Открытые аэропорта в Ойрот-Туре в 1935 году

Народный праздник

Воскресное утро 18 августа 1935 года. Из города, мимо золотых хлебных суслонов, катятся шумные авто. Алтайцы и жители Горного Алтая всех возрастов, квалификации, профессии, мчатся праздновать День авиации.

Все ближе—ближе конечный пункт массового выезда. На левом берегу Катуни притаилось село Платово, а на правом — раскинулись долина, ровная, чистая, как столешница, покрытая зелёной скатертью. Это—аэродром. И давно на нем поджидает гостей изящная серебристая птица—самолет Аир-6.

Первые самолёты

Справка: двух-трехместный самолет-лимузин, делался по заданию Осоавиахима, но по требованиям, составленным Яковлевым и согласованным с сотрудником Центрального совета Осоавиахима Л.Я. Раскиным. Самолет местной авиации предназначался для связи, тренировки пилотов, спорта и для туризма – Е.Г.

Разгорался народный праздник. Коллективы города рассыпались по равнине. Колхозники, приехавшие на подводах, расположились живописным табором. Ларьки потребсоюза, горкоопита соблазнительно выставили товары. Жарко —большой спрос на квас и морс...

Гул голосов. 3венят балалайки, заливаются гармоники. Молодежь парами кружится в танце.

A проворные авто подбегают один за другим. Новые сотни хорошо одетых, празднично настроенных гостей рассыпается по площади.

***

Гремит оркестр. Но пары не танцуют —тысячи глаз устремлены на аэродром. Завывает пропеллер—самолет дрожит. Вот он мчится, слегка подпрыгивает, легко отделяется от земли и— выше—выше —взмывает в воздух, тонет в небесной лазури. А на площади—гул изумления, восхищения.

Самолет, пилотируемый начальником воздушного отряда товарищем Дрыгиным, умчался к Ойрот-Тура. Над городом, совхозом, селом Соузга сбрасываются листовки.

Самолет возвращается, кружит над площадью. В воздухе чайками вьются листовки. Их подбирают нарасхват, читают одиночно, в группах. Седой колхозник, усевшись на телеге, медленно, точно вырубая каждое слово, читает землякам: «В этом году мы встречаем День авиации на своем Ойротском аэродроме...» Его внимательно, сосредоточенно слушают.

12 часов. Праздник вступает в свои права. Вокруг пунцовой трибуны—около 5.000 участников празднества.

Митинг, посвященный Дню авиации, открывает зав. отделом культуры и пропаганды ленинизма обкома ВКП(б) тов. Бенцман.

С приветственной речью выступает секретарь обкома партии тов. Пьянков. Его слова: «...большевики умеют завоевывать и воздух...» — вызывают восторженные аплодисменты трудящихся Горного Алтая.

Зам. председателя облисполкома т. Романов поздравляет трудящихся с открытием воздушной почтово-пассажирской линии — Ойрот-Тура — Новосибирск; говорит о достижениях авиации в СССР.

С приветствием от Ойротского комсомола выступает секретарь ОК ВЛКСМ — т. Эмекчинов. Он призывает к сбору средств на постройку самолета «Красная Ойротия», на постройку аэроклуба.

— В Западной Сибири построено 10 аэроклубов, — говорит председатель Облосоавиахима тов. Пятков. —Они имеют собственные самолеты, воспитывают летчиков—героических защитников Советской страны. Наша задача -построить в Ойротии аэроклуб, где трудящиеся ойроты будут готовиться к гражданской воздушной службе, к воздушной защите нашей великой родины.

Начальник воздушного отряда т. Дрыгин говорят о победах Красной авиации, о применении самолетов в сельском хозяйстве.

На трибуне —колхозник из сельхозартели «Красные Орлы» (Бирюлинский сельсовет) т. Софронов.

— Наш колхоз взял на себя обязательство досрочно выполнить планы всех сельскохозяйственных кампании. Косовицу хлебов мы закончили к 10-му августа. Досрочно выполним план хлебосдачи государству. Коллективы провожают аплодисментами ударника полей.

***

Над лугом стрекозами мелькают авиамодели. Кружок планеристов показывает свое искусство.

Вдали, на аэродроме—шеренга ударников из городских коллективов и колхозов. Они сейчас будут кататься на аэроплане.

Самолет, управляемый т. Дрыгиным, взмывает в синеву с первой парой ударников.

Тов. Сюлекову Варвару окружили колхозники, студенты совпартшколы.

— Ну, как? Страшно?

— Ну что вы!—сияют восторгом глаза алтайки.—Всю жизнь я бы так летала! Хорошо! Смотришь вниз—вся площадь, как ковер. А Катунь смешная, смешная, кажется тоненькой серебряной ниткой...

Колхоз «Горный пахарь» (Эликмонарский аймак) послал меня летать за то, что я связываю в день по 600 снопов. После этого я буду связывать еще больше. Я так благодарна!

Реет самолет. Он взмывает выше горных орлов. Человек на самолете спокойно смотрит на горные вершины, которые так гордо, так недоступно выглядели снизу раньше.

Мотор гудит. Он любимую песню поет в просторе голубом. Вот аэроплан летит к аэродрому, где площадь заполнена людьми.

Самолет идет на посадку. Приземлился, катится по зеленой, ровной лужайке.

Из кабинки выходит женщина — она осиливая рев мотора кричит: — «Ох, как хорошо! Лучше, чем на автомашине!»

Колокольникову окружили кольцом 17 ударников: колхозники, рабочие, студенты, пионеры. Всем интересно знать - хорошо ли в воздухе? Им тоже предстоит полет.

— Я очень довольна, —сказала Колокольникова,—теперь, я не боюсь летать на самолете. С большим бы удовольствием полетала я над своим селом Карагуж. Мне хочется сверху посмотреть на родные поля своего колхоза «2 пятилетка».

Да, Колокольникова Крестинья была счастлива. Раньше ей, бывшей единоличнице, и не снилось не только на автомашине проехать, а и видеть ее. Теперь она полетала и на самолете.

Возбужденные, улыбаясь, идут т. т. Мазунин и Вороной. Первый— плотник горстроя, ежедневно выполняет норму на 160 процентов. Второй—слесарь кооптранса, ударник, неоднократно премирован за хорошее выполнение заданий.

— Ну, ребята, — счастливо улыбается т. Вороной,—до 40 лет дожил, а летать доводилось только во сне. Проснешься, и станет жаль хороший сон. А сейчас даже не верится—летал я наяву. Ну, спасибо нашей партии, нашему коллективу!

— Мне хотелось петь, —говорит т. Мазунин, — никакими словами не перескажешь, что я испытывал при полете. Летчик славный, внимательный и смелый. Очень я доволен и праздником и своим полетом. Все запишу и оставлю своим детям. Пусть знают, как их отец летал по воздуху, пусть знают, что лучше советских летчиков, о которых так заботится наш родной товарищ Сталин, лучше советских самолетов нет в мире.

Хорошо сделал т. Мазунин! Его дети потом, когда выросли и смотрели на множество могучих самолетов, реющих над городами и заводами СССР, могли вспомнить этот день — начала фундамента воздухоплавания на земле трудящихся алтайцев...

Основная статья Аэропорт Горно-Алтайск

Е.Гаврилов, 15 января 2016 года. Ссылка на сайт обязательна!