Ильгумень Малый и Большой
- Информация о материале
Ильгумень (Улегемень, Улёгён, Улу-Кем, Ӱлегем, Улгем, Улегом, Ульгумен, Ильгумен) Большой и Малый — реки Онгудайского района, которые берут начало в северо-восточных отрогах горы Ильгумен Теректинского хребта.
Туристское значение
Малый и Большой Ильгумень, которые на большом расстоянии текут рядом с Чуйским трактом, прекрасны своими долинами, удобными полянами для отдыха.
Интересно в плане обзора местных искусств село Купчегень, а порог «Ильгуменский» как бы ставит точку достопримечательностям Большого Ильгуменя.
В долине реки Большой Ильгумень около села Купчегень находятся природно-культовые объекты: Чибилу бом (в 3 км от села, вблизи урочища Сыгын-Мюс), два лога – Большой и Маленький Курманак(юго-востоку от села), Верхний и Нижний Кёжёлю(недалеко от села).
В долине реки Купчегень в 5-20 км находятся почитаемые горы Кара-кая(священная гора рода чапты), Уйту-кая(связанная с наличием грота-дыры), Агой, Сокулу-тайга, Дьалбак-ойык.
В окрестностях находятся священные источники Тьерешкен(в 3 км от устья реки Купчегень), Большой Кёжёлю(в 700 м к северу от села в одноименном логу), Теректу / Аспакту(в 1 км к юго-западу от села, выше Чуйского тракта.
На правом берегу реки Малый Ильгумень находятся два источника – Зыряновский(другое название Чолтык-Кобыныҥ аржаны, в 1 км от села Хабаровка) и Тошту-Кобы(в 20 км от села Хабаровка)[1].
Топонимика
Улу-Кем в переводе с алтайского – большая река. Jаан Улу-Кем —большая Улу-Кем. Кичу(Оогош) Улу-Кем —маленькая, малый[2].
Ещё один вариант перевода: уле – «каменный жертвенник» и кем – «река»[3].
Население
Согласно переписи 1897 года в Мало-Ильгуменском обществе проживали представители пяти родов: майман (17 семей и 69 чел.), сойон (соответственно 14 и 63), иркит (4 и 31), тёлёс (2 и 13) и дьети-сары (2 и 13). Кроме того, 8 чел. (2 семьи) не указали родовой принадлежности.
Преобладали люди двух родов майман и сойон.
В 20-х годах, по сведениям информаторов, доминировали люди этих же двух родов. Выяснилось также, что все люди рода майман считали, что произошли от одного человека по имени Кыш-кылу и они называли себя (как и их соседи): потомством Кышкылу или Людьми, разошедшимися от очага Кышкылу.
Этих людей, относившихся к разным поколениям, объединяло не только принадлежность одному роду (а значит общеродовые обычаи, традиции), но, более того, кровное родство по отцовской линии, общее происхождение и в определенной мере общность территории, на которой они проживали.
Иначе говоря, местная группа рода майман здесь представляла собой патронимическое объединение. Группой родственных больших или малых семей была и вторая по величине родовая группа 69 чел. рода сойон. Родовые группы, в свою очередь, делилась на ряд семейно-родственных общин, которые расселялись мелкими поселениями дьур-тами.
Остальные мелкие группы этой общины не являлись родовыми, а были семейно-родственными общинами[4].
Описание
Истоки рек находятся на северном склоне горы Ильгумен (2819м над ур. моря) в центральной части Теректинского хребта на расстоянии друг от друга 3,7 км. Далее они текут почти параллельно через разделяющий их Теректинский хребет. В районе перевала Чике-Таман Малый Ильгумень поворачивает на север, Большой – на юго-запад.
Малый Ильгумень впадает в р. Урсул (справа), Большой Ильгумень – в р. Катунь(слева).
Наиболее близко они подходят друг другу в районе перевала Чике-Таман (расстояние по прямой порядка 3,8 км).
Реки Ильгумень имеют значительный расход только летом, зимой часто промерзают до дна. У самого Урсула расход понижается зимою до 12 м3/с[4а].
В 2019 году минерализация (солевой состав) реки Малый Ильгумень составлял – 0,05 г/л, рН – 7,23; Большой Ильгумень – 0,03 г/л и 7,12 соответственно[5].
Первый приток реки Большой Ильгумень – Талду-Оек(Талдуоек), впадает в неё справа в 9,5 км от истока; второй, также правый приток – Тирине на расстоянии 19,5 км. Далее слева, в 21,2 км впадает Чарлак (чорлок с алтайского капля, журчащий).
Затем справа на расстоянии 22,8 км от истока – река Ягнар, 26,3 км – Чимиту и 33,4 км – Изындык(Эзендик). В 37 км от истока к реке подходит просёлочная дорога, в 38,3 км находится мост ведущий к турбазе. Через 100 метров от моста находится брод. Далее на расстояниях 40, 40,7, 41,5 и 41,8 рядом с рекой построены базы отдыха.
В 42,2 км слева впадает небольшая речка(ручей) Сыгын-Мюс. Большой Ильгумень очень близко подходит к Чуйскому тракту на расстоянии 42,9 (671,2 км Чуйского тракта) – 43,8 – 44 км от истока.
На 44,4 км находится окраина села Купчегень, одноимённая река впадает справа на 46 километре. В селе через реку переброшены мосты на четыре моста (44,5, 45,8, 46,4, 47,7 км) и один мосток (45,2 км). 47,8 – окраина Купчегени.
Урочища реки Большой Ильгумень ниже с. Купчегень: Яан-Кобы, Чолтык-Кобы, Алтыгы-Кёжёлю, Кичинек-Курманак (лог Текемей), Яан-Курманак, Кара-Таш, Адару-Тёнг, Устюги-Кёжёлю[3].
На 48,7 км река разделяется на два рукава.
На расстоянии 51,5 км от истока Большой Ильгумень пересекает Чуйский тракт.
На 52,7 км – вторая развилка на два рукава. Пешеходный мост находится на расстоянии 53,8 км от истока.
Впадение в Катунь реки Большой Ильгумень находится на расстоянии 53,9 километра.
Первый левый приток реки Малый Ильгумень находится на расстоянии 7,5 км от истока, затем, на 17,5 км и 20,8 км справа в неё впадают реки Машелтой и Карасу.
Через 2,1 км от впадения Карасу реку пересекает брод просёлочной дороги, уходящей влево от Чуйского тракта на 657,6 километре, которая идёт вверх по реке слева.
На 28,9 километре от истока реки окраина села Хабаровка, где через реку проброшены четыре автомобильных (на 30,2, 30,9, 31,9, 33 км) и три пешеходных (моста 31,2, 31,6, 32,7 км) моста.
Окраина Хабаровки находится на 33,9 километре от истока.
Чуйский тракт пересекает реку Малый Ильгумень на 34,3 километре.
На 34,7 километре через реку проброшена дорога, уходящая влево на 651,7 км Чуйского тракта, идущая на Алтайское подворье.
Малый Ильгумень впадает в реку Урсул справа (17,7 км от впадения в реку Катунь), ориентировочно на 36,1 километре от истока. Чуть выше устья (метрах в 50) находится брод просёлочной дороги.
По некоторым источникам Малый Ильгумень вытекает из озера[6].
Скорее всего, указание истоков из озера связано или с сезонным явлением, или с неточностью указаний истоков.
Слияние Урсула и Малого Улегома с давних пор считалось местом большого скопления рыб. Сюда на рыбную ловлю ездили из Бийска, Барнаула и других городов и сел бывшей Алтайской волости[6, 7].
Археология
Вверх по левому берегу р. Малый Ильгумень, в логу в 12 км от с. Хабаровка были исследованы каменные изваяния Айтэны. Первое – на гладкой поверхности лицевой стороны камня сочетанием контурной и точечной техники нанесено изображение головы человека.
Второе – на светло-сером брусе выполнена голова человека. Грани бруса округлены обработкой только с лицевой стороны. Техника точечная. Благодаря естественной фактуре камня, учтенной мастером, обозначена борода. Они были вывезены в г. Новосибирск, где первое экспонируется в музее ИИФиФ СО АН СССР.
В устье р. Большой Ильгумень на краю вспаханного поля, рядом с курганным могильником, было также обнаружено каменное изваяние Кор-Кечу из серого гранитного монолита, с выделенной головой, намеченной талией. Детали лица, очевидно, веветрились или были сбиты[8].
В полевой сезон 2015 года на левом берегу р. Б. Ильгумень в трехстах метрах от Чуйского тракта у подножия восточного склона перевала Чеке-Таман были обнаружены остатки плавильных печей «классической» конструкции, т. е. на краю террасы были выкопаны ямы, в которые и загружалась слоями руда и топливо. В нижней части ямы делалось углубление, куда стекал расплавленный метал, над которым делался горизонтальный шлакоотводный канал[9].
На левом берегу р. Большой Ильгумень на одноименной седловине, расположенной примерно в 300-400 м над уровнем долины в 5 км к от села Купчегень находится могильник Сары-Бел, который включает в себя более 300 объектов[10].
В 1987 году близ устья р. Большой Ильгумень учеником Э. Бултушевым и учителем Купчегеньской школы В. М. Моносовым в местности Кюр-Кечю найдена роговая пластина с надписью из 15 рунических знаков. Надпись уникальна тем, что нанесена на роговое изделие, предназначенное, видимо, для витья из кожаных полос округлых в сечении ремней. Судя по вытертости этого изделия, этот предмет находился в употреблении длительное время. Прочтение И. Л. Кызласова: (Это - ) дар презренного человека (или: Кадама ~ Алдама). Всемогущий (боже), услышь (меня)! (буквально: оборотись (ко мне), отзовись).
В 1991 году она была передана для хранения в Национальный музей Республики Алтай им. А. В. Анохина[11].
Местные легенды
Согласно преданию, в середине XVIII в. в Чибилу-боме жил человек по имени Кульчукай из рода чарка, который выделялся высоким ростом и огромной силой. Путники, бежавшие с плена (из Монголии), не могли обойти его жилище, т.к. оно стояло около узкого горного прохода, перегороженного каменной стеной (шибее). Он приглашал всех путников домой, а ночью, когда они спали, убивал их. Весть об этом людоеде разнеслась по округе. Наконец, он был застрелен братом его жены.
Существует предание о том, как горы Кара-кая и Уйту-кая перед началом Второй мировой войны «стреляли друг в друга».
Ещё в одной местной легенде говорится, что во время великого потопа люди нашли на вершине горы Сокылу тайга пристанище и спасение. Жители села Купчегень якобы видели там останки плота, ступы и детской колыбели.
А на горе Дьалбак-ойык имеется широкое углубление, выемка, где во время войны погибло много людей, крик которых до сих пор слышат чабаны, бывая там. На этой горе нельзя убивать птиц и зверей. Здесь имеются целебные источники, среди которых крупным является Кюркюре.
Местные жители говорят о том, что источник раньше имел три русла: правое - исцеляла глаза, левое - печень, а среднее -сердце. В настоящее время источник имеет лишь одно русло. Хозяином источника, по их мнению, является девушка и поэтому в знак почтения и задабривания преподносят ей бусы, а на растущих рядом деревьях, привязывают священные ленточки.
До 1970-х годов был почитаем источник Большой Кёжёлу. Знающие люди считают, что в связи с осквернением источника его «хозяйка» ушла.
Хозяин источника Теректу, по мнению местных жителей, приходит в образе серой птицы, которая, может склевать ногу человека, если он наступит на «вершину» аржана. Если подобное случается с человеком, то это является плохим признаком, т.к. он в последующем начинает чувствовать себя плохо, а его болезнь может остаться неизлечимой[1].
Ещё одна местная легенда о том, что давным-давно в горах Алтая жили пастухи на одном берегу реки, а охотники на другом. Сын пастуха Кечу полюбил чернокосую Ильгумень - дочь охотника.
Целыми днями сидели влюбленные на противоположных берегах реки и смотрели друг на друга. Разговаривать они не могли, шум бегущих струй заглушал слова любви.
Однажды, когда влюбленные смотрели друг на друга, началась гроза. Молния ослепила молодых людей, они ослепли и перестали видеть друг друга. Убитые горем родители юноши и девушки решили нарушить закон предков и опустили ослепших детей в бурные потоки реки, чтобы хоть там они соединились навсегда. Река соединила влюбленных и вынесла их на остров, где добрые духи вернули им жизнь[12].
Флора и фауна
Известный исследователь Алтая, ботаник Верещагин Виктор Иванович отмечал: «У Купшекеня много типчака и фиолетового коровяка. Посевы орошаются здесь при помощи арыков. По Улегему множество конопли, по-видимому, одичавшей. В одном месте заросли конопли вытеснили всякую иную растительность.
В долине много синей вечерницы ночной фиалки (гораздо чаще встречается на Алтае форма этого растения с белыми цветами) [13].
В ходе полевых исследований левобережья р. Катунь в 2001–2003 годах на р. Малый Ильгумень и долине р. Большой Ильгумень был обнаружен молочай скальный, или молочай скаловый, занесенный в Красную книгу Республики Алтай[14].
Советская учёная-ботаник, геоботаник, специалист по флоре Сибири Александра Владимировна Куминова отмечала, что по склонам и террасам низовий Ильгумень распространены караганники с крупными бокаловидными кустами, достигающими более двух метров высоты[15].
Доктор ботанических наук, профессор Кучин Алексей Петрович отмечал: «В долине реки Малый Ильгумень 16 июля 1977 на 1 га луговой степи мы насчитали 96 жилых нор Длиннохвостого суслика. Здесь же на другом участке степи, ближе к лесу, где травянистая растительность более высокая и густая, в этот день на площади 2 га было 77 занятых сусликом нор» [16].
«Хорошие грибные места имеются в кедрово-лиственничных лесах в верховьях Малой Ильгумени, где много бывает масленков лиственничных, рыжиков еловых, моховиков, растут подберезовики, серушки, белянки, моховик желто-бурый» [17].
Крупный исследователь фауны и природы Горного Алтая, ученый-биолог и писатель Собанский Генрих Генрихович записал: «По верховьям рек Бол. и Мал. Ильгумень встречаются сурки. Колонии тут небольшие, широко разбросанные по территории…
По верховьям рек Бол. и Мал. Ильгумень встречается сурок. Колонии тут небольшие, широко разбросанные по территории» [18].
История
Наиболее раннее описание рек относится к 17 мая 1826 года. Это сделали немецкий учёный, педагог и путешественник на русской службе Карл Фридрих Ледебур и немецко-русский ботаник, действительный член Императорской Санкт-Петербургской академии наук, профессор Дерптского университета Александр Андреевич Бунге.
К.Ф. Ледебур: «Мы подъехали к устью Улегумена, который в отличие от другой одноименной реки, впадающей в Катунь, называется Малым…
Малый Улегумен служил нам путеводной нитью. Мы двигались по его левому берегу, пока не увидели за рекой несколько бедных юрт и возле них не расположились на ночевку.
Когда мы на следующее утро покинули берега Малого Улегумена, чтобы продолжать свое путешествие, перед нами возник горный хребет. Этот хребет, получивший название Чети-Каман, отделяет бассейн Малого Улегумена и далее к востоку бассейн Урсула от бассейна Большого Улегумена.
Множество красивых растений, росших в расщелинах скал, и особенно сплошь усеянный цветами маральник, радовали глаз и заставляли забывать трудности пути.
Спуск скрашивался пейзажем, которым я любовался. К западу на значительной высоте рождался Большой Улегумен, с шумом устремляясь в расположенную далеко внизу долину, ограниченную с северо-восточной стороны менее высокими горами с округлыми вершинами, покрытыми скудной растительностью, а с юга — более высокими, более скалистыми и лесистыми горами.
Мы ехали мимо многочисленных юрт к Улегумену и по течению его. В нижнем течении река затеняется красивыми тополями, и из хаотически наваленных друг на друга скалистых масс на его берегу поднимаются красивые кустарники — желтая акация, боярышник, жимолость, крыжовник, малинник, черемуха и различные виды ивы.
На сухих каменистых горах на левом берегу росло несколько красивых растений: вьюнок Аммана, истод сибирский, хориспора сибирская, лук тонколистый и др. Но напрасно я искал гольденштедтию однолистную, которая, как мне говорили, должна здесь встречаться»[19].
А. А. Бунге добавил к сказанному: «В этот день доехали до подножия Четикамана (7-го форпоста), который отделяет Малый Улегумен от Большого. Сухие горные склоны на этом пути имеют невеселый вид, так как низенькая трава высохла и пожелтела на солнце. Иное дело берега Большого Улегумена, куда мы спустились на следующий день: они все заросли лесом, а свободные участки нередко возделаны.
Калмыки выращивают здесь яровую рожь, пшеницу и особенно ячмень, попалось даже поле, как будто засеянное коноплей — во всяком случае, она густо росла на довольно большом пространстве.
Поля эти, конечно, невелики и редко больше 50 шагов в длину и ширину; их вскапывают лопатой, засеивают, затем пропалывают и подводят к ним воду. Удивительно, как много труда требуется для возделывания этих крохотных делянок: нужно отвести часть вод реки, затем и выкопать небольшие каналы, которые подадут на поля совсем немного влаги.
Около полудня мы остановились близ юрт у Большого Улегумена, чтобы сменить некоторых лошадей, взятых нами еще несколько дней тому назад. В одной юрте я увидел старого калмыка, который, с трудом говоря по-русски, рассказал мне о селитровой горе («Саляр-Таш»), которая, по-видимому, находится близ Катуни, описать же место точнее он не мог или не хотел, вероятно, потому, что калмыки, добывающие там селитру для изготовления пороха и покупающие у русских только серу, скрывают местонахождение селитры из опасения лишиться безраздельной монополии.
Здесь я встретил глухонемого, который очень ловко управлялся с лошадьми — заседлывал, навьючивал и т. д., и хорошо изъяснялся с помощью мимики. Я видел также старого кама, ослепшего от трахомы, весьма редкой среди калмыков, хотя при нечистоплотности этого народа и при дыме, наполняющем зимой юрты, эта болезнь должна бы, кажется, встречаться чаще»[20].
3 июня 1860 года археолог, востоковед, этнограф Радлов Василий Васильевич отмечал в своих исследованиях «Проехав около 6 верст, караван оставил долину Урусула и направился к Улугэну, притоку Урусула.
Мы свернули к узкой, у входа густо заросшей лесом долине Малого Ульгемена (как называют его русские). Алтайцы называют эту реку Кючю-Улёгён — Малый Улёгён. Оба Ульгемена берут начало тоже с Караколбажы. Берега Ульгемена сначала низкие, поросшие густыми зарослями кустарника, потом правый берег становится более крутым, а дорога очень покатой.
После нескольких верст по берегу реки, караван перешел через нее на другой берег и нашел здесь хорошую и удобную дорогу.
Берега его сначала плоски и покрыты густым кустарником, но потом становятся все круче, так что дорога, по ним пролегающая, делается покатою и труднопроходимою.
Долина распростирается величественною плоскостью, но которой река, обросшая по берегам деревьями, тянется как аллея.
Река здесь течет по зеленому луговому ковру, окаймленному полосками густого леса. Лес у реки состоит в основном из лиственницы, древесина которой славится в этой местности особой твердостью. Здешние места мало населены. Нам встретилась только одна заимка купца Хабарова. Вокруг заимки разбросаны отдельные поля.
В районе Ульгемена живет, должно быть, много семей из алтайского племени сойон, они говорят на диалекте, несколько отличном от языка других алтайцев. Названия многих рек здесь сойонские7, например Кидисбазар (киис[алт.] —войлочная кошма=кидис [сойон.]).
В нескольких верстах от заимки, пришлось переходить одно из самых труднейших мест. Между упомянутой уже рекой Улугэном и другой рекой того же имени, впадающей южнее в Катунь, тянется крутая, едва проходимая горная цепь, через которую ведет дорога…
Берега Улугэна сильно населены; в том месте, где были теперь путешественники, находилось восемь больших юрт, а на другом берегу, по уверениям Калмыков, 20.
Жители этой местности особенно богаты стадами овец; поэтому-то, вероятно, заклятый враг их, волк, попадается здесь очень часто.
Хозяева стад стараются защитить их от волков, держа множество собак; однако ж, они все-таки нападают на овец и причиняют большой убыток.
Алтайский волк—довольно мирное животное относительно человека, но зато он самый злейший враг скота, тем более, что встречает его в большом числе повсюду и без всякой охраны, именно телят, овец и жеребят, отшатившихся от табуна. Но если целая стая волков нападает на табун, то последний собирается в круг, становясь головами вместе; тогда он защищается задними ногами так сильно, что волкам редко удается нападение.
В долине Большого Ульгемена мы нашли множество юрт и переночевали там.
В 10 часов утра, отдохнув как должно, караван оставил свой ночлег и направился вдоль левого берега Улугэна. Дорога проходит вдоль довольно крутого склона волнообразной горной цепи, высылающей свои отроги до самого берега. Сами склоны, как и вообще вся местность, голы, и только по обе стороны дороги часто растут осыпанные цветами кусты.
Дорога шла по довольно крутой покати волнообразно поднимающейся цепи гор, ветви которой доходят до самого берега реки; она коса и покрыта камнями, а потому в некоторых местах опасна. Самые покати, как и вся страна вообще, голы и только обе стороны дороги опушены цветущими кустами,—между прочим, кустами крыжовника.
У подошвы покати, на ровной земле, находился четырехугольный, кверху округленный, в 9 футов высоты каменный памятник стрелообразной формы, но без следов какой-либо надписи. На вопрос Радлова, что означаешь этот камень, Калмыки отвечали, что он поставлен Китайцами и что ранее один такой же был срыт, но под ним ничего не найдено, кроме медной сабли. Более они не могли ничего объяснить.
В этом месте караван перешел через Улугэн и нашел дорогу по правому берегу реки сначала более приятною, нежели на левом; на нисколько верст она тянется по зеленой низменности, поросшей множеством цветущих растений и кустов.
Но вдруг дело переменилось: она привела к болотистому месту, где и пропала. Долго бились вожаки, чтобы отыскать дорогу, пока не пришли, на конец, к маленькой речке Кара-Су, которая, как канал, протекала вдоль окраины гор, почти параллельно с Улугэном.
Ложе этой речки так твердо, что путешественники воспользовались им, как дорогой, пошли по этой речке и попали на настоящую дорогу. Характер правого берега Улугэна такой же, как и левого: волнообразная голая горная цепь тянулась вдоль его и крутыми покатями оканчивалась у берега; дорога вилась то по гребню этой цепи, то внизу по покатям…»[21, 22].
В 1869 году русский историк и этнограф Костров Николай Алексеевич писал: «Река Малый Ульгемень отделяется от р. Большого Ульгеменя, за заимкой бийского купца Хабарова, высоким и крутым перевалом, на подъем и спуск, с которого мы употребили с лишком час времени. Этот перевал исключительно состоит из сиенита. Вид отсюда на обе долины очень живописный на ю[го]-з[апад] тянутся снежные Ульгеменские горы, на юге видны Катунские Альпы; вообще это место производит чрезвычайно приятное впечатление.
Долина р. Большого Ульгеменя довольно широкая. Мы ехали по ее левому берегу, и только подъезжая к р. Катуни переправились вброд на другую сторону. Растительность долины богатая, цветов множество; акации, береза, ель, лиственница, ива, тополь и др. растут в изобилии.
Горные породы очень разнообразны. У самого склона перевала — кремнистый сланец, тонколистоватого сложения; далее же видны сланцы: глинистый, хлоритовый; все они отчасти изменены сиенитом, который непосредственно поднял их и поставил сланцы во многих местах совершенно вертикально. Приближаясь к тому месту, где мы перебрели Большой Ульгемень, вместе с сиенитом встречаются породы довольно сложного состава: мелкие обломки кварца и кремнистого и глинистого сланцев, плотно связанные между собою глинистым же цементом; эти породы очень напоминают собою серую вакку»[23].
В 1881 году инженер Михаил Антонович Брещинский в своих исследованиях отмечал «дорога идет вниз по Урсулу, пересекая p. Малый Улегем, через которые перекинут мост…
По косогору путь достигает до левого берега р. Большого Улегема, вниз по которому беспрепятственно можно проехать к заимке Куликова, расположенной против устья р. Купшегень, притока р. Большого Улегема.
…Летом ездят по левому берегу Большого Улегема, переправляются недалеко от его устья на правый берег, где теперь перекинут мост...»[24].
В 1897 году экономист, статистик, общественный деятель Швецов Сергей Порфирьевич, проводя исследование коренного населения горной части Алтая, записал: «По р. Большой Ульгумень летует и зимуют 15 аилов. Поскотины – две, огораживающие сенокосы, и одна огораживает пашни. Сенокосы и пашни в личном пользовании.
3) По р. Малый Ульгумень аилы кочуют довольно далеко: ближайшее расстояние между летовками и зимовками – 6 верст, многие перекочёвывают и далее. Поскотина отделяется летовки от зимовок и пересекает долину М. Ульгуменя; городьба производится всеми годными работниками сообща. После отреза под заселок Хабарову до 3000 десятин земли, которыми ранее пользовались инородцы, земли стало так мало, что сенокосы и пашни все поделили поровну на годные души; впрочем, паи даются и старикам, вышедшим из оклада. Переделы сенокоса производятся ежегодно. Для полива пашен есть арыки, которыми пользуются поочерёдно[25].
В 1897 году профессор Томского университета Сапожников Василий Васильевич отмечал: «В двенадцати километров от Онгудая — поворот в боковую долину р. Малый Улёгол (Улегумень). Здесь одна дорога проходит близ реки, а другая на случай разлива проведена по высокому карнизу правой стороны. Километров в трёз от устья расположена деревня Хабарова...
За Хабаровой дорога некоторое время идет степной долиной Малого Улегома, а километров через 3 круто поворачивает в боковой лог влево к крутому хребту и перевалу Чике-Таман. Среди отстоящих лиственниц спускаются сочные заросли трав, которые в начале лета пестрят яркими цветами огоньков, первоцветов, пионов, ирисов и др. Повыше есть и кусты маральника.
На вершине перевала, отстоящей от Хабаровой километров в 7, выступают скалы гранита, из которого вообще сложен хребет вплоть до Урсула. Отсюда, с высоты 1350 м н.у.м. открывается обширный вид на долину Большого Улёгома, текущего в Катунь, и на окаймляющие его хребты.
Вниз по долине Б. Улегома дорога пролегает сухим левым берегом рядом с лесистой забокой реки и порой пересекает неглубокие боковые овраги. В 16 километров от перевала при устье правого притока Купшекень имеется поселок Куликова в 5 дворов, около которого видны хлебные поля и довольно большая пасека.
Близ поселка дорога переходит по мосту на правый берег Б. Улёгома и в 7 километров отсюда приводит в долину Катуни...[26]
В 1908 году известный исследователь Алтая, ботаник Верещагин Виктор Иванович писал: «Тракт, пересекая следующий приток Урусула Малый Ульгумень (русское название) или Улегемь (калмыцкое название), переходит в тесную долину этой последней речки.
Переехав по мосту через Малый Ульгумень, мы поднялись на довольно высокий бом. Разработка пути в этом месте потребовала немало труда и денег. Между тем этот бом, по словам местных жителей, легко было обойти по левому берегу Ульгуменя, для чего пришлось бы построить второй мост. Местные жители там даже проложили дорогу для обхода этого высокого бома.
В долине Ульгуменя в 18 верстах от Онгудая расположена деревушка Хабаровка...
За Хабаровкой скоро начинается подъем на высокий Ульгуменский или Чике-Таманский перевал в долину Большого Ульгуменя, впадающего в р. Катунь. С перелома открывается очень красивый вид на долину Большого Ульгуменя, окаймленного темной лентой елового лесa.
В долине Большого Улегема при впадении в него р. Купшекень расположена деревня Купшекень...[13]
Летом 1911 года Капитолина Васильевна Юрганова, слушательница Петербургских высших женских курсов, дочь купца В. И. Юрганова, проживающего в с. Улале и торгующего в Монголии записала: «В 8 часов утра въехали в село Хабаровку, расположенную по реке Малый Ильгумень (Улегем) (Местное название «Ильгумень», на карте «Улегем»). Накупив хлеба и овса, мы стали подниматься на гору Ильгумень. Дорога шла извилинами, по обеим сторонам росли кедр, лиственница и ели, между которыми встречался белый и розовый шиповник. С вершины горы открывался вид на неширокую, волнообразную долину большого Ильгуменя»[27].
В 1926 году на реке Малый Ильгумень были учтены: урочище Сок-Ярык, где в 20 хозяйствах проживали 63 мужчины и 59 женщин(алтайцы); урочище Малый Ильгумень, где в 39 хозяйствах проживали 102 мужчины и 83 женщины(алтайцы); деревня Хабаровка в 20 хозяйствах проживали 132 мужчины и 132 женщины
На реке Большой Ильгумень были учтены: деревня Купчегень, где в 48 хозяйствах проживали 44 мужчины и 63 женщин(русские); урочище Ильгумень, где в 35 хозяйствах проживали 71 мужчина и 78 женщин(алтайцы); кордон Чике-Таман, где в 3 хозяйствах проживали 3 мужчины и 5 женщин[28].
Алтайское население в зимний период жило по мелким поселениям (дьурт-кышту).
В конце весны скотоводы данного урочища перекочевывали в верховья рек к высокогорным пастбищам. Например, в урочище Малый Ильгумень насчитывалось не менее 7 зимних поселений[4].
Следует отметить, что в долине реки Малый Ильгумень около Хабаровки и в долине реки Большой Ильгумень около Купчегени, сохранились остатки древних оросительных систем большей мощности[29].
© Е. Гаврилов, 21 июля 2023 года. Ссылка на сайт обязательна.
Источники