Балалаечник c Чуйского тракта

Богата земля алтайская на самородки. Есть самородки золотые, а есть — людские. Почему-то больше хочется говорить о вторых, потому что они более насыщенные, близкие, человечные, более значимые.

Федя на черном бархате

Телелецкий, Тилилинский… До сих пор ещё помнят его на Чуйском тракте. А чем, казалось бы, он знаменит? Играл на балалайке. Вы что, скажете, спятили? Какая балалайка? Да сегодняшнее поколение скоро и забудет об этом инструменте, и играть на нём сейчас никто практически не стремится.

Может быть поэтому и хочется рассказать о нём. О человеке, который жил без паспорта, без каких-либо документов и ходил круглый год по тракту в телогрейке с балалайкой, распевая частушки, с ходу им сочинённые. Говорят, ему только нужно было дать тему, как он тут же сочинял на неё частушку.

Кто его научил игре на этом инструменте? Откуда вообще он его взял? Об этом история умалчивает.

Когда мне рассказали о бродячем балалаечнике 60-х—70-х годов на Чуйском, которого все на тракте знали, почему-то вдруг захотелось побольше о нём информации. Просто потому, что, несмотря на столько прошедших лет, до сих пор ещё жива в людской памяти личность.

Нет уже несколько десятилетий СССР, на нас свалился огромный вал всевозможной информации, однодневные мотыльки экрана усиленно вдалбливаются в головы жителей России. Уходят одни мотыльки, появляются другие. И всё звёзды!

А он никем не рекламировался и не рекламируется. Его вырезали из титров фильма В.М. Шукшина «Печки-лавочки», его смерть была никем не отпета и где его могила — никто не знает. Он жил на Чуйском тракте, он на нём и умер, брошенный всеми, играя в одиночестве на своей, исписанной актёрами фильма, балалайке…

У него не осталось автобиографии. Он остался только в воспоминаниях.

Говорил о себе, что он — Федя Ершов из селения Чепош, Эликмонарского района. Фамилию Тилилецкий ему придумали жители Шульгин лога, в период съёмок фильма Шукшина. Ершов прижился тогда в селе в школе вместе со съёмочной группой.

Он отзывался на новую фамилию, улыбался и кивал часто-часто. В титрах фильма Ершов не значится, есть в эпизодах балалаечник Федор Телелецкий. Так что остался он в фильме даже не под своей фамилией.

Ершов Фёдор

Как он попал в фильм? Абсолютно случайно. У него не было никаких толкачей, его никто не рекомендовал, никто не прописывал в сценарий. Он был просто самородком, которого подобрал другой самородок – В.М. Шукшин, когда, делая объезд по выбранным для съёмок местам,  переплывал на пароме через Катунь.

Пути двух Фёдоров пересеклись в этой точке. Один «Фёдор-большой» – Василий Макарович Шукшин, который, как и в фильме «Два Фёдора», встречает другого — странствующего по Чуйскому тракту, бездомного Фёдора Николаевича Ершова.

Фёдор Ершов играл возле будки паромщика, развлекая публику. Около неё, кстати, он и снят в фильме «Печки-лавочки».

Ершов-Телелецкий

Поскольку Фёдор был свободной личностью, жил везде и не имел цели своего передвижения, он увязался за съёмочной группой и за целый день до самого позднего вечера переиграл на балалайке массу песен, частушек и мелодий, вспоминая попутно и фантазируя о своей судьбе.

В.М. Шукшин не мог упустить из поля своего зрения такого колоритного персонажа. Единственной его мыслью было — как подать Ершова?

А поскольку он сам был неординарной личностью, то придумал для Фёдора гениальное решение — сольный концерт «Федор на черном бархате». Этот концерт должен был сопровождать титры фильма, которые, как всем известно, мало кто читает. Частушки, которые пел Ершов-Телелецкий, исполнялись им то справа, то слева от титров. Было снято три коробки плёнки — 30 минут экранного времени. Фёдором были исполнены частушки собственного сочинения, мелодия  «Мать-мать», а затем и народные песни с «картинками».

Когда Ершов-Телелецкий исполнял «Мать-мать» и пел о ней, все, кто стоял у камеры при съёмках, плакали. Кинооператор-постановщик Анатолий Дмитриевич Заболоцкий ладонью заслонял от слёз окуляр камеры.

Всё это осталось только в памяти. Титры и «сморщенного самодеятельного старика» из фильма выбросили полностью. Этих коробок и песен не стало — они исчезли бесследно. Лишь сохранился один из урезанных вариантов, который использовал А.Д. Заболоцкий много позже в своём документальном фильме «Слово матери».

Деньги, за съёмки в фильме Ершов получать отказался. Вместо денег ему купили яловые сапоги, телогрейку, теплые штаны, две пары брюк и несколько рубах. Всё это он одел на себя, а когда спросили его о том — не жарко ли ему, он ответил: «А что делать? Складов у меня ведь нету. А до холодов уберечь охота!»

Когда съёмочная группа закончила работу и уезжала с Алтая, при прощании глаза Федора как бы говорили его новым товарищам: «Возьмите!».

Через год, в 1973 году его не стало. Мать Шукшина, Мария Сергеевна, рассказала о том, как, добираясь на попутном грузовике по Чуйскому тракту, не доезжая Ишинского моста, машина с Фёдором Николаевичем Ершовым-Телелецким дважды перевернулась, встав обратно на колеса. Шофер, поглядев, что машина цела, пока никто не видел, уехал, бросив Телелецкого с разбитой головой, исходящим кровью. Мимо проезжали шофера, но, увидев окровавленного Фёдора, нажимали на газ. Один из них остановился, и, пообещав прислать кого-либо из Маймы, уехал, оставив истекающим кровью Фёдора на тракте.

Когда приехала «скорая», он уже ушёл в мир иной… Мария Сергеевна говорила, что весь в крови он играл на балалайке. Но это, скорее всего, приукрашивание последних часов Телелецкого-Ершова.

Как бы то ни было, история, рассказанная матерью Шукшина А.Д. Заболоцкому в камеру — наиболее достоверные сведения о гибели самородка-балалаечника. Ни в какой цистерне он не задохнулся, не был никем избит… Просто была трагедия странствующего музыканта и людская трусость с примесью мещанства.

Ершов-Телелецкий и В.М. Шукшин

Нет сегодня ни В.М. Шукшина, ни государства, в котором такой талантище мог быть поднят на вершину славы, нет давно одинокого балалаечника Фёдора Ершова-Телелинского... Но есть великолепный фильм «Печки-лавочки», в котором мы вновь можем увидеть чудеса прошлого, двух самородков Алтая — балалаечника Фёдора и режиссера, актёра и писателя Василия Макаровича…

Е.Гаврилов, 14 апреля 2016 года. Ссылка на сайт обязательна!

Источник: Шукшин в жизни и на экране: записки кинооператора / Анатолий Дмитриевич Заболоцкий; Послесл.: А.Заболоцкий. — М.:, 1999. — 48 с. — (Роман-газета)