Святилище Адыр-Кан
- Информация о материале
Адыр-Кая (Адыр-Кан, Адыр-Хан, Чуйский воин, Чуйский оленный камень) — археологический комплекс на территории Онгудайского района, крупное древнее святилище, которое представлено самыми разнообразными археологическими объектами: кёрексурами, курганами ранних кочевников, петроглифами и т. д.
Туристский район: Долина р. Чуя
Топонимика
Адыр-Кая с алтайского переводится как «рваная, прямая, отвесная скала». Следует заметить, что «адыр-кан» — русифицированное название комплекса.
Туристское значение
Комплекс располагается к северу и к югу от Чуйского тракта на 728/235 км, между Чуй-Оозы и с. Иодро у горы одноимённого названия.
На расстоянии 110 метров к северу от Чуйского тракта установлена стела, изображающая скифского воина. Этот камень стал в ряд символов древней культуры Горного Алтая: его снимки наиболее часто включаются в сборники его достопримечательностей.
В 70 метрах на северо-запад от неё, на стенах скалы, находится около 100 петроглифов энеолита-бронзы и эпохи скифов.
Адыр-Кае предшествует комплекс Калбак-Таш, который находится на 723 км.
На западе от комплекса находится — скала Мининский бом (Ак-тажар или Минихин-Бом), названная так потому, что вьючная тропа, пролегавшая здесь в конце XIX века, была исправлена купцом Мининым.
Немного истории
С Чуйского оленного камня началось изучение оленных камней Горного Алтая. Пожалуй, ни с одним памятником древности в Горном Алтае не связано столько запутанных и зачастую искаженных сведений, как с этим оленным камнем.
Чуйский оленный камень известен давно. Во описаниях прошлого упоминается красивейшая скала, называемая всеми исследователями по разному: «Адым-бом» у Н. М. Ядринцева, «Атар-кая» у В. В. Сапожникова, «Адым-бом» (Абым-бом) у Г. Н.Потанина, «Адыр-кан» и в 1947 году «Адер-кая» у П. П. Хороших. Все авторы описывают каменный столб, или каменную бабу, у подножия горы или в пещере, как «священный камень» у Н. М. Ядринцева, каменную бабу грубой работы у В. В. Сапожникова, столбообразный камень у Г. Н. Потанина, каменное изваяние с надписью на монгольском языке у П. П. Хороших.
О скале и расположенном около нее оленном камне Г. Н. Потаниным и В. В. Сапожниковым записано близкое по содержанию предание, услышанное из уст проводников.
Все названные авторы описывали один и тот же памятник — Чуйский оленный камень.
Первая не очень точная прорисовка его была сделана в конце XIX столетия М. Швецовым.
Легенда
Записана при посещении этих мест Макарием Невским в 1895 году: «Адаркая, от адар-стрелять и кая-скала. Такое название скалы объясняется следующей легендой. Некогда здесь проезжал какой-то богатырь со своими воинами. При остановке у этой высокой скалы, он натянул свой лук, положил стрелу и выстрелил. Стрела поднялась высоко, высоко и скрылась на скале. Тогда богатырь сказал воинам: «моя стрела в кого-то попала. Некоторые из воинов вскарабкалась за скалу и действительно нашли стрелу своего вождя попавшею в громадного змея, засевшего в ложбине (балке) за скалой. С тех пор скала называется: «скалою стреляния»
Описание
Комплекс условно можно разделить на три части.
Первая часть комплекса Адыр-Кая — оленный камень скифского периода, предположительно установленный 2-3 тысячи лет назад.
Первоисследователем камня считается известный археолог, доктор исторических наук Кубарев Владимир Дмитриевич, который описал его в 1979 году. Неоднократно изваяние упоминал в своих работах ведущий научный сотрудник отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа Леонид Сергеевич Марсадолов.
Чуйский оленный камень — это подпрямоугольная в сечении плита зеленоватого сланца с косо срезанной, округленной верхушкой и слегка сглаженными обработкой гранями, имеющая размеры 210Х50Х Х30 см.
На юго-восточной (лицевой) стороне в верхней части камня личина, глаза, рот и шея которой глубоко выбраны по отношению к фону. Человеческая личина на Чуйском оленном камне, хотя и выполнена в стилистически редкой манере, все-таки ставит его в один ряд с подобными оленными камнями соседней Монголии.
В средней части камня глубоким прорезным желобком нанесен кинжал острием вниз. Рисунок кинжала уникален как техникой нанесения (желобком по контуру), так и очень большими размерами (длина 60 см), превышающими более чем в 3 раза размеры всех других кинжалов на оленных камнях.
Причем он изображен строго вертикально, тогда как все другие кинжалы на оленных камнях Горного Алтая «подвешены» наискось, а на тувинских камнях — даже горизонтально по отношению к поясу фигуры. Навершие чуйского кинжала округлое, перекрестие выполнено в виде полукруглых асимметричных выступов, клинок расширяется книзу.
По перечисленным признакам кинжал с Чуйского оленного камня очень напоминает короткий скифский меч — акинак. Это необычный кинжал на Чуйском оленном камне из Горного Алтая имеет поразительное сходство с мечом, изображенном на скифском изваянии из Собиоара в Румынии.
Над навершием кинжала вертикально прочерчены три короткие параллельные черты. В самом низу камня изображен знак крестообразной формы.
Северная сторона оленного камня вверху имеет глубоковыбитое кольцо с небольшим выступом (ухом?) в верхней части. Под кольцом — тонкой прорезной линией незаконченный рисунок какого-то животного.
В средней части помещено контурное изображение лука, вложенного в горит. Горит с луком подвешен на ремне, изображенном в виде одной резной линии, круто загнутой на нижнем конце (колчанный крючок?). Наружная (видимая) часть тетивы лука намечена цепочкой отдельных точек. Лук в горите выбит в натуральную величину (его длина 80 см)
С горитом двумя короткими линиями связана контурная фигура коня головой вниз. Здесь же несколько старомонгольских надписей, процарапанных острым предметом.
На Чуйском оленном камне выбит «стоящий» конь. Глубокими резными линиями живо подчеркнут круп коня, одной незамкнутой линией показана грива. На морде коня по расположению коротких черточек можно предположить узду, а на спине — седло с одной подпругой в виде прерывающейся линии. Изображение коня несколько похоже на традиционные фигуры оленей на камнях Монголии с укороченными, как бы обрубленными ногами.
Конь с Чуйского оленного камня по архаичной контурной технике нанесения и по аналогии с ручками котла с перевала Семинского бесспорно должен быть отнесен к наиболее ранним образцам.
На западной (тыльной) стороне оленного камня рисунков нет, а на южной (боковой) имеются всего два небольших изображения в средней части.
Первая сверху фигурка козла. По стилю и технике исполнения она очень близка рисункам небольшой группы петроглифов, нанесенных на скальных выходах горы Адыр-кая. Под рисунком козла изображен топор архаичной формы с короткой рукоятью, впущенной вниз.
Форма топора, нанесенного на правой стороне Чуйского оленного камня близка карасукским образцам начала I тысячелетия до н. э.
Чуйский оленный камень ориентирован лицевой частью на восток. Вокруг него были разбросаны обломки еще нескольких каменных стел, уничтоженных при распашке поля.
Чуйский оленный камень также выделяется среди других восточноалтайских оленных камней прежде всего большими размерами и отсутствием основных реалий — гривны и пояса.
Весьма архаична и техника нанесения рисунков. Меч, лук и конь на нем вырезаны глубоким желобком по контуру, и тщательно затем затерты или зашлифованы, причем предметы воспроизведены на Чуйском оленном камне в натуральную величину, что не характерно для центральноазиатских оленных камней, где преобладают их уменьшенные символические копии.
Интерпретации изображений на Чуйском оленном камне противоречивы. Так, П. П. Хороших в рисунке лука и фигуры коня видит изображение беркута и сидящей птицы. Причина — редко встречающееся совмещение изображения лука и коня.
Б. X. Кадиков утверждал, что на камне изображен один из сюжетов звериного стиля — это «гриф, терзающий лошадь».
В.Д. Кубарев полагает, по форме кинжала и по чекану, что лик на стеле был выбит заранее, в начале II тысячелетия до нашей эры, ранними скифами. По стилю изваяний, который как раз начинает складываться в этой период в Центральной Азии — период расцвета каракольской культуры Горного Алтая, окуневской культуры Хакассии, афанасьевской культуры Сибири.
В более позднее время, как он полагает, при скифах, к этому лику к изваянию были добавлены изображения пояса, чекана и на задней стороне изображение перевёрнутой лошади и лука, с которого снята тетива.
Во многих тюркских и алтайских эпосах, старинных надписях Центральной Азии, когда героический богатырь умирает в плаче, эпитафии, встречается характерное художественное сравнение — «для меня потеря тебя, как будто мой лук без тетивы стал, без лошади остался».
Учёные различили надписи, которые, написаны на старо-монгольском алфавите. Вязь сверху растёртая и очень сложно поддаётся дешифровке. Можно различить лишь цифры – 1843 год.
Похоже, в ритуальных целях стела использовалась несколькими поколениями. На ней много петроглифов эпохи бронзы (поэтому В. Кубарев и полагал, что стела использовалась несколько раз — вторично, третично), гравировочных работы тюркской эпохи.
Ко второй части комплекса можно отнести петроглифы, сосредоточенные на скале в двух местах. Причудливость формы скалы притягивала людей. Большая часть рисунков изображает оленей и баранов — наиболее распространенные сюжеты петроглифов Горного Алтая. Причем различия между этими животными улавливаются, главным образом по рисунку рогов. Рога изображены по-разному: в виде прямых или загнутых отростков, арок с отростками, круто завитых спиралей, необыкновенно длинных елочек со множеством ответвлений и т. п.
Образ оленя (барана, козла) занимал видное место в сложных мифологических представлениях древних обитателей горных долин Алтая и соседних территорий Алтае-Саянского нагорья.
Попадается среди рисунков изображение «чудесной» упряжки с разными колесами (полыми и со спицами) и неодинаковыми по виду тягловыми животными. Под ярмом ясно видны лошадь и козел. Различные колеса и два вида животных «чудесной» упряжки скалы Адыр-Кая не только подчеркивали ее как дар божеству по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо желания, но и провозглашали идею союза стихий: лунной и солнечной.
Одной из редкостью Алтая в данном комплексе считается изображение, которое причисляют к змее.
Змея и колесница относятся к эпохе бронзы, более последние, из средневековой эпохи.
Среди петроглифов Горного Алтая было найдено несколько композиций, где колесницы сочетались с изображениями змей. Одна из них располагается на скале Адыр-Кая. Тело змеи, переданное длинной вертикально расположенной зигзагообразной линией, помещено над колесницей.
Старожилы склонны видеть в рисунке на скале Адыр-Кая план дороги в Туву, утверждая, что эта дорога начинается у подножия скалы, прямо под композицией. Но подняться вверх по крутому склону ущелья, усыпанному крупными скальными блоками, на колеснице невозможно. Эта версия интерпретации петроглифов явно поздняя.
На скале не рисунок реальной конной тропы, а скорее символическое изображение, связанное с «чудесной» колесницей. Рядом с колесницей находятся крупный олень с игольчатой короной золотых рогов — символ солнца и змей — символ преисподней.
На скале есть очень удивительная сцена всадника, сражающегося с пешим воином. Рядом находится геройская надпись, вариант алтайской рунического скифского письма, очень тонкие гравировочные работы. Расшифровка характерна для Горного Алтая: «Моё геройское имя Господин Маленькая Луна (или Луна маленький господин)»
Между Калбак-Ташем и Адыр-Кая прослеживается связь: на обоих встречается довольно интересные надписи, которые относятся к 9-10 векам. Надписи не вертикальные, а горизонтальные.
А к третьей части можно отнести многочисленные каменные курганы, погребальные сооружения, оградки, расположенные с северной и южной стороны Чуйского тракта. Всего исследовано и описано 27 объектов.
Предполагается, что все три части являлись одним целым — древним святилищем, использовалось для ритуальных целей.
Полагают, что в большом кургане захоронен знатный скифский воин, вождь или эпический герой, в его честь которого и поставлена стела. Потомки и родичи приходили в определённый период (например, равноденствия) на это место для совершения обрядов, поклонения.
В Монголии до сих пор рядом со многими средневековыми тюркскими изображениями совершаются обряды.
В могильниках, некрополях древности в первую очередь захоранивался вождь или сакральная личность, а затем его родичи и потомки делали рядом свои захоронения. Культурная эпоха менялась, приходили в это место совершенно другие рода, другие племена, видели величие установленных знаменитых вождей древности и, желая приложиться к их славе и их могуществу, делали свои захоронения.
К гипотезам, связанным с этим местом, можно отнести предположение о существовавшей здесь крупной стоянки на торговой тропе.
Прочее
Комплекс неоднократно подвергался и подвергается нашествию вандалов, которые свою никчёмность пытаются отрицать надписями на исторических местах. К сожалению, этот тип человеческих амёб продолжает оставлять свои «экскременты» в Горном Алтае.
Как пример можно привести надписи краской из баллончиков рядом с петроглифами новосибирских существ летом 2014 года.
© Е. Гаврилов, 12 июля 2016 года. Особая благодарность за консультацию А.Борбошеву (Онгудай). Ссылка на сайт обязательна!
Источники
1. Кубарев В. Д. Древние изваяния Алтая (Оленные камни) / «Наука», Новосибирск, 1979, 120с, илл. 2. Михайловский М. Посещение Алтая Преосвященным Макарием, Епископом Томским и Барнаульским в июле 1895 года // Томские епархиальные ведомости № 21-23, Томск, 1895 г.; 3. Окладникова Е. А. Тропою Когульдея. — Л.: Лениздат, 1990.— 189 с, ил.