Алтайская духовная миссия протоиерея Стефана Ландышева, 1864
- Информация о материале
Алтайская духовная миссия
Алтай великолепен, как Афон: повсюду грозно величественные картины природы в чрезвычайно разнообразном смешении с видами невыразимо-приятными. То вечные льды, в виде изумляющих величием шатров и конусообразных столбов, возвышающихся над Алтаем и исчезающих в синеве небес; то самая роскошная флора. Как будто разноцветные ковры разостланы по горам и долинам, на свободных от лесу местах. Надоблачные скалы увенчаны всегда зеленеющими кедрами. Долины и ущелья орошают с шумом скачущие реки и речки, и никогда незамерзающие ключи; на самой высоте гор в озерах стоят воды.
Красота и величие Алтая возвышают дух до восхищения; смотря на эти горы Божьи, невольно чувствуешь какой-то благоговейный ужас.
…В Алтае еще господствует древняя тьма идолослужения; темные силы имеют здесь свои орудия; 36.000 кочевых татар и калмыков приносят кровавые жертвы бесам (курюмесь): Ульденю, как главе добрых духов, и Эрлику, как начальнику всякого зла, со множеством подчинённых ему еткерей (олицетворения напасти) - обожают души умерших, в честь коих делают куклы (чалу), и как Богу (кутай) поклоняются им; молятся хозяевам гор, рек и озер (ту-ээзи, су-ээзи, коль-ээзи) и олицетворяя болезни: оспу, горячку, лихорадки и проч., чествуют их угощением и поклонами.
Знают они и творца (яячи), но не всемогущего, а только имеющего в своей власти одно: творить души младенцев, назначать им времена и место рождения и судьбу земной жизни их. Имеют понятие о всемирном потопе и знают Ноя, под именем Намы, величают его царем потопа (яик—хан), приписывают ему власть наводить потоп в жилищах умерших сродников их, по просьбе кама (шамана), для того, чтобы можно было ему при потопе и общей от того суматохи умерших, угнать у них приплод скота, и таким образом возвратить, будто бы отнятую ими, плодовитость скоту, принадлежащему живым сродникам.
— Каждый род (сёок, собств. кость) имеет своего фамильного бога; так, живущие близ р. Бии и занимающиеся сплавкою плотов чтят Салтыгана (царя плотов) и верят, что их праотцы не участвовали в общем потопе, а спаслись па плотах и проч.
Если внимательно рассмотреть состояние дикости их, понятия и верования, обладающий ими страх мщения бесов, за отступление от рабского служения им, разорительные обычаи суеверий, тесно связанный со всем этим чрезвычайно нечистый и до крайности бедный кочевой быт их, дикостью и суеверием, как железными оковами, содержимое в вековой неподвижности и оцепенении умственно-нравственное состояние их, и особенные (пока еще не объясненные) ужасные болезни, как следствия их верований и нечистой жизни и проч.; то понятно будет, что от этого гибельного состояния, от этого мучительства истинно-сатанинского, в котором столько веков держатся эти жалкие племена, может освободить их только христианская вера и неразлучно, рука об руку с нею, водворяемая у них оседлость и грамотность…
…Иисус Христос сказал: как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга (Иоан. 13, 34,). Посему, подражая Иисусу Христу и Его ученикам св. Апостолам, мы должны стараться, дабы и отдаленный наши братья познали своего Искупителя и Господа, и позвали бы не поверхностно только, но с подробностью; изучили бы Его святой закон и получили способность исполнять его, т. е. чтобы и среди их учреждались церкви, школы, богадельни, больницы и т. под., раздавались бы книги и оказывалась бы помощь в первых потребностях жизни, которые часто останавливают успех Евангелия в семействах, подавленных неотвратимыми нуждами.
Эту именно цель своих действий имеет Алтайская духовная миссия, т. е. братство, посланное по Высочайшему повелению (от 15 дек. 1828 г.), и по благословению Святейшего Синода, для обращения сих племен, язычников шаманского суеверия, в христианскую веру. Алтайская миссия, действующая на юге западной Сибири, Томской губернии, в уездах бийском и кузнецком, открыта в 1830 году, блаженной памяти отцом архимандритом Макарием, мужем деятельно-духовной жизни, высокоученым и прозорливым.
Он почти 14 лет провел в трудах апостольского служения своего сему народу, с полным самопожертвованием; как светильник перед сидящими во тьме племенами, был он словом истины, примером строгого благочестия и чистоты, весьма многообразными, по состоянию и нуждам сего народа, делами благотворений и милосердия к погибающим.
— Таким образом, при Божьем благословении, он положил твердое основание святой и животворной веры на Алтае, обратив ко Христу и научив истинному благочестию 675 душ Алтайцев.
Доселе Алтайская миссия успела при помощи Божией призвать от тьмы идолослужения, пагубных суеверий и дикости к свету спасительного православия, ввести в благотишную ограду Церкви Христовой, приучить к оседлости и расположить к трудолюбивой жизни, уже около 3200 душ; всех же христиан алтайцев с семействами ныне до 5000 душ. Это составляет уже весьма значительное приобретение для Царствия Божия, где бывает великая радость и о едином, обращающемся на путь спасения, тем более что новообращенные, по мере приемлемости, обстоятельно обучаются истинам св. веры и христианскому благочестию.
— В настоящее время в Алтае над обращением в христианство еще блуждающих во тьме язычества, трудятся 9 миссионеров (1 протоирей, 4 женатых священника и 4 иеромонаха, из коих два сверхштатные. Кроме того, 1 иеродьякон, 1 женатый диакон и 8 причетников – Прим. авт.). Среди еще господствующего мрака, свет Христов Сияет уже во многих местах Алтая. миссия имеет ныне 8 своих отделений (станов), с 11-ю церквами в разных местах Алтая (на пространстве примерно до 1000 верст в длину и 150—700 в ширину (15 февр. сего 1864 г. Высочайше разрешено заведение мужского монастыря в Алтае за Телецким озером при устье р. Чулышмана, с целью распространения Евангельского света и духа христианского благочестия между язычниками – Прим. авт.).
Из новокрещеных кочевых инородцев образовалось уже 22 селения, большею частью заведенные миссией на избранных ею местах, удобных для оседлого домохозяйства. При станах миссии заведено ей 10 школ для обучения инородческих детей мужского и женского пола русской грамоте, закону Божию и церковному пению; некоторые из девочек обучаются и рукодельям, приличным состоянию их.
Из обучавшихся в сих школах инородцев есть уже исправляющие должность церковнослужителей, которые со временем могут быть во многих отношениях особенно полезными миссионерами, и ныне помогают миссии уже во многих делах её служения. Есть столь усердные к чтению священного писания, что и отправляясь на полевые работы, не оставляют Евангелия, но берут его с собой, и во время отдыхов и утоления голода пищею, укрепляются и духовною пищею, чтением Слова Божия.
Десять инородческих дочерей, из обучившихся при миссии грамоте и закону Божию, возымели желание посвятить себя иноческой жизни, с тем, чтобы помогать миссии при обращении из идолопоклонства женщин и девиц, — то есть обучать их, служить в болезнях и многоразличных нуждах сего пола от рождения и до гроба.
С этою целью, согласно просьбе их, по благословению святейшего Синода, с Высочайшего разрешения учреждена в прошедшем 1863 году в с. Улале, инородческая женская община новокрещеных на Алтае, состоящая ныне из 20 сестер.
Для назидания незнающих русского языка Алтайцев, миссионеры перевели на их язык кроме молитв, десяти заповедей Господних с толкованием их, и символа веры, многие места из священного Писания, почти все Евангелие, чин литургии св. Иоанна Златоуста, много церковных песней: книгу св. Геннадия о вере и жизни христианской и некоторые места из других отцов Церкви; написали на этом Татарско-Калмыцком наречии краткое огласительное учение; вопросы при крещении и исповеди, простые рассказы о земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, Его страданиях, смерти и воскресении и проч.
Прежде появление воскресных школ в великороссийских губерниях, они уже существовали и ныне существуют при некоторых из станов Алтайской духовной миссии, только не для обучения грамоте (на этот труд есть 6 дней в неделе), а для другой цели: в воскресные и праздничные дни (когда нет служебных препятствий) после богослужения и обеда по звону колокола собираются в училищную залу все, кто пожелает: грамотные и безграмотные, молодые и престарелые, родители и дети обоего пола; слушают, а иногда и сами читают по руководству членов миссии, священные и духовно-нравственные писания и особенно повествования; чтение разнообразится назидательными беседами, вопросами и ответами, пением церковных весней (так в оригинале – Е.Г.), псалмов Давида и духовно-нравственных гимнов (сочинённых покойным о. архимандритом Макарием), которые у новокрещеных инородцев заменяют народные песни.
Беседы наши здесь с народом имеют целью не только обучение, но иногда и обличение и исправление; даже советы и наставления, относящаяся к сохранению здоровья, к домохозяйству, к улучшению быта общественного и семейного. Сюда заходят иногда и не крещенные, которые, слыша назидательные беседы и священные повествования на родном своём языке и стройное пение священных песней, выходят иногда с заметно-отрадным настроением духа и видимым желанием присоединиться к обществу верующих во Христа, хоть еще и не созревшим до решимости.
В церквах миссии поют почти все инородцы. Пение установлено здесь покойным основателем миссии, о. архимандритом Макарием особенное, самое простое, только на двух нотах[О, архаманд. Макарий такое пение литургии своеручно написал вместо нот так: Го—спо—ди—по—ми—луй (протяжное). Го + спо + ди + по+ми + луй (скорое) – Прим. авт.], монотонное, с повышением голоса, где нужно; но несмотря на то, при многочисленном собрании христиан, такое пение бывает весьма приятно, правильно и благоговейно: в нем господствует сила мысли, а не эффект звуков, которого, впрочем, не лишено и такое пение. Общее народное пение в богослужении по моему мнению весьма важно; и если оно стройно, правильно, а для того просто, то ничем незаменимо в наших миссионерских церквах. При всеобщем стройном пении у всех бывает одна мысль, одно чувство; тут нет уже мертвых зрителей, которые телом в церкви, а душою на распутьях мира; невольно чувствуешь, что это живая Церковь живого Бога.
Дело миссионера есть не только проповедь Евангелия и духовно-нравственное и обрядовое христианское обучение новообращенных; ему предлежат также весьма немаловажные и многообразные труды, хлопоты и попечения относительно благоустройства домашнего и общественного быта новообращенных, только со времени крещения начинающих жизнь оседлую и переселяющихся в христианское общество. миссионеру необходимо иметь о новокрещеных, как о детях, искреннее отеческое попечение во всех отношениях. Он для них и единственный лекарь, он и защитник в обидах, умиротворитель и советный судья; он и попечитель угнетенных неотразимою бедностью, престарелых, бесприютных детей и вдов.
Посему в деле миссионерского служения значительная часть трудов требует помощи женского пола. Улалинская женская община может оказывать свое содействие миссии, особенно важное на месте своего пребывания, когда будут устроены при ней: больница, приют и школа для обучения новокрещеных грамоте, рукодельям и проч.; но не может заменить того ближайшего всегдашнего пособия, какое доставляют женатым миссионерам в делах сего служения семейства их, особенно в других отдаленных местностях.
Трудный путь служения миссионерского, как требующий самопожертвования и свободы, более приличен монахам, но как состоящий в среде народа и в непрерывных соотношениях и тесных связях с семействами, ближе всего к семейным миссионерам.
— Положение монаха вне монастыря, постоянно среди мирских людей всякого пола и возраста, которых миссионер должен иметь на своем ближайшем попечении, иногда даже в своем доме, — есть положение вовсе ненормальное. Потому-то лучшие монахи миссионеры, сознавая на пути сего служения необходимость в пособии женского пола, просили дозволение иметь постоянных помощниц при себе.
Но и эта мера едва ли была бы более удобна, если только не более опасна. Не служит ли это ясным указанием на то, что и люди семейные, чувствующие призвание к миссионерской деятельности, если и семейства их расположены к тому, не должны быть лишаемы чести сего служения? Это их путь; здесь они вполне на своём месте, как имеющие более способов и удобств к выполнению многообразных требований в служении народу. Свобода монаха имеет свою цену и важность; но свобода есть только возможность к усердной деятельности; а от возможности к действительности заключение несправедливо, если оно безусловно.
Поистине бескорыстное усердие, крепкое любовью к Богу и человекам, возможно и свойственно женатому миссионеру столько же, сколько и монаху, и сильно победить всякое житейское попечение, выработать себе свободу для сего служения и преодолеть всякую трудность. И бельцы (так в оригинале – Е.Г.) и монахи нужны и полезны, если они служат по призванию, те и другие имеют свой жребий в служении миссионерском.
Удел первых в местах населенных новообращенными и более доступных к проезду, а доля приличная последним преимущественно те места, где еще нет христианства и удобных путей сообщений. Впрочем, из опыта вот что известно: все начинания Евангельской проповеди в самых отдаленных пунктах Алтая, за исключением первых действий о. архимандрита Макария, принадлежат не монахам, а женатым миссионерам. На долю семейств их падает весьма много таких дел необходимого служения сему народу, коих миссионеры одинокие выполнять не могут.
Вообще миссионеры и их семейства имеют необходимость расположить новокрещеных к тому, чтобы они учились земледелию, заводили огороды, и приучались к другим занятиям оседлого домохозяйства, — и пещись (так в оригинале – Е.Г.) о доставлении им возможности к тому; приучать новокрещеных женщин печь хлеб, прясть, шить простые одежды и обувь, садить овощи и иметь уход за огородом, вообще приучать к домоводству и опрятности; оглашенных и возрастных инородцев и инородок, готовящихся к крещению, часто нигде не имеющих пристанища, содержать в своем доме, прививать оспу мужчинам, женщинам и младенцам; лечить больных (особенно гомеопатиею) крещеных и не крещеных всякого возраста и пола; иметь попечение о них, и давать им и сиротам приют у себя или в селениях новокрещеных; даже принимать иногда младенцев на свое попечение [Отец архимандрит Макарий с бывшим при нем 80 летним послушником из поселенцев о. Петром, долгое время имел у себя на воспитании двух бесприютных младенцев (1—2 л.), пока не нашлась женщина, которая согласилась за плату воспитать их – Прим. авт.]; оказывать медицинское пособие родильницам; стараться предупреждать и уничтожать дурные и вредные обычаи, принятые в сих случаях у алтайцев, принимать иногда на свое попечение жестоко страждущих от особенной болезни (род Виттовой пляски), существующей в этом народе вследствие идолослужения; нигде и ни в чем не находя отрады, они прибегают к пособиям, христианскою верою подаваемым, и требуют иногда постоянного наблюдения и уходя,—до облегчения.
По самому быту и обстановка этого крайне бедного и жалкого народа, случаев требующих такого служения миссии бывает очень немало. Христианское же милосердие, оказываемое таковым, укрепляет новообращенных в христианстве и дает самим язычникам чувствовать благотворность и отраду нашей божественной веры.
Нужды, требующие благотворительного служения миссии многочисленны; удовлетворять сим нуждам по требованию христианской любви и сострадания и ради самого утверждения христианства на Алтае и развития гражданственности, миссионеры и чувствуют долг и, по мере возможности, исполняют оный; например, необходимо бывает вспоможение приемлющим св. крещение беднейшим семействам, при перекочевке их в христианское селение; пропитание некоторых оглашенных во время приготовления ко крещению и по случаю перемену образа жизни, по крещении; тогда как до обращения в христианство, бедные питались травяными кореньями кандыка и сараны, листьями дикого ревеня, взваром перегодовавших под снегом листьев травы бадана, вместо чаю, с молоком или с солью, много раз перевариваемыми костями животных, употребленных в пищу богатыми, и лакомились иногда полуизгнившим мясом издохшего скота, или убитых ими нечистых и отвратительных зверьков всякого рода; вообще, случайные, но нередкие вспомоществования бедным, убогим, слепым и престарелым: хлебом, одеждами, посудою, хозяйственными принадлежностями, земледельческими орудиями, семенами и т. под., иногда постройкою домов (В продолжение последних 6 лет устроено 37 изб для бедных – Прим. авт.), покупкою скота для работ и для пропитания больших и младенцев и проч.
Кроме сего, миссия имеет на своем попечении многие другие необходимые предметы своего служения, требующие весьма значительных издержек, на покрытие которых правительством не отпускается никакого пособия; это: построение церквей в селениях новокрещеных инородцев и снаряжение их всем потребным к отправлению богослужения; постройка домов со службами для членов миссии и домов для школ грамотности у новокрещеных; плата грамотным из инородцев за пособие в обучении других грамоте, в служении церковном и вообще в делах по службе, заведение новых селений близ стойбищ кочевых некрещеных инородцев и проч.
Всё таковые и сим подобные нужды доселе удовлетворились, сколько это было возможно, пожертвованиями немногих благотворителей, имевших возможность получить сведение о важности сего служения, о трудах и нуждах Алтайской миссии; но и эти средства были очень незначительны и вполне случайны; в последние пять лет они простирались от 400 до 3500 рублей в год (а прежде были еще скуднее – Прим. авт.), и с процентами с небольшого капитала миссии, из случайных же пожертвований составившегося. Постоянным же средства миссии крайне недостаточны и для пропитания самих миссионеров и семейств их с сослуживцами, и особенно ныне, при развитии дела миссии и умножении её членов.
Трудится ли где духовенство без жалования и без доходов, неизвестно; что касается до Алтайских миссионеров, то они до 1858-го года не получали никакого жалованья, а доходами и ныне никакими не пользуются; содержание же все члены имели общее, на которое, а вместе и на все служебный нужды миссии, отпускалось из казны по 571 р. 41 коп. сер. ежегодно, содержание столь скудное, что из всех источников, со включением пожертвований, приходилось на человека от 10 до 40 руб. в год, и никогда не более 80 руб. и на старших членов миссии. С 1858 по 1863 кроме сих 571 р. отпускалось в штатное содержание миссии, на жалованье и на служебные нужды, из суммы Святейшего Синода по 4000 р. сер. в год.
— В эти последние шесть лет, при служении миссии обратилось в христианство до 900 душ алтайцев; заведено 3 новых селения, состоящие из новокрещеных кочевых инородцев; устроено при миссии 8 деревянных небольших церквей, открыто 5 школ грамотности, и при таком развитии дела оказалось необходимым открыть два новых отделения миссии сверх штата, в которых устроены станы миссии со всеми нужными постройками.
Посему означенный оклад, при умножении служебных нужд миссии и возвышении цен на все жизненным потребности, в последние годы оказался крайне недостаточным.
— Но отпуск 4000 рублей был определен только на 5 лет и 1863 годом прекратился.
— Ныне на содержание миссии и на все её служебные потребности, как-то: содержание и жалованье миссионеров, церковнослужителей и толмачей (всего 29 человек, с семействами же 60 человек), содержание 11 церквей, 10 школ, на необходимые вещи при крещении инородцев, путевые издержки, братские квартиры в г. Бийске, Кузнецке и в Улале, на канцелярские и почтовые расходы, отопление и освещение и поддержку миссионерских зданий, на лекарства и книги,— на всё это осталось только 571 р. 41 к. сер. постоянного оклада от казны.
Эта крайняя нужда миссии, после многих безуспешных хлопот на месте о её удовлетворении, побудила меня выехать в Спб. для личного ходатайства пред начальством. Собрав на проезд всевозможные последние средства, и войдя в долги, я прибыл в Москву со всем моим семейством, в числе 12 человек. Но успех по сему делу ограничивается доселе только тем, что Св. Синод нашел возможным отпустить еще на один год, прежний оклад 4000 р., хотя число служащих, служебные нужды и ценность на все весьма значительно увеличились против прежнего.
Очевидно, что трудность и не очень быстрый успех распространения христианства на Алтае зависит не от одного недостатка в благовестниках, и естественных преград, представляемых дикостью и бедностью народа, характером местности, трудностью верховых проездов по горам, соединенных с опасностью лишения жизни, рассеянием кочевых жителей на огромных пространствах, так что каждому миссионеру нужно бывает искать погибающих овец дому Божия по дебрям, ущельям, и лесам Алтайским гор и предгорий, на расстояниях, измеряемых сотнями верст по бездорожной и дикой местности.
Каждый из наших миссионеров не раз подвергался этой опасности. О. архимандрит Макарий однажды проезжая по черни (горы, покрытые густым хвойным лесом по правой стороне реки Катуни) был зацеплен за ремень бывшей при нем сумочки со св. Дарами, —конь на бегу вышел из под него, а он повис на сучке и висел дотоле, пока воротился и снял его уехавший вперед провожатый, уже соскучившийся ждать оставшегося позади о. Макария.
—У каждого из нас сердце замирает и кружится голова, даже и привычный конь дрожит иногда при переезде по высокому бому; это узкая тропинка (¾ 1 арш.), опоясывающая гору, где по одну сторону тропинки высокая скала, а по другую отвесный обрыв до реки, которая синеет внизу, как ленточка; - особенно когда приходится перескакивать чрез большие камни на этой тропинке высунувшиеся, или спускаться вниз по довольно гладкой каменной плите, и делать крутые повороты, лицом к обрыву; — на таком проезде вполне вверяешься коню; но он бессмысленный и голодный часто тянется за травкой; и удерживать бывает опасно, и давать свободу страшно.
—Скажу о себе: много раз бывал я под конём, падавшим на бегу, и в два таких падения был вдавлен по уши в грязное болото; раз сажень 10-ть летел я вместе с оборвавшимся конём с крутизны почти отвесной горы; подпруги лопнули и я невредимо отделился от коня, и выбрался на дорожку; два раза улетал с горы в переверт вместе с конями и повозочкой, и в один раз уцелел, ухватись за ветви дерева, а в другой кочки сохранили меня от раздробления повозкой, упавшей на меня.
— Один раз упал вместе с конем и телегой с крутого косогора прямо в реку Сарасý, и все промочив, ехал мокрый и под дождем, в холодное осеннее время, еще 45 верст до деревни Черги. Много раз тонул я, при переправах вброд через довольно глубокие и весьма быстрые горные реки. Раз при переезде весною по льду через реку лед под нами обрушился через всю реку, конь всплыл и я мгновенно очутился плавающим уже позади саней; но, успев схватиться за сани, был вытащен выплывшим конём. В другой раз при переезде летом через ту же реку, от сильного дождя внезапно прибывшую, кони всплыли, повозка перевернулась, бывшая со мною одежда и вещи потонули; я же успел выбраться на лежащее в воде, близ острова, большое дерево, и спас бывшего со мною и утопавшего новокрещеного мальчика. Много раз промокал от дождя и промерзал от зимнего морозу до того, что был не в состоянии идти и говорить.
—Много раз был в страшной опасности погибнуть под удушающим бураном. Случалось ночевать, после целодневной езды верхом, на горе и на болоте без дров и воды и следовательно без возможности обогреться и укрепиться чаем, который в дороге единственная пища с неразлучными сухарями; а ночевка в чрезвычайно нечистой берестяной юрте кочевого Алтайца, где развешанное мясо издохшего коня им убитого зверя бывает в полном соответствии с посудою, которую никогда не моют, и с кожаными продымленными мешками, где помещаются на 6—8 кв. арш. и люди и животные (телята, ягнята, собака и кошки), — где при 30—40о мороза нет ни печки, ни камина, и дым от разложенного посредине огня (особенно при ветре) выедает глаза, где мороз и жар, сходясь вместе, производят на голову самое вредное влияние,- это уже так обыкновенно, что миссионеры почти вовсе о сем не упоминают в своих записках; это место успокоения после продолжительной верховой езды, где чайник миссионера, стоя рядом на огне с винокуренным котлом хозяина, обыкновенно замазываемым конским пометом с глиной, составляет единственное некое утешение и укрепление изнемогшему; это храм и кафедра; где мы должны проповедовать Евангелие полунагим слушателям, внимание коих до единого на потребу должно доводить, начиная разговор с трубки или огнива и пр.
Скудость средств для удовлетворения многочисленным и разнообразным потребностям миссионерского дела служит главным препятствием к желаемым успехам. При всех благоприятных видах и надежде не развитие этого святого дела, миссионеры нередко бывают в необходимости, со скорбью в душе, отлагать полезное дело, не имея в виду никаких средств к выполнению и поддержанию оного, и ограничивать свою деятельность возможно тесными пределами.
—Так, например, в одной из миссионерских местностей, ближайшей к русскому населению, в Кузнецком уезде, Алтайские миссионеры видят, что племя Ачкиштимцев, живущих в Тарабинских и других ближайших улусах, народ примерно добродушный и ласковый, довольно привыкший к оседлости и трудолюбию,— весьма склонно к христианству; по замечанию преосвященного Афанасия, бывшего епископа Томского, ныне архиепископа Казанского, "это зрелая ягода, готовая упасть, только нужно подставить руку"; но и видя это, мы должны до сих пор довольствоваться одним бесплодным жалением о сих овцах, остающихся вне церковного двора единственно потому, что нет никакой возможности завести на этой местности новый миссионерский стан и определить туда, хотя одного, сверхштатного миссионера с новокрещеным мальчиком для служения.
Всё эти усилия миссионеров, все приобретения и отрадные успехи христианства в Алтае есть только начаток Христовой Церкви, на месте подвигов приснопамятного основателя миссии, покойного о. архимандрита Макария. Сколько еще погрязших в погибельном суеверии соотечественников наших! Пред взорами Алтайской миссии десятки тысяч алтайцев—фетишистов, сотни тысяч (в одной Семипалатинской области) Киргизов — полу-магометян, полуязычников, при пособии правительства обучаемых магометанству(!), и столько же пограничных урянхайцев, чало-казаков (Чало—казак—значит человек "под именем киргиза" это беглые русские люди, в китайской части Алтая скрывающиеся; эти люди уже потеряли и христианство и народность,— как это утверждают люди бывавшие там – Прим. авт.) русского происхождения и других племен!
— Жатвы много, а делателей мало!
— Но все эти и другие непросвещенные светом истинного Богопознания племена не для того ли в особенности вручены Провидением Российской державе, чтобы православная Церковь передала им Евангелие Иисуса Христа, этот дар Божий, переданный народу русскому, по благоволению Божию, народом старейшим? Посему эти десятки, эти сотни тысяч и едва ли не миллионы душ, не знающих Христа Спасителя, нельзя не почесть заслуживающими нашего общего внимания и попечения христианского правительства о просвещении их светом Евангелия ради вечной жизни: и за них так же как и за нас пролил на кресте бесценную кровь Свою Спаситель наш и всех человеков, Богочеловек—Христос Иисус!
Это священное дело Российской Церкви принадлежит не одному духовному правительству, которое и не имеет столько материальных средств, чтобы обеспечить все нужды оного, - это есть нравственная обязанность всех сословий христианского общества, и каждого живого члена Христовой Церкви. В нас должны быть те же чувствования (безмерной любви к Богу о милосердия к человекам), какие и во Христе Иисусе. Не должно забывать нам слова Спасителя: нет воли Отца вашего небесного, чтобы погиб один из малых сих...
***
Святейший Синод, во внимании к крайнему недостатку средств на покрытие нужд Алтайской миссии дозволил мне производить сбор доброхотных пожертвований, для чего и выдал мне сборную книгу. — Обращаюсь к благочестивым соотечественникам с покорнейшею просьбою оказать содействие Алтайской миссии в распространении и утверждении христианства, оседлости и грамотности между алтайцами, кто чем может, деньгами и вещами разного рода.
Денежные пособия могут быть без особенного назначения или с назначением, по желанию жертвователя, на какую-нибудь из следующих нужд миссии:
1) на устроение церквей и вообще церковные потребности; на две новые церкви (в Сары-Копше и Паспауле) уже изготовлена значительная часть материалов, но более ничего нет, для устроения и снаряжения их.
2) На предметы благотворительного служения инородцам; а) к облегченно перехода их из кочевого быта в оседлый, по крещении; б ) на лекарства в пособие больным, престарелым, бесприютным и подавленным бедностью и сиротством; в) на предметы обучения грамоте, ремеслам и рукодельям, земледелию, домоводству и проч.
3) На служебные нужды миссии (как-то: на постройку и поправку заведений и проч.) и на нужды служащих (именно: кожаные одежды, матрацы дорожные, сумы, сёдла, палатки; на книги и журналы; на обеспечение вдов, сирот и увечных из членов миссии, и вообще на пособие служащим в особенных случайных нуждах и проч.).
Из вещей нужны:
а) до Богослужения относящиеся: сосуды, напрестольные кресты и Евангелия, кадила, подсвечники, плащаницы, хоругви, иконы, священнические ризы, одеяния на престол и на жертвенник и ковры; при двух церквах вовсе нет колоколов;
б) вещи для приемлющих св. крещение необходимые, как-то: кресты, возлагаемые при крещении, иконы, белье, платки, шубы и другие одежды простые и обувь, особенно для престарелых и детей сирот; холст и простое сукно, посуда и другие предметы домашнего быта; в) книги для назидательного чтения, обучения полезным ремеслам;
г) препараты медицинские и оспенные, руководства к лечению, и лекарства гомеопатические и аллопатические, особенно допускаемые гомеопатию, гомеопатические журналы и проч.
д) вещи нужные для сохранения здоровья миссионеров в проездах по Алтаю. У нас нет ни кожаных одежд к защите от дождя, ни удобных палаток, ни матрацев дорожных; очень нужны пояса эластические, употребляемые при плавании для предотвращения опасности утонуть при переправах через реки; а также респираторы для защиты от удушающих путника сибирских буранов и т. под.
е) Самая доставка вещей из Москвы и С.-Петербурга до г. Бийска требует благотворительной помощи и отправлении с транспортом в г. Барнаул или Томск.
Желающих оказать какое-либо пособие Алтайской миссии прошу обращаться со своими приношениями исключительно в Москву, к сотруднику Алтайской Духовной миссии священнику Московской Спиридоновской Церкви Николаю Димитриевичу Лаврову; или прямо в г. Бийск, Томской губернии, в Алтайскую духовную миссию.
Все приношения будут записываемы в сборную книгу и своевременно объявляемы в газетах и духовных журналах.
При сем прошу благотворителей прилагать имена их и сродников, живых и умерших. Миссия имеет священным долгом воссылать о них усердные молитвы, при служении литургии в 11-ти церквах, вместе с новопросвещенными алтайцами.
Начальник Алтайской Духовной миссии
Протоиерей Стефан Ландышев.
Печатать позволяется. Москва, Апрель 30 дня, 1864 года. Цензор, Протоиерей Павел Беневоленский. Типография В. Готье
Справка
Ландышев, Стефан Васильевич (ум.1883 г.) — преемник прп. Макария в руководстве А. д. м., его ближайший помощник, прот., назначенный Синодом по рекомендации свт. Филарета. При нём (1844-1865) заметно увеличился штат миссии. В 1858 г. в ней трудилось уже 18 священников, 12 монахов и 4 псаломщика. Публикации об А. д. м. в центральных церковных периодических изданиях стали привлекать благотворителей, без помощи которых невозможно было удовлетворить даже самые необходимые нужды новокрещеных. За 21 год управления миссией прот. Ландышевым св. Крещение приняли около 3150 чел., были открыты 2 новых миссионерских стана, в 6 алтайских поселениях были устроены церкви и молитвенные дома, в Мыютинском, Макарьевском, Черноануйском, Кузедеевском, Урсульском, Чемальском и Кебезенском станах А. д. м. открыты миссионерские школы. Трудами Ландышева было положено начало устроению на Алтае миссионерских монастырей. В 1863 г. учреждена Улалинская жен. община новокрещеных, обращенная в 1881 г. в Улалинский во имя свт. Николая жен. мон-рь, 15 февр. 1864 г. в с. Чулышман на Телецком оз. была учреждена община, в 1879 г. преобразованная в Чулышманский в честь Благовещения Пресв. Богородицы муж. монастырь. Написал:"Извлечение из письма алтайского миссионера" (М., 1846); "Космогония и феогония алтайских язычников" ("Правосл. Собеседник", 1846, кн. 3);"Сведения об алтайской миссии" (М., 1856) и мн. др.
Источники: 1. Алтайская духовная миссия протоирея Стефана Ландышева. М. 1864. (Из ежемесячного издания: Душеполезное Чтение. 1864 г. Aпрель). 2. Православная энциклопедия. 3.Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Переведено в текстовой формат и отредактировано в соответствии с современным языком Е.Гавриловым. Публикуется с сокращениями. Ссылка на сайт обязательна!