Поляков А.А. Игра в прятки

Пришел на память поход четвертой категории сложности по Средней Азии и Кавказу. Шел 1989 год. Страна еще была общая, но напряженность грядущих изменений уже чувствовалась.

В начале мая мы, загрузив мотоциклы и себя в  поезд  Барнаул-Ташкент, отправились в путешествие. Год тогда начался не очень благоприятным по погоде. С Алтая выезжали по снегу, холодно было – аж жуть. Радовало только одно – в Средней Азии нас ждала жара.

Дорога до Ташкента и разгрузка мототехники  прошли на редкость удачно. Так же удачно прошли и несколько первых дней похода. Мы ехали и радовались солнышку и теплу после сибирского  холода, хотя местные жители утверждали, что у них на редкость холодная весна, только-только созрела первая капуста и клубника, да и урожай первых бахчевых  надо ожидать  только в июне или, не дай бог, в начале июля.

Первые неприятности начались в Чарджоу после парома. На заправке Сергей Ушаков неудачно застегнул карман и через  100 км выяснилось, что бумажник со всеми документами и деньгами отсутствует. Часть группы ушла вперед  с договоренностью ждать на въезде в г.Мары. Мы же с Сергеем вернемся  назад в Чарджоу и попытаем  счастье в поиске его документов. Это не дало  никакого положительного эффекта, а только усугубило наше недалекое  будущее.

Поляков А.А. Игра в прятки

Дорога от Чарджоу до Маров  идет по верблюжьему заповеднику. Это полностью пустыня с соответствующим пейзажем. Населенные пункты только в стороне от трассы. На самой дороге ни домика, ни заправки, ни маломальской  кафешки нет. Здесь нужно еще  к слову  сказать, что большая часть  участников  группы, которые ушли вперед, решили   все-таки не идти на Мары, т.к. уже надвигались сумерки и заехали на разъезд. Железная дорога шла строго параллельно  шоссе и  разъезды были через каждые  10-15 км. Здесь нашли уютную гостиницу  и в ней заночевали. Тем временем мы вдвоем с Серегой, после неудачных поисков его бумажника, ехали в сторону  г. Мары, выполняя договоренность об установленном месте встречи с остальными.

Я хочу напомнить, что шел  1989 год – ни сотовых телефонов, ни раций, имеющих маленький и доступный размер для автономного похода, тогда еще не было  и связи  с раздельными частями группы тоже. Поэтому мы вдвоем в полной темноте  честно ехали в сторону г. Мары. Ночь в пустыне это что-то. Из ориентиров, которые могут выдавать твое и чье-то присутствие, только свет от твоей фары и далекие  холодные звезды в вышине. Все вокруг сплошной мрак. Иногда создавалось такое впечатление, что за тоннелем света ,идущего от фар двух мотоциклов просто черная стена. Конечно, если бы  светила луна, картина была бы  другой, но в эту  ночь луны не было. Так в этом жутком темном  тоннеле мы преодолели   около 200 км и подъехали  к посту ГАИ  на въезде в пригород  Мары. На посту никого – ни наших товарищей, ни хозяев самого поста, так что спросить  о том  проезжали ли наши друзья   здесь было  не у кого. Решили – утро вечера мудренее  да и светлее. Тем более что свою часть договоренности  о точке встречи выполнили. Разбив рядом  со зданием поста ГАИ палатку, улеглись ночевать Червь предчувствия чего-то нехорошего уже начал шевелиться  в наших  сметенных душах. Утром ,пока я ходил на почту и отправлял контрольную телеграмму  ,подъехали блюстители порядка Сергей с ними  подружился и познакомился. Когда я вернулся, то наблюдал такую картину. Небритый, черный от солнца и пыли  мототурист  и такой же черный, но  по вине национальных генов сержант милиции сидели возле открытого багажника служебной машины ,попивали чай из термоса, любезно предоставленного гаишником и беседовали за жизнь.

От работников ГАИ мы узнали, что группу никто не видел  и есть вероятность, что они могли проскочить дальше, т.к. основной пост ГАИ находится недалеко от въезда в Ашхабад. Поэтому решаем  ехать дальше, дабы времени было уже  достаточно много, а наша уверенность ,что мы находимся сзади, еще не пришла. Напоминаю, мы с Серегой не знали, что передовая часть группы осталась позади.

Поляков А.А. Игра в прятки

Итак ,мы продолжаем наш путь дальше. На  душе уже не червь, а кошки  поскребывают.  К концу дня подъезжаем к пригороду Ашхабада. На въезде стоит большой пост ГАИ с огромной огороженной территорией. Там и стоянка, и беседка для отдыха. На посту  и вокруг никого. Оставляю Серегу на дороге, а сам  еду дальше до выезда из Ашхабада. Тут удача более чем благосклонна к нам. На выезде на трассу на трассу  в сторону на посту ГАИ круглосуточный патруль. От них узнаю, что ни какая группа  мототуристов  ни вчера, ни сегодня    не проезжала, что это  единственный выезд  на Красноводск и мимо них они бы не проскочили. Сказанное убеждает меня, что  «передовая « группа   …сзади, т.е. они каким-то образом отстали. С этими мыслями возвращаюсь  к посту ГАИ, где оставил Серегу. Здесь уже  наблюдаются какие-то изменения.

Подъехали 2 патрульные  машины, началась  рутинная работа советских гаишников. В мое  отсутствие Серега , используя свою природную обаятельность, познакомился с местными блюстителями порядка  да так, что они не только разрешили нам переночевать  на территории стоянки, но и  отдали нам ключи от самого поста. Там было довольно таки уютно: кушетки, столы и даже электрическая плитка, на которой мы  приготовили наш скудный ужин. Был вечер 9 мая и магазины  уже не работали, а хлеб я из-за  беготни по почтам и постам забыл купить. Постовые любезно  угостили  нас местным хлебом из тандыра  и конфетами к чаю. Поставили кое-как палатку (в здании поста спать не хотелось)  и улеглись   отдыхать. Тревога за ребят уже была не шуточная. Гаишники уехали   на другой пост на въезд в город. Свои мотоциклы мы поставили так ,чтобы их было видно с дороги.

Только задремали, слышу сквозь сон Серегин крик : «наши едут». Вскакиваем как угорелые. Первым подъезжает   патрульный автомобиль, за ними  наши  потерянные друзья, замыкает колонну еще одна машина  ГАИ. Видимо чтобы  не сбежали. Радость от встречи омрачило сообщение о том, что у Коли  Казакова при подъезде к  Марам на выстрел лопнуло заднее  колесо. На груженой тачке,  да еще  и с пассажиром  - это чревато падением, что и случилось. В итоге у Коли повреждено колено и жуткая боль. Как бы там  ни было мы вместе и и это дало небольшое облегчение.

Поляков А.А. Игра в прятки

Утро следующего дня  ничего хорошего не принесло. Колино колено заметно распухло. Решаем искать  больницу. С подсказки тех же гаишников  находим местный центр травматологии  и везем туда нашего Николая. Итог не  утешителен  - сломан мениск, лимфатический мешочек лопнул  и жидкость  разлилась в полость подколенной чашечки.  Врачи забирают  Колю прямо на операционный стол. Ждем… Операция прошла успешно, но врачи Колю отпускать не хотят и оставляют его еще на 5 дней. Нам такая задержка не улыбается. Оставляем его на попечение врачей и продолжаем  путь дальше. Договариваемся с Николаем, что он после выхода из больницы пошлет телеграмму  в Тбилиси   на главпочтамт до востребования  на мое имя с результатом – вернется ли он домой или будет догонять нас.

На  подъезде к Красноводску при спуске  с перевала другой  Николай, теперь уже  Волков, который был на злополучном мотоцикле пассажиром, а  теперь уже за рулем, прозевал знак «боковой ветер» ( а там  действительно в разрезе склона горы дул очень  сильный  узкий поток бокового ветра),опять приложился, правда, без последствий, но только для себя. Бедный мотоцикл, который и так сильно пострадал во время первого падения, пришел  в состояние, близкое  к  клинической смерти ,т.е. требовал для продолжения дальнейшего движения срочного ремонта. Пришлось прямо рядом с дорогой устраивать день отдыха и  ремонтировать мотоцикл.

Пока восстанавливали переднюю вилку и маятник  «Явы»,Серега съездил в местную милицию и заявил об утере документов. Дело в том, что при посадке на паром  Красноводск – Баку  нужны  документы на технику и удостоверение  личности – иначе не пустят. Каково же было  наше удивление, что ближе к вечеру Серега вернулся со справкой об утере документов, которая нам пригодилась не только для  парома, но и являлась охранной грамотой для него и мотоцикла на всем оставшемся пути .

Потеряв  на ремонте время, мы не смогли попасть на вечерний  паром и вынуждены были ночевать в портовой гостинице, что немного сбивало наши планы. Дело в том что паром  Красноводск-Баку  идет  10 часов  и вечерний рейс приходит в Баку утром, а  утренний поздно вечером. В Баку уже чувствовалось напряжение грядущих перемен с Великой страной, поэтому по пути от пристани до морвокзала несколько раз натыкались на патрули и блокпосты, уже начался комендантский час. Пришлось ночевать на  морвокзале .По сравнению  с гостиничным номером  в  Красноводске, лавочка в здании вокзала была не люкс, но все же лучше ,чем под открытым небом, тем более в темное время выехать из города  нам не представлялось возможным. Как бы  там ни было, а до Тбилиси мы добрались без происшествий. Видимо судьба  нам дала немного отдохнуть перед следующей партией приключений.

Поляков А.А. Игра в прятки

При подъезде к городу встретили местного мотоциклиста, который любезно согласился довести нас до главпочтампа и так ретиво исполнил свое обещание, что группа  раскололась на три части. Движение было такое плотное, что мы растерялись в потоке машин. Я и Петруха Паутов  поехали с  местным «гидом» на левый берег Куры до почты отправить  телеграмму и отметить маршрутную книжку, а остальные,  проскочив мост, ушли по правому берегу  реки мимо железнодорожного вокзала на выезд из города. Хорошо что мы заранее договорились о месте встречи. Либо у знака  «конец города», либо у поста  ГАИ   на выезде.

Так как телеграммы  от Николая  на мое имя на главпочтампе  не оказалось,  мы с Петром   поехали  дальше в сторону Крестового перевала. Отъехав от Тбилиси  7 или 8 км и не встретив ни таблички  «конец Тбилиси», ни поста ГАИ, нас посетило чувство   «де жавю».Ребят нигде не было, это  было уже не смешно.  Пока чесали с Петрухой    «тыковку», остановилась машина ,ехавшая навстречу, и водитель сообщил что ребята нас ждут    впереди в 1,5 – 2 км.  Ура, летим!

При подъезде замечаем  только Колю Волкова и Сергея Ушакова, а Андрея Поддымникова  с Татьяной нет. Еще не лучше. Так как  ребята нигде не останавливались, решаем , что семейная пара еще в Тбилиси, видимо пошли по магазинам. Решаем ждать их  прямо на дороге. Ждали до темноты, потом поставили палатки, оставив мотоциклы на  обочине ,так чтобы их было видно. Наш расчет был точен – ветровики в свете фар давали матовое свечение и мотоциклы, хоть и немного в стороне  от дороги были очень хорошо заметны. В 12 часов ночи услышали звук мотора  «Явы» - это Андрей и Татьяна. Радости нашей, а особенно их- не было предела.

Поляков А.А. Игра в прятки

Оказывается ,пока они были в магазине у них увели  «Яву». Так как  у нее был очень плохой  аккумулятор и заводилась она только по прихоти  хозяина, уехать угонщики  далеко не смогли, только под горку метров  100 – 200.Зная такую особенность своего моцика,  Андрей  пошел  вниз от магазина и нашел свой мирно стоящий на подножке мотоцикл. Аккумулятор  умер полностью, помогли местные    грузины – «прикурили « от легковушки, но зарядка уже не держалась ни грамма, видимо  последние операции  незадачливых угонщиков окончательно  добили батарейку. Хвала  6 - вольтовой  «ЯВЕ» - она может  работать и без заряда, на генераторе, только обороты должны быть  очень большими. Вот так, глохнув время от времени и совершенно без света, только подсвечивая себе фонариком,  чтобы не наткнулись попутные машины, ребята  и доехали до нас, по принципу « Пан или пропал».

Оставшийся путь до дома прошел без особых приключений. Уже вернувшись в Бийск, узнали , что Коля ,оставленный нами в Ашхабаде, через 3 дня был выписан из больницы и в гипсе пустился за нами в погоню. Телеграмму о том, что он  будет ждать нас в назначенный день возле железнодорожного вокзала  Тбилиси он отправил, только вот  почему я ее не получил – загадка. Волею случая или провидения  те ребята, которые  прошли по правому берегу Куры  проехали мимо ж/д вокзала  именно в тот день, когда Коля  был там, но они друг - друга не видели..

А Коля, прождав 2 дня на вокзале, правдами и неправдами смог добраться до  Адлера, т.к. это был самый лучший  вариант вернуться домой  и на последние деньги купил билет  на поезд  Адлер – Новосибирск. Как в гипсе без денег  3 дня добирался  до дома голодный, подкармливаемый сердобольными женщинами и отставными дембелями  - это другая история. Самая большая для него удача сложилась в том, что он проехал на сутки раньше того трагического дня, когда при взрыве  газопровода  вдоль железнодорожного пути сгорели два поезда  Новосибирск – Адлер и  Адлер – Новосибирск, погибло очень много людей.

Поляков А.А. Игра в прятки

Поход закончился. Все участники этого путешествия, хорошо отдохнувшие и загорелые приступили к работе..Коля после почти месяца пребывания в больнице  залечил колено и в будущих походах оно его больше не беспокоило.

Это  был не последний поход  по просторам пока еще СССР. В этот же год я побывал еще и на Памире с Виктором  Пантыкиным.  Но вот эти два последние далекие  походы сейчас, по прошествии четверти века, дают  такое сильное сожаление по тем годам, когда мы все были вместе, когда страна была едина, когда все еще друг другу  улыбались  и думаешь какого же вам всем не хватало, зачем разрушили такую страну, а ее народы сделали врагами. Все – таки хорошо, что мое детство и молодость прошли в те годы, сейчас остается только немного сожалеть об этом. Хотя  это сожаление больше об ушедшей молодости, что молодые делают то, что нам уже многое не под силу. И  все же  мы ни о чем не жалеем. Мы прошли такие маршруты, которыми ходят другие и  которые  до сих пор еще не могут повторить. Главное , что молодежь, которую мы воспитали и продолжаем воспитывать продолжает наше дело, продолжает открывать  новые просторы для   авто и мото. Главное, что растет число участников  экстремальных видов авто и мото туризма, что ребята хотят испытать себя в тяжелых походах, пройти там , где еще  никто не проходил до них. И пока  существует это желание, будет существовать и наш любимый вид мотобродяжничества.

Поляков Александр Анатольевич — Мастер спорта , двухкратный Чемпион СССР, Заслуженный путешественник , Чемпион России.

Конкурс  туристских историй Номинация «Байки у костра»