Национальный музей имени А.В. Анохина
- Информация о материале
Национальный музей имени А.В. Анохина (Улалинский, Ойротский государственный областной краеведческий, Горно-Алтайский областной краеведческий, Республиканский краеведческий) — бюджетное, ведущее учреждением культуры и главный хранитель уникальных объектов государственного музейного фонда Республики Алтай.
Туристское значение
Богатейший фонд, насчитывающий более 66 тысяч единиц, включает предметы материальной, духовной культуры народов, исторически проживающих на территории Республики, а также естественно-природоведческую коллекцию Горного Алтая.
Кроме того, на территории музея оборудован мавзолей «Укокской принцессы», где покоится мумифицированная женщина привилегированных слоев пазырыкского прошлого, обнаруженная экспедицией Института археологии и этнографии СО РАН в одном из курганов на Плато Укок в 1993 году.
Представленные в музее для обозрения предметы и коллекции, составлены из археологических находок, этнографических предметов (среди которых выделяются шаманские костюмы и бубны), экспонатов по геологии, палеонтологии (уникальны бивни мамонтов, череп шерстистого носорога, бизона), зоологии края, предметов культуры и искусства, историко-бытовых предметов, фотодокументальных фондов, нумизматики, старопечатных, рукописных и редких книг.
Музей имеет уникальную коллекцию художественных произведений, в том числе картины И.И. Ортонулова, Н.И. Чевалкова, Г.И. Гуркина, В.П. Чукуева.
Как добраться
Следуя из Бийска, в с. Майма вы, не переезжая моста через одноимённую речку, поворачиваете влево, на юг, и следуете по правобережью реки. Въехав в г. Горно-Алтайск, вы двигаетесь по улице Бийская. Через 6,6 километров от сворота с Чуйского тракта вы подъезжаете к перекрёстку и пересекаете его прямо. По ул. Чорос-Гуркина вы следуете ещё 1,1 километра. Музей находится по ходу слева. Стоянка за музеем.
Описание
Головной музей представлен следующими основными отделами: природы, истории, художественным, фондов, экскурсионно-массовым; экспозициями: «Алтайская этнография», «Древняя история Горного Алтая», «Изобразительное искусство», «Комплекс плато Укок», «Традиционная культура русского населения Горного Алтая». Научная библиотека музея имеет читальный зал.
Четыре филиала Национального музея, расположенные в различных точках Республики Алтай – сс. Анос(музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина), Жана-Аул(казахов), Паспаул(Н.У. Улагашева), Усть-Кан(им.И.В. Шодоева) составляют как бы его единую структуру.
История
29 октября 1918 года Кара-Корумская земская управа, которую возглавлял Г.И. Гуркин, закупила у известных сибирских ученых Степана Ивановича и Николая Степановича Гуляевых библиотеку и ряд коллекций по археологии, минералогии и палеонтологии.
В 1918-1920 годах в школе с. Чемал работал композитор и краевед Анохин Андрей Викторович. Именно здесь он создаёт краеведческий музей, который затем передаёт в 1920 году в Улалу учителю Ивану Михайловичу Бабраку , когда переезжает по приглашению Алтгубоно из Чемала в Барнаул
В 1920 года решением Горно-Алтайского ревкома при отделе народного образования официально создаётся музей, в который вошли и Гуляевские экспонаты.
В 1924 году отмечены первые поступления в фонды отдела природы — специально собранные гербарии, коллекция минералов, ряд чучел. При музее создан живой уголок, в котором были бурундуки, летучие мыши сова и филин.
До 1926 года вопрос о краеведении и музее стоял практически на мертвой точке.
В ноября 1926 года в Улалу переезжает А.В. Анохин. Он начинает работать директором областного краеведческого музея. Именно с его появлением активизируется работа в музее, начинает приобретать нужное направление.
В 1927 году в музей поступает первая работа, этюд маслом Г.И. Гуркина — «Бандит Кайгородов».
29 мая 1927 года — в бывшей лавке купца Тобокова состоялось открытие музея для широкой публики. До 1930 года в нём работают три отдела — природы, экономический и культурно-исторический.
С 1928 года музей начинает проводить комплексные экспедиции во все районы области, обогащая в ходе исследований свои фонды.
До 1931 года, практически до ухода А.В. Анохина, музей собирает, обрабатывает, систематизирует коллекции.
В 1930–1932 годы в коллекцию музея геологи Бубличенко, Горностаев, Бекенев передают образцы 246 минералов и горных пород Горного Алтая. Кроме того, поступает гербарий, составленный из растений различных аймаков.
С 1931 года, на основании решений Первого Всероссийского музейного съезда, в музее, переведённом в бывшую лавку Бодунова, по улице Советской № 16, в трёх комнатах действуют отделы природы, истории и соцстроительства.
На втором этаже дома, где располагался музей, некоторое время вместе с А.В. Анохиным и Г.И. Гуркиным жил Л.П. Потапов. Споры и беседы с ними помогли последнему найти свое место в науке.
В апреле 1932 года планируется создание экспозиции истории общественных формаций, социалистического строительства, производительных сил природы, художественной и сельскохозяйственный подраздел. Встаёт вопрос о расширении площадей музея и передаче музею всего здания.
В июне 1932 года Наркомпросом РСФСР выделено 20.000 рублей на расширение Улалинского музея и превращение его в плановый краеведческий музей. Как самостоятельный отдел выделяется научная библиотека, имеющая в своём активе около 200 уникальных изданий XVIII–XIX вв., сборники общества любителей исследования Алтая, статистические ежегодники и материалы по переписи населения, а также подшивки краевых и местных газет от начала XX века.
7 ноября 1933 году, ввиду затянувшегося ремонта, ойротский госмузей не смог открыться к Октябрьским торжествам. К празднику, в помещении ойротской художественной школы, музей открыл художественную выставку из картин Г. И. Гуркина, Н. И. Чевалкова и молодых алтайских художников. Вход на выставку был бесплатным.
В 1933 году музей включается в сеть учреждений Наркомпроса, получающих финансирование. На выделенные в этому году деньги (15.484 рубля) выкупается весь дом купца Бодунова.
Кроме того, музей приступает к строительству картинной галереи, пристроенной к основному зданию. Фонд музея насчитывает к этому времени 85 картин: 74 — Г. И. Гуркина и 11 — Н. И. Чевалкова.
А 14 июня 1934 года к вышеназванным работам Облисполком передаёт в музей 225 этюдов и эскизов Г. И. Гуркина и 14 картин Н. И. Чевалкова.
В августе-сентябре 1934 г. Ойротский государственный краеведческий музей организует комплексную экспедицию. Первый отряд, в составе директора музея С. И. Сергеева и московских археологов С. В. Киселева в Л. А. Евтюховой произвел археологические раскопки по Чуйскому тракту между Онгудаем и Кош-Агачем. Попутно отряд изучил древние оросительные сооружения в Чуйской степи, а также собрал материалы по истории революционного движения.
Второй отряд, в составе ленинградского этнографа А. Г. Данилина и сотрудника музея A. A. Каланакова собрал в районе действия онгудайской МТС материалы по хозяйственным и культурно-бытовым вопросам работы национальных колхозов. Музей, с помощью ОблЗУ, составил выставку-передвижку по силосованию кормов. Кроме того, А. Г. Данилин продолжил изучение истории бурханизма и его современного состояния в Онгудайском и Усть-Канском аймаках, начатое им в 1927—1929 г.г.
6 августа 1934 года, в понедельник, в Ойротскую область приехал известный революционный писатель Андрэ Мальро со своей супругой журналисткой Кларой Мальро. Французского писателя сопровождали — старейший большевик т. Вегман и советский писатель Никандр Алексеев. Андрэ Мальро и его спутники осмотрели Ойротский музей особое внимание обратив на экспонаты, отражающие быт алтайцев раньше (до революции) и теперь. Сравнение древнего абыла с современным плугом, со сложными сельхозмашинами, которыми обеспечено было на тот момент трудовое крестьянское население области, произвело большое впечатление.
В 1935 году ЦИК постановил предложить всем государственным организациям, ведущим исследовательские работы на территории Ойротии, передавать в Областной музей копии своих научных отчетов, а также дубликаты коллекций. Одновременно облисполком обязал все областные организации предоставлять в музей статистические материалы, диаграммы и вещевые экспонаты для характеристики истории, экономики и быта Ойротии. Организован отдел социалистического строительства.
На 15 октября 1935 года в фордах музея находятся картины учеников и преподавателей Ойротской художественной школы Г. Бекина, П. Бобурганова, П. Бодунова, Г. Дулебова, Д. Кузнецова, Н. Курзина, А. Силича, Н. Ситкина, А. Старцева, А. Таныша, И. Тютикова, А. Хмылева, П. Чевалкова, Н. Шагаева.
В 1935 году по заказу музея Г.И. Гуркин написал для отдела природы панно — «Альпийские луга», «Высокогорье», «Пустыня», как иллюстрации различных климатических зон Горного Алтая.
В апреле 1936 года областной музей открывает новый отдел — «Ойротия до Октябрьской революции». Разнообразен отдел религии, он отражает шаманизм, бурханизм, деятельность миссионеров. Очень интересен отдел «Искусство Ойротии». Областной музей берёт на себя инициативу организовать «уголок живой природы».
20 июня областной музей направляет экспедицию в Усть-Канский аймак, для выявления и восстановления революционных памятников гражданской войны на Алтае. Были поставлены мемориальные доски на здания, где помешались штабы красноармейских и партизанских отрядов, подпольных революционных комитетов. Реставрированы и вновь воздвигнуты памятники на братских могилах погибших героев революционеров.
24 июня 1936 года открыт отдел «Минеральные богатства Ойротии». В отделе выставлено около 300 образцов горных пород и руд Алтая (золото, ртуть, мраморы, торф и т. д.), а также строительных материалов.
В здании музея выстраивается второй этаж. Музей провел большие археологические раскопки в Онгудайском аймаке и около села Мичурино(Майма), Ойрот-Туринского аймака, раскопки городища в устье реки Иша.
20 декабря в музее открылась научная выставка «Происхождение человека». Выставку активно посещают школьные экскурсии.
За 1936 год музей посетило 11 тысяч человек, в том числе 520 школьников.
17 января 1937 г. из Ойрот-Тура выехал командированный в Ойротию новосибирской фольклорной секцией юный натуралист Арзамасов, ученик 8 класса средней школы гор. Новосибирска.
Арзамасов записал 23 сказки, 6 легенд, 90 примет, 150 частушек, 30 песен и рассказ колхозника «Как увидели трактор», составил коллекция предметов домашнего обихода ойротов, записал бурханистские молитвы. Этнографическую коллекцию т. Арзамасов сдал в Ойротский областной музей.
3 марта, к 15-летию Ойротии, в музее организуется художественный отдел (картинная галерея) — картин местных художников, отражающих историю, жизнь и быт Ойротии.
8 апреля 1937 года было отмечено, что директор музея Сергеев совсем закрыл отдел культурного строительства. Отдел социалистического строительства, организованный в 1934 году, не пополнялся и по существу устарел. В кладовых музея много ценных исторических материалов, книг, экспонатов не приведены в порядок и расхищаются. Неблагополучно в музее с расходованием средств, которое проходит бесконтрольно.
30 декабря 1941 года достроено и введено в эксплуатацию здание картинной галереи. Но вместо художественного отдела в 1942 году в ней открыт новый, существенно дополненный, отдел природы, просуществовавший до 1989 года.
В 1942 году возникла серьёзная тревога, вызванная хранением музейного имущества. Проверка 1942 года показала, что из музея неизвестно куда исчезли 263 экспоната.
Похищено было четыре байских горностаевых шубы, о ценности которых можно судить по тому, что они в свое время предназначались для подарка русскому царю. Похищено также много картин, 177 редких книг и т. д.
В августе 1944 года Областной музей подготовил к открытию два новых отдела: «Картинную галерею» и «Уголок природы». В «Картинной галерее» было размещено до 1.000 картин.
8 сентября 1946 года отмечается, что работа музея замерла. Отделы музея не пополняются новыми экспонатами и картинами. Совершенно не оборудован отдел «Ойротия сегодня». В отделе «Природа» отсутствуют экспонаты растительного и животного мира, богатства которых в Ойротии чрезвычайно разнообразны.
За весь летний период музей посетило всего только четыре экскурсии из детских домов области.
Кроме того, помещение не подготовлено к зиме: протекает крыша, от чего картины и экспонаты портятся. Дрова заготовлены, но во дворе нет ни одного полена.
К концу 1946 года вновь открывается экспозиция социалистического строительства.
К 1947 году обновляются разделы «Военная интервенция и гражданская война» и «Великая Отечественная война и участие в ней местного края», а также добавляются подразделы: «Первая мировая война», «Великая Октябрьская социалистическая революция»,
31 января 1948 года в музее отмечается критическая ситуация. Из 4495 экспонатов, которыми располагает музей, выставлено только 1938. Многие экспонаты трактуются в узком или одностороннем освещении. Так, например, исключительно с отрицательной стороны характеризуется роль Алтайской духовной миссии.
Совершенно упущен в отделе истории период монгольского ига, который продолжался несколько столетий. Плохо показана борьба народа за советскую власть. Гражданская война на Алтае сведена к походам Сухова, да и те нашли очень бедное отображение.
Между тем, в музее лежит под спудом немало ценных материалов. Это картины алтайских художников, алтайские кошмы, старинные алтайские кожаные подушки. Во дворе музея имеется алтайский аил. Еще к 1947 году намечалось реставрировать этот аил, посадить вокруг цветы. Но он не используется как экспонат, а служит конюшней и сеновалом.
Бедно представлена в отделе природы зоология, мало образцов певчих птиц, водоплавающих животных, дневных и ночных хищников. Плохо показаны такие животные, как марал, козуля, кабарга, антилопа. Совсем нет чучел сохатого, пятнистого оленя, яка, верблюда. Не хватает барса, соболя.
В каталогах отдела охотоводства числятся шкуры соболя, медведя и других зверей. Однако в наличии их нет. В музее нет ни одного экспоната змеи, ящерицы, рыбы.
Отдела социалистического строительства в музее по существу нет.
Безответственно отнеслись сотрудники музея и к такому важному вопросу, как показ роста алтайской национальной культуры. Даже областной национальный театр представлен всего лишь несколькими фотоснимками. Музей не нашел нужным отобразить рост кадров театра, работу над национальным репертуаром.
В хаотическом состоянии находится научная библиотека музея. Книги в ней не разбиты по отделам, каталога нет. Последние произведения алтайских писателей, а также подшивки газет в библиотеку не попадают.
Музей совершенно не связан с научными учреждениями, которые могли бы помочь ему наладить исследовательскую работу. Коллектив научных сотрудников не ставит вопрос о создании областного краеведческого общества.
Даже частые научные экспедиции и те не оставляют никакого следа в музее. Явно, что при таком состояния дел музей не пользуется авторитетом среди населения. Залы всегда пустуют. Учет экспонатов не налажен.
24 июля 1949 года Областной музей организует живой уголок. В нём имеются выводок лисят, белка-телеутка, сибирская черепаха и ласка. Кроме того, музей приобрёл медвежат, волчонка, колонка и козуль. Живой уголок вызывает большой интерес у посетителей. Особенной популярностью он пользуется у детей.
В 1951 году в музее побывало более 10 тысяч посетителей.
В 1952 году музей значительно расширяется. Здесь заново перестраиваются экспозиции ряда отделов. В частности, в отделах советского периода открываются новые экспозиции: «И. В. Сталин на Алтае», «Мир — миру!», «Великие стройки коммунизма». В фонды музея поступают работы художников послевоенного времени — В. Р. Волкова, Н. И. и Н. П. Ивановых, А. А. Таныша, А. М. Хмылева, С. И. Чернова, Н. В. Шагаева, С. К. Янсона и других.
6 ноября 1952 года общественность города отметила 25-летие со дня основания краеведческого музея. За годы своего существования музей обогатился большим количеством ценнейших экспонатов, показывающих прошлое и настоящее Горного Алтая, его природные богатства. В научной библиотеке собрано большое количество краеведческой литературы.
В течение последних лет коллектив опорного пункта Алтайской плодово-ягодной станции вырастил при музее сад, в котором посетители знакомятся с культурными растениями и плодовыми деревьями Горного Алтая.
В 1952 году составлен план коренной перестройки деятельности музея. Однако в середине 1953 года коллектив музея сумел привести в порядок и открыть лишь археологический подотдел.
12 сентября 1958 года в одном из залов Горно-Алтайского областного музея выставляется скульптура партизана, выше среднего человеческого роста, выполненная из дерева. Создатель скульптуры — боец четвертого полка Первой Горно-Алтайской партизанской дивизии Никита Матвеевич Кирсанов. Многих боевых товарищей недосчитался партизан. И, решив увековечить память погибших, Никита Матвеевич в 1937 году приступил к сооружению скульптуры. Под руками был единственный материал — дерево.
Целый год партизан выстругивал, шлифовал, обтачивал рашпилем огромный кусок дерева, пока он стал фигурой вооруженного человека, на лице которого отразились отвага и мужество борца, ставшего под знамя борьбы за справедливость и свободу. Автора скульптуры уже нет в живых. Он умер в 1948 году, оставив потомкам в память о героическом прошлом замечательное произведение.
В январе 1960 года музей приобретает две интересные репродукции с фотографий, на одной из которых изображён Г.И. Гуркин с композитором Андреем Викторовичем Анохиным, а на второй — Г.И. Гуркин в национальном костюме.
В 1960 году отряд студентов исторического факультета Кемеровского Государственного педагогического Института во главе с А. И. Мартыновым, работавший на скалах Бичикту-Бом, передал на хранение в Горно-Алтайский краеведческий музей часть копий наиболее значительных групповых изображений.
В 1960 году из Горно-Алтайска, к животноводам далеких районов, отправился созданный передвижной музей. 300 экспонатов рассказали трудящимся области о гражданской войне в Горном Алтае, о героических земляках, участниках Великой Отечественной войны, о замечательных современниках — маяках сельского хозяйства. Такие рейды проводились на протяжении ряда лет.
В августе 1961 года небольшой отряд под руководством А.И. Мартынова, состоявший из студентов Кемеровского педагогического института А. Ларюковой и Л. Барыкиной, провёл обследование и фиксацию рисунков на писаницах Онгудайского района. Часть копий, выполненных в ходе этих полевых изысканий, также была передана на хранение в музей.
21 мая 1961 года в областной краеведческий музей доставлено чучело снежный барса. 3 апреля он, заплутав, попал в настороженный волчий капкан возле села Ини Онгудайского аймака. Здесь его и добыл колхозник С. Табанкин. Опытный препаратор И. Т. Голиков мастерски воспроизвел чучело снежного барса.
19 июля 1961 г. из Горно-Алтайска, к животноводам далеких районов, отправился передвижной музей. 300 экспонатов рассказали трудящимся области о гражданской войне в Горном Алтае, о героических земляках, участниках Великой Отечественной войны, о замечательных современниках — маяках сельского хозяйства.
Сотрудники музея Л. А. Давыдова, Н. М. Тютюкова и другие провели беседы на животноводческих фермах и в клубах. По правде говоря, не так уж просто было организовать путешествие музея по области. Музей не имел своей машины и передвигались только «на перекладных».
26 декабря 1965 года после длительного перерыва областной музей распахнул свои двери посетителям. В первые два дня его посетило более 500 человек. В музее оформлен отдел дореволюционного Алтая, в котором собраны уникальные экспонаты. Много материалов и в отделе советской истории. В музее размещена выставка-отчет художника С. К. Янсона.
С 1966 года специалистами-реставраторами Государственной центральной художественной научно-реставрационной мастерской и реставраторами г. Иркутска проводится плановая работа с картинами Г. И. Гуркина.
В 1980 году Общественность Горно-Алтайска отметила 60-летний юбилей музея. В фондах музея насчитывается 20 тысяч экспонатов. Среди них — свыше 900 картин алтайского художника Григория Ивановича Гуркина, подлинные документы руководителей красных партизан Горного Алтая, первые газеты и учебники на алтайском языке, документы и вещи участников Великой Отечественной войны и другие экспонаты. Экспозиции музея знакомят посетителей с природой горного края. Отдел досоветской истории представляет тяжелую и бесправную жизнь коренного населения в прошлом. Экспозиции позволяют наглядно понять, какие величайшие преобразования произошли в жизни алтайцев за годы Советской власти.
В 1986 г. областной краеведческий музей организовал экспедицию в пещеру Тут-Куш.
Новый музей
В 1988 году заканчивается строительство в центре города нового трехэтажного здания, построенного специально для музея. Музей начинает переезд в новое здание и оформление экспозиций.
В 1989 году группа инициаторов, среди которых была нынешний директор музея Римма Михайловна Еркинова, выступила с предложением присвоить музею имя выдающегося исследователя Алтая Андрея Викторовича Анохина.
8 июня 1990 года приказом № 204 Министерства культуры РСФСР Горно-Алтайскому областному краеведческому музею присвоено имя его создателя — А. В. Анохина.
26 сентября 1990 году музей открыл двери для посетителей. Залы и экспозиции были оформлены художниками А. И. Козловцевым, Я. Кыиновым, И. И. Ортонуловым и другими. Используя часть фондов Бийского краеведческого музея были оформлены временные экспозиции: «Горный Алтай в годы Великой Отечественной войны», «Западно-европейский и китайский фарфор», «Животные и птицы Горного Алтая», «Этнографические рисунки Г. И. Чорос-Гуркина».
18 апреля 2002 году музей, согласно Постановления Правительства Республики Алтай, получает новое наименование — «Национальный музей Республики Алтай имени А. В. Анохина.
В 2002–2003 годах научные сотрудники музея совершают экспедиции с целью исследования одежды народов республики в Онгудайский, Кош-Агачский, и Улаганский районы.
В 2010 году началась реконструкция музея по проекту мастерской бийского архитектора Евгения Геннадьевича Тоскина. Этот проект в 2003 году на Сибирском ежегодном смотре-конкурсе, в номинации «Здания общественного и промышленного назначения» получил приз «Золотая капитель».
Площадь музея была увеличена с 4 до 8,5 тыс. м2. Сейсмостойкость была усилена до 8 баллов. В этническом стиле проведено строительство корпусов А, Б, В, Г, галереи и внутреннего дворика, спланированного под музей под открытым небом. В основное здании помещены библиотека, кафе и конференц-зал.
На фасаде изображен типичный представитель древнего прошлого — «небесный» олень с откинутыми на спину ветвистыми рогами и подогнутыми ногами. На здании музея, оригинального «храма культуры», кровли и наклонные поверхности стен которого напоминают горные склоны и курганы, рядом с «небесным» оленем расположена надпись «Эл Музей», что означает «Национальный музей». С темой кургана перекликается главный вход.
Для «принцессы Укока» был построен специальный зал. Стеклянно-вакуумную капсулу поместили ниже уровня земли за стеклянной стеной, дабы создать иллюзию её «захоронения».
26 сентября 2012 года состоялось торжественное открытие нового здания. Незадолго до этого события из Новосибирска в Республику Алтай вертолётом доставили мумию женщины Укока.
На открытие собралось более двух тысяч человек. Выступили на церемонии А. Бердников, А.Миллер, В. Лопатников, Я. Ишутин и Б. Бедюров.
Музей был освящен, прошла театрализованная постановка, после которой состоялось передача символического ключа директору музея.
Как отмечали нетитулованные зрители, практически всё, что происходило в этот день, большей частью было для массы журналистов и репортёров, которые своими спинами загородили от всех присутствующих проводимую церемонию.
Певец Артур Марлужоков исполнил специально написанную оду главе «Газпрома», который, кроме этого, был награждён орденом Республики Алтай — «Тан Чолмон» и конём редкой чубарой породы по кличке Эрдине, из Улаганского района.
Общий бюджет реконструкции составил в 742 млн. рублей. Вклад «Газпрома» в реконструкцию выразился в 697 млн.
Е. Гаврилов, 26 декабря 2016 года. Ссылка на сайт обязательна!