От Урала до Лены с первой попытки
- Информация о материале
Это был второй этап кругосветного путешествия вокруг Ледовитого океана. С 16 апреля по 7 мая 2017 года, за 21 день, Александр Проваторов (Барнаул) и Андрей Светашов (Санкт-Петербург) преодолели на снегоходах маршрут протяжённостью 3500 км — от Урала до устья реки Лены, через реки Таз, Енисей, Хáтангу.
«Я не верил, что мы дойдём…»
Первый этап, 2200 километров, был в прошлом году — от Архангельска до Урала. Следующий, ещё 3,5 тысячи километров — от Лены (Тикси) до Берингова пролива. Четвёртый этап планируется по Аляске и Канаде, а пятый — по Гренландии и по островам дойти до Европы.
Проваторов Александр Алексеевич рассказывает:
— Руководителем экспедиции был Андрей Геннадьевич Светашов, хороший человек, опытный снегоходчик, путешественник, мастер спорта по лыжному туризму. Ну и я… Вот и пошли…
Нас должно было пойти четыре, но двое сорвались.
Снегоходы были обычные. У Андрея Светашова — горный BRP, а у меня — Yamaha Viking Professional.
В этот раз мы прошли 3.500 километров. Пишут, что всё расстояние побережья России — 11.000 километров, но по факту оно чуть меньше. Скорее всего, будет в общей сложности порядка девяти тысяч. Потому что все хотят быть героями и подбирают большее расстояние.
Андрей был почему-то уверен, что мы не дойдём до бухты Тикси (южная часть моря Лаптевых, к юго-востоку от устья реки Лены – Е.Г.) и карту того района, последние 500 км, не закачал.
Кроме карт, которые были закачены в навигаторе и у нас были ещё генштабовские, классические карты. Распечатанные и ламинированные.
Вначале, когда я спросил его: почему нет карты, он вначале мутно как-то сказал: «Наверное, забыл, запарился…» Но потом, когда мы дошли до намеченной точки, признался: «Знаешь, я в это не верил, что мы дойдём».
До этого, в прошлый год, мы маршрут в 2200 километров до Урала сделали только с четвёртой попытки. Ну, не получалось у ребят. То сани ломались, то техника. Андрей же всегда был руководителем и он как был вёл маршрут. Может, из-за этого и родилось то неверие…
В конце группа развалилась, и мы остались вдвоём. И прошли с первой попытки сложный маршрут.
В этом году на мыс Челюскин пытались попасть ещё три большие группы. В одной было шесть, другой – восемь, а в третьей — аж 14 человек! И у всех отказывала то техника, то люди. Никто не смог пройти маршрут. Все дошли до Диксона, так как было мало снега и очень жёсткий лёд.
В Арктике малое количество снега означает, что ты идёшь по застругам на реках или просто по тундре по очень жёстким выбоинам, которые просто как бетон. Снегоходы физически разваливаются. Не выдерживают либо люди, либо сани, либо снегоходы.
Три группы сломалось, а мы прошли. Кони здоровые…
Конечно, чтобы пройти такой путь мы долго тренировались. Я бубновец, приверженец этой теории. Закачивали и мышцы, и спину. Мы же старенькие. Мне 56, Андрею – 54 лет. Андрей тоже в спортзале по 3-4 раза в неделю тренировался.
Подготовка физическая на таком маршруте просто необходима, иначе ты просто развалишься.
В среднем у нас получилось 17, 16,5 ходовых дней. И были четыре днёвки. Одна из них была вынужденная, на мысе Стерлигова. Попали в буран. Вообще на расстоянии трёх метров ничего не было видно, и просто пришлось пережидать сутки. Всего получилось 21 день.
Если принять, что пройдено за этот период 3.500 километров, то у нас в день выходило ровно по 200 километров. В среднем на снегоходе находились по 12 часов, но были дни, что шли и по 16.
Был довольно ограниченный паёк. Ведь берёшь еды не очень много. Её хватает, но при таких физических нагрузках на ней сильно не зажиреешь. Я сбросил пять килограммов, Андрей – семь.
Хорошо нас на снегоходах там потрясло…
В прошлом году мы встречали двух медведей, в этом — ни разу.
Для медведя мы купили специально сайгу — гладкоствольное, многозарядное ружьё. Но, к счастью, встречи с ним не было. Пару куропаточек пальнули один раз на суп.
Встречали, конечно, много оленей, знаменитых канадских овцебыков на Таймыре, которые занесены в мировую Красную книгу.
На всём пути были два сложных участка.
Первый — горы Бырранга (в Красноярском крае на полуострове Таймыр — Е.Г.). Мы прошли самым центром. Через перевал 720 метров, рядом с горой Ледяная, высшей точки — 1130 метров над ур. моря.
Хребет Бырранга невысокий, но горы достаточно крутые и очень отдалённые. Это самые северные материковые горы планеты. Там снегоходчиков ещё никогда не было. Мы – первые.
А второй сложный участок — преодоление застругов, торосов на реке Хáтанга, Хатангского залива (моря Лаптевых). Там всего 20 километров. Мы лопатили там пять часов и было очень тяжело. Переворачивались, долбили лёд, тягали сани, тянули снегоход один другим. На морозе физически делать это очень тяжело. Но всё-таки пробились…
Трудно сказать, что поддерживает в данных условиях. Нами, наверное, двигала упрямость… Желание закончить маршрут…
© Интервью Е. Гаврилова. 19 мая 2017 года. Ссылка на сайт обязательна!