова также отмечает, что по внешним очертаниям гора Калбак-Таш, отстоящая от горной цепи, идущей по берегу Чуй, напоминает уступчатую пирамиду. Очертания горы вызывают в памяти очертания зиккуратов Ближнего Востока. Не исключено, что на относительно плоской вершине горы Калбак-Таш в эпоху энеолита могло быть воздвигнуто архитектурное сооружение. Конструкция такого сооружения могла быть создана из деревянных брёвен, а сам «храм» был срубной постройкой.
Гора Калбак-Таш является одним из наиболее важных пунктов сакральной географии Горного Алтая. Это подтверждается: ориентацией горы на местности и соединением святилищ с жертвенниками - обо, которые рассматривались как алтари и места пребывания духов-хозяев местности.
Природные условия, топография местности позволяет сделать предположения о том, что гора Калбак-Таш многими поколениями местных жителей рассматривалась как священное место, представления о котором были связаны как с идеей о модели мира, так и с представлениями о священных местах.
Выявление природного циклизма было связано с астрономическими наблюдениями, местами проведения которых на Алтае служили, вероятно, в том числе и наблюдательные площадки на скалах с рисунками. Например, с поверхности горизонтальных плит среднего яруса скал горы Калбак-Таш открывается прекрасный панорамный обзор всей долины р.Чуи. Этнографические материалы свидетельствуют, что скальные святилища с рисунками имели непосредственное отношение к магии, а также были связаны с сезонной обрядностью, направленной на силы природы.
Скальные святилища, типа горы Калбак-Таш располагались не только в ландшафтно-значимых местах (прижимы к реке), но и местах, удобных для проведения церемоний разного типа (поминальных церемоний, родовых праздников, ритуалов календарного цикла, возможно, выборов старейшин).
Тот факт, что наскальные рисунки горы Калбак-Таш располагаются на скальных выходах, обращенных к солнцу, практически, с момента его восхода до последних закатных лучей, не может быть случайностью. От подножия скальных выходов горы Калбак-Таш было удобно наблюдать не только звёздное небо, но солнце.
Гора Калбак-Таш, будучи топографически связанной с отрогами Южно-Чуйского хребта, оказывается, как святилище с наскальными рисунками, связанной с представленными о культе гор.
В свете идей высказанных выше, можно сказать, что гора Калбак-Таш со всей совокупностью нанесенных на её поверхность изображений представляет собой храм под открытым небом, монументальный жертвенник.
Анализ репертуара образов наскального искусства горы Калбак-Таш, показывает, что представления о божествах-хозяевах природы, животных и людей ассоциировались в сознании древнего населения Алтая с двумя различными по составу и времени появления группами образов. Наиболее ранняя группа таких образов представлена изображениями животных, созданными художниками эпохи позднего неолита (олени), а более поздняя - людьми (эпоха энеолита, бронзы, древних кочевников).
Источники
© Материал подготовил Е.Гаврилов, 12 ноября 2016 года. Ссылка на сайт обязательна!