Мы с тобой встретимся, Чокпартас!

Идея этого проекта возникла в начале апреля 2019 года, когда кандидат в мастера спорта СССР по спортивному туризму Сергей Зяблицкий в ходе поездки по обучению кадров для национального парка «Сайлюгемский» встретился и имел длительное общение с одним из профессионалов в сфере туризма Горного Алтая.

Альберт Каменов рассказал ему о том, как однажды в снежную зиму пробовал на снегоходе один подняться на ледник массива Табын-Богдо-Ола и это было реальным, но, учитывая, что был один, он не стал рисковать.

Вот тогда и родилась идея у С. Зяблицкого и А. Каменова провести зимнее спортивное путешествие на снегоходах на плато Укок с разведкой склонов Табын-Богдо-Ола и попыткой восхождения на массив. Кроме того, необходимо было выяснить: как чувствует себя техника в этих условиях.

Для выполнения намеченной цели были сформированы две группы, в каждой по шесть человек, 12 путешественников. Первая команда — поддержки, заявилась на третью категорию, а вторая, ударная, – на пятую категорию сложности.

У первой группы предполагался более простой маршрут, а вторая группа наметила попасть в долину реки Ак-булак и попробовать подняться на снегоходах на плато Чокпартас, так как до них на атомототехнике на него никто не поднимался.

Чокпартас
Чокпартас. Фото А. Головина

До сегодняшнего дня была одна попытка барнаульцев совершить джипинг и подняться на 4WD. Но это им не удалось…

Группы, по взаимной договорённости с Управлением погранслужбы Республики Алтай, сопровождали четыре пограничника на двух снегоходах. С погранслужбой у организаторов путешествия были тесные контакты по военно-патриотической работе, да и пограничникам тоже было интересно испытать свою технику и приобрести дополнительный опыт работы в горах, в зимних условиях.

Для экспедиции использовались снегоходы Yamaha Viking 540, Skandic 600 SUV, Skandic SWT 900, 49 Ranger 600 E-TEC, Polaris Widetrak LX, но был один горник Polaris 800 Pro RMK 155, который использовался для разведки. Запасы бензина рассчитывались на 450 км, поэтому все снегоходы были оборудованы санями, с соответствующим расстоянию количеством топлива.

Точкой отсчёта маршрута стало село Джазатор(Беляши).

В первый день участникам необходимо было поднять на плато Укок большой груз. Оставив в Джазаторе автотехнику и прицепы, 25 февраля 2020 года на снегоходах группы прошли 18 км по дороге в сторону Кош-Агача до устья реки Ильдугем, а затем по реке, по старой лесной дороге, которая зимой только и просматривается, поднялись на плато Укок.

Дорога позволила им затянуть сани с бензином и прочим снаряжением вверх по течению. Нитка маршрута были проработана основательно: участники точно знали — где и какие ночёвки рекомендуется делать.

Базовый лагерь, согласно предварительной договорённости по аренде, был разбит на зимовьях в урочище Аргамджи, недалеко от старой заставы.

Затем была сделана попытка восхождения на склоны массива Табын-Богдо-Ола и Аргамджи.

Район Аргамджи этой зимой был благоприятным для выпаса скота – трава, камень и чуть-чуть снег. Целые долины и склоны без снега. Здесь спортсмены увидели очень много скота — табуны коней, стада коров мясных пород.

Большой проблемой местных пастухов в этом году стали волки. Отмечено на плато порядка 20 особей, которые режут скотину. Это просто беда для местного населения.

У одного из участников маршрута, Альберта Каменова, было зарегистрированное оружие – на всякий случай, да и скот и у него на Укоке пасётся.

Малое количество снега для участников маршрута стало большой неприятностью, так как сильно возросла нагрузка на снегоходы.

Первоначально планировалось подняться на безымянную вершину 3510, а на второй день – на склоны Аргамджи. Но когда разведчики подошли к подножью вершины 3510, они увидели, что склоны её были абсолютно без снега – чёрная гора, скалы. Стало понятно, что восхождения на снегоходах на неё не получится…

Была сделана пара попыток подняться, пробиться к ледникам. Но снегоходы упирались в курум, снег местами был только с подветренной стороны, и это были локальные участки. Благодаря им участникам маршрута удалось подняться на обзорную вершину с высотой 3115 метров.

Сергей Зяблицкий: «Очень симпатичная вершинка! С неё хороший обзор Табын-Богдо-Ола. Посмотрели, сделали хорошие снимки. Поняли: при хорошей снежной зиме подъём возможен. Если раньше сомневались в крутизне ледников и прочих трудностях, то, когда оценили всё по месту, решили — всё возможно, но при благоприятной снежной обстановке.

Провели мероприятия, связанные с приближающимся праздником Победы. Наша группа развернула заранее подготовленный баннер с портретами дедов и отцов участников похода. Сфотографировались. Затем развернули флаг Победы. Сфотографировались. Торжественная была минута!»

Закончив торжественную часть, спортсмены спустились в базовый лагерь.

В этот день произошла поломка первого снегохода. На снегоходе С. Зяблицкого вышла из строя рулевая тяга. Её сняли, доехали до погранзаставы и при помощи пограничников отремонтировали. В это же время был скорректирован маршрут на Чокпартас.

Пограничники рассказали участникам маршрута, что буквально пору дней назад ими был совершён рейд (пограничники путешествуют на снегоходах «Тайга» по два человека) в сторону Алахинского озера и там на снегоходах они буквально утонули в снегу — попали в «пухляк» (очень пухлый снег, глубиной до 1,5 метра, который очень трудно тропить) и движение было крайне сложным.

«Можно было попытаться пробиться – наша техника позволяла, но проблема заключалась в том, что в верховьях реки Акбулак есть громадный цирк, который имеет восточную ориентацию. На нём нависло множество громадных карнизов, которые при большом снеге создают высокую вероятность схода лавин. Было решено отказаться от намеченного плана».

После того, как тягу установили на снегоход, участники решили совершить попытку пробиться на северо-запад, в сторону Алахинского озера и 29 февраля вышли на намеченный маршрут.

Но группе вновь не повезло: была жуткая метель с порывами ветра 20-25 метров в секунду, а видимость приближалась к нулю. Шли больше не по внешним ориентирам и по вершинам, а по навигатору.

В одном месте участникам предстояло спуститься по кулуару, подошву которого не было возможности просмотреть. Оценив то, что, ветер был сильный, было принято решение в это день не рисковать и вернуться в базовый лагерь. Тем более, что в запасе было ещё много времени и можно было идти снова по маршруту на следующий день. И расстояние до озера приличное – километров 80.

Возможно сработало «шестое чувство»: буквально через километров семь-восемь от точки возврата у одного снегохода вышел из строя двигатель. Его дотащили до базового лагеря. Снегоход принадлежал Альберту Каменову из Джазатора, который хорошо знал местность. Технику необходимо было эвакуировать.

Учитывая создавшееся положение, решено было пойти по запасному варианту – спуститься в село Джазатор по долине реки Судобай.

В планах второй группы был проход через Ильдугем на 18 километр. Но когда выяснилось, что первая группа идёт по запасному варианту, участники перераспределили силы. Кто-то из второй группы пошёл с первой, кто-то из первой группы – на эвакуацию техники.

Переход был жёсткий. Группа преодолела два больших, обзорных перевала высотой около 3000 метров. На одном из перевалов произошла ещё одна поломка. Из строя вышел горный снегоход. Лыжа на скорости ушла под камень и её сильно завернуло. Дальше на этой технике идти было невозможно.

Оставив снегоход на перевале, группа продолжила путь по долине реки Судобай, по «пухляку», тропить который было очень трудно. Были оставлены также двое саней с горючим, поскольку было понятно, что и без них группа нормально спустится до Джазатора.

В потёмках, с трудом найдя на лесную дорогу, участники маршрута вышли на Джазатор и в 10 часов вечера 2 марта были в селе.

Следующий день они посвятили проведению спасработ по эвакуации техники и саней, оставленных на маршруте.

Сергей Зяблицкий: «Для нас зимний Укок – это вообще редкость. Все привыкли путешествовать на Укок летом, только лыжники туда зимой попадали. Зимой Укок очень красив! Интересны замёрзшие озёра, реки, вершины массива Табын-Богдо-Ола. Красиво смотрятся перевалы.

Часто встречались нам совсем непуганые зайцы. Одного из них видел в метрах в пятнадцати. Он сидел и удивлённо смотрел на приближающийся снегоход. Затем не спеша ускакал.

Из курьёзов можно назвать операцию по удалению больного зуба стоматологом группы местному табунщику. Участники со смехом отметили, что он «от профессии никуда не ушёл».

Маршрут получился стопроцентной «тройкой». На «пятёрку», понятно, не дотянули. Но, как считают организаторы, после просчёта всех препятствий должна получиться «четвёрка».

Организаторы отметили руководителя второй группы Клюшникова Валерия, который прекрасно вёл хорошо подготовленную группу. В его команде понравились Полозов Сергей и Пономарёв Роман, которому всего 21 год. «Роман прекрасно владел снегоходом, пробивал хорошо путь буквально до изнеможения, проявил хорошую физическую и техническую подготовку, работу выполнял на «Yamaha Viking 540».

В «пятерочной» группе выделялся Яков Зяблицкий, виртуозно владевший своей «Yamaha».

За шесть дней спортсменами было пройдено свыше 350 километров. Но воплотить в жизнь то, что не удалось на этот раз, никто не отказался. Они готовы вновь пойти к намеченной цели и подняться на отметку 3510 метров.

А ещё они заявили: «Мы с тобой, Чокпартас, не прощаемся. Мы ещё встретимся!»

© Е. Гаврилов, 24 марта 2020 года. Ссылка на сайт обязательна!