Ильин А.М. О музыке в Горном Алтае
- Информация о материале
Музыка алтайцев
Тяжелой была жизнь алтайского народа до Великой Октябрьской социалистической революции. Беспощадно эксплуатируя и обирая его, царское самодержавие, местные бая и зайсаны в то же время душили алтайскую национальную культуру. Только общение алтайцев с трудовыми массами великого русского народа способствовало ее сохранению и обогащению.
На протяжении длительного времени музыкальное творчество алтайского народа совершенно не изучалось, записями его никто не занимался. Начало этому делу было положило в 1910 году. Однако и в последующее время собирание песенного фольклора здесь происходило любительски, без научного анализа и выводов.
Много внимания уделил изучению культуры алтайцев известный сибирский этнограф и композитор Анохин Андрей Викторович. Его работы содержат в себе характеристику алтайской музыкальной культуры до Великой Октябрьской социалистической революции и в первое десятилетие советской власти.
В своих трудах А. В. Анохин отмечает, что алтайцы имеют богатый музыкальный героический эпос. Видное место в их народном творчестве занимают песни исторические, бытовые, лирические, обрядовые и другие. Инструментальная музыка с давних пор представлена несколькими инструментами: топшуром, икили, темир-комосом, который является постоянным спутником тюркских народов.
В прошлом музыка алтайцев была преимущественно одноголосой. Элементы двухголосия встречались только в инструментальных наигрышах. Песни были исключительно сольные, лишь некоторые исполнялись коллективно, но в один голос. Диапазон старых алтайских мелодий ограничен в объёме и ритмике. Многие племена совершенно не имели танцевальной музыки. Танцы встречались только у телеутов и шорцев.
Радостную, полнокровную жизнь нашли алтайцы в братской семье народов Советского Союза. Ленинско-сталинская национальная политика сказала благотворное влияние на развитие алтайской культуры.
Прочно встало на новый путь песенное и музыкальное творчество народа. Современные алтайские песни, наигрыши и импровизации представляют собой произведения вполне развитые мелодически и ритмически. Обогатилась и хоровая культура алтайцев. В наши дни они слагают наряду с сольными многоголосные песни, образно исполняя их коллективно, хором. Их песенное творчество проникнуто радостью, ощущением полнокровной, счастливой жизни.
Обогащение музыки алтайцев определяется тем, что она развивается под влиянием культуры великого русского народа, является национальной по форме, социалистической по содержанию. Благодаря этому она вышла на широкую дорогу, догнала в своем развитии музыку родственных алтайцам народов Казахстана и Киргизов.
После Великой Октябрьской социалистической революции записями народных песен в Горно-Алтайской автономной области занимались известные композиторы и музыковеды Мурадели, Раков, Рыжкин. Значительную работу по собиранию песенного творчества провёл также алтайский этнограф Сыркашев. Самостоятельно изучив ноты и овладев игрой на скрипке, Сыркашев записал сотни мелодий.
Интересные песни, мелодии, наигрыши сообщил композиторам и музыковедам писатель Павел Васильевич Кучияк.
Современная музыка алтайцев, значительно обогатившая ритмику и выразительность мелодии, широко используется советскими композиторами при создании крупных симфонических произведений. Это свидетельствует о ее идейно-художественной ценности, о возрастающем интересе к ней со стороны музыкальной общественности страны.
В прошлом году в московском Доме Союза советских композиторов был исполнен цикл современных алтайских песен. Композиторы и музыковеды столицы отметили значительный рост музыкальной культуры алтайского народа и вынесли решение об издании сборника алтайских песен в целях широкой популяризации их среди народов Советского Союза.
Что необходимо сделать для того, чтобы успешнее вести изучение алтайского народного музыкального творчества, содействовать его дальнейшему развитию?
Первым шагом следует обратить серьезное внимание на проведение смотров художественной самодеятельности. Обычно они проходят в Горном Алтае при незначительном количестве участников, на низком художественном уровне. Причина кроется и том, что аймачные организации мало проявляют заботы о массовости коллективов художественной самодеятельности, о выявлении талантливых исполнителей.
Алтайский краевой Дом народного творчества и культпросветотдел Горно-Алтайского облисполкома совершенно не практикуют организацию экспедиций по изысканию и записи музыкального и песенного фольклора алтайцев. А такие экспедиции могут принести огромную пользу.
Для успешного проведения указанных выше мероприятий Горно-Алтайской области нужны музыкальные кадры. Давно назрела необходимость открытия музыкальной школы в Горно-Алтайске. Такая школа поможет обеспечить необходимыми кадрами колхозную художественную самодеятельность, ускорит появление местных композиторов. Весьма важную роль сыграет музыкальная школа и в дальнейшем развитии культуры алтайского народа.
Источник. Ильин А.М. Музыка алтайцев // Алтайская правда, 20 апреля 1952 г.
Новые песни Горного Алтая
Минувшее сорокалетие разительно изменило условия жизни алтайского народа. В области возникли промышленные центры, разрослись старые аймаки. Многого достигли алтайцы и в музыкальном искусстве.
Вокальное искусство вышло из рамок одноголосия. Обогащенная песенными традициями русской и мировой классики, современная песня алтайцев приобрела новые качества. Используя национальные особенности напевов, композиторы создают современные песни, усложняя и обогащая их музыкальный язык. Произведения эти отличаются народным характером мелодий. манерой исполнения, национальным колоритом. Местные хоры поют немало народных песен, созданных самодеятельными композиторами. В этих песнях находит отражение жизнь Горного Алтая, борьба за коммунистический труд, за новый быт в городе в на селе.
Колоссальную работу в Горном Алтае проделал композитор, ученый-этнограф А. В. Анохин. Его труд по изысканию музыкального фольклора представляет большой интерес. Но А. В. Анохин не ограничился научной деятельностью. Здесь, в Горно-Алтайске, были созданы большие многочисленные хоры, написано много разных песен, которые и сегодня звучат в народе.
Большая работа по сбору мелодического фольклора Горного Алтая проделана композитором А. П. Новиковым. Созданные им в 30-х годах песни и ныне поются алтайцами. А. П. Новиков создал крупные симфонические произведения на различные местные темы. Его творчество до какой-то степени обогатило ритмику и гармонический язык современной алтайской песни, что оказало благотворное влияние на песенный фольклор.
В наши дни в Горном Алтае активно работает творческая молодежь. Алтаец Шульгин Борис Михайлович проявил себя одаренным композитором. Он учится в Казанской консерватории по классу композиции у профессора Лемана. Его песни полюбились молодежи, а одна из песен о чабанах удостоена премии на Всесоюзном конкурсе. Б. М. Шульгин недавно закончил симфоническую поэму «Алтай».
Творчество молодых отличается национальным колоритом и юной свежестью, оно овеяно радостью и глубокой светлой лирикой. Недавно общественность Горно-Алтайска отметила 10-летие музыкальной школы. Творческий отчет детей порадовал слушателей. Школа ведет вдумчивую воспитательную работу с детьми. Недалеко то время, когда над Горным Алтаем зазвучат новые песни, восхваляющие величие нашей эпохи — эпохи строителей коммунизма.
Источник. Ильин А.М. Новые песни Горного Алтая // Алтайская правда, 23 июня 1962 г.
Перевёл в текстовой формат Е. Гаврилов. 24 января 2017 г.