Поход века № 1

35 лет «Походу века № 1». Сборной Алтая, Чемпионат СССР 1985 г.

Я не люблю асфальт, в пустую трущий шины,
заслонку дросселя уснувшую на полном,
визг тормозов, препятствия - машины,
снующие помехи в мире сонном.

Порадует простор, что рвет мотор,
как в гору тянет и поет надрывно,
давая бездорожью жизнь, отпор,
от скуки отрывая непрерывно...

Когда друзья в отчаянном рывке,
к финалу тянут на надрывной ноте,
команду вспоминаешь и в тоске,
рвешь чувства на последнем повороте.

Владимир Лапчевский

Поход века. Фото Д.Кузнецова
Поход века. Фото Д.Кузнецова

«Поход Века» или «И снова Барлык»

…Прошло два года. С отчетом о путешествии 1983 года, познакомились читатели чехословацкого журнала «Мотор-ревю» из Югославии, Англии, Франции, ГДР, СССР… (он издавался на 6 шести языках мира). И вот мы снова собираемся в путь.

Большую заботу о судьбе будущего похода проявили члены Президиума краевой федерации туризма, мастера спорта по горному, водному и пешеходному туризму: Александр Торощин (погиб при восхождении на Эверест в 1996 году), Михаил Колчевников (утонул во время сплава по р. Катунь в 2005 году), Сергей Васильев (умер от ракового заболевания, его именем назван один из перевалов в горах Алтая). Вечная им память.

Поход века. Фото Д.Кузнецова
Поход века. Фото Д.Кузнецова

…Летом 1984 года на Алтае прошли Всесоюзные соревнования по моторалли «Алтай-84». Именно из участников ралли в группу набирались только добровольцы , ввиду особой сложности маршрута . Ведь это была вторая отчаянная попытка пробиться из Алтая в Саяны. За плечами каждого кандидата солидный багаж походов высшей категории сложности в различных районах СССР. Это: прежде всего, костяк из легендарного клуба автомототуристов «Горизонт»: супруги Кузнецовы Дмитрий и Наташа, Алексей Соболев, автор этих строк и «варяги»: Владимир Лапчевский из Тайшета, москвич Иван Ксенофонтов и Евгений Сибиркин из Калужской области.

Поход века. Фото Д.Кузнецова
Поход века. Фото Д.Кузнецова

Много выдумки и фантазии пришлось проявить членам команды , чтобы из обыкновенных дорожных мотоциклов «Ява» и «Иж» сделать настоящих горных трудяг, способных брать на борт по сотне кг. груза и до 40 литров бензина, перепрыгивать через камни и бревна, преодолевать головокружительные подъемы, катиться по звериным тропам, не тонуть в болотах, не захлебываться в горных реках… И надо отдать должное нашим водителям, время на устранение поломок мы почти не тратили.

Поход века. Фото Д.Кузнецова
Поход века. Фото Д.Кузнецова

На первом этапе путешествия добрую помощь оказал нам директор Барнаульского клуба туристов Сергей Николаевич Банин, снабдив группу специальным снаряжением, согласовав вопрос переброски группы через Телецкое озеро на теплоходе «Бриз». Маршрут 85 года претерпел значительные изменения по сравнению с предыдущим походом. Он был значительно усложнен участками первопрохождения. Мы все таки едем не на прогулку , а на Чемпионат СССР по мототуризму! И соперники на нем всегда очень достойные.

Поход века. Фото Д.Кузнецова
Поход века. Фото Д.Кузнецова

…Два дня потребовалось нам, чтобы пройти тропу от мыса Кырсай до подножья перевала Кату-Ярык. Тяжело груженые мотоциклы в гору не пошли. Пришлось поднимать груз на себе. И вот первый мотоцикл, надрывно ревя, медленно пополз вверх, выбрасывая из-под колес мощную струю камней и грязи. Через 4 часа 30 минут подъем был взят! Это сейчас через перевал проложена дорога, а в 85 году была только конная тропа.

А в 74 году челябинские мототуристы вынуждены были даже разбирать мотоциклы и поднимать их частями: двигатель, рама, груз... Это у них заняло 4 дня! Накануне нам встретились ребята из Рубцовского мотоклуба «Вымпел», которые спускались с Кату-Ярыка. На это у них ушло два дня!

Поход века. Фото Д.Кузнецова
Болота, болота... Фото Д.Кузнецова

Для чего я привожу эти цифры и факты? Лишь только для того, чтобы подчеркнуть тяжесть пути по Чулышманской долине, подъема на перевал и как наша группа достойно справилась со всеми этими трудностями.

К вечеру четвертого дня дошли до Усть-Улагана, преодолев 142 труднейших километра. Далее наш путь лежал по местам, еще не изведанный мотоциклистами - от села Саратан , через три перевала по многокилометровым болотам к Язуле.

Поход века. Фото Д.Кузнецова
Р. Каракем. Страховка не подведет!. Фото Д.Кузнецова

В начале пути они еще чередовались с участками суши, как бы заманивая вглубь. Двадцать километров болот реки Каратеш. Как же они тяжело нам дались! Незаурядное мастерство здесь проявил наш ветеран, сорокалетний Евгений Сибиркин. Его мощный «Иж» не знал усталости и поспевал везде.

Фото Д.Кузнецова
Пантыкин Виктор. Главное - поймать кураж. Фото Д.Кузнецова

Именно здесь Женя получил от нас почетное звание «Калужский болотовед». К обеду нас догнал караван из вьючных лошадей, который шел в Язулу. Уговорили вожатого взять на «борт» часть нашего груза и Наталью. Облегченные мотоциклы поползли быстрее. В глубоких сумерках мы нагнали испуганную Наталью. Она сидела на ворохе наших рюкзаков в тревожном ожидании - доедем мы до этого места сегодня или утонем в болотах или придется коротать ночь одной?

Поход века. Фото Д.Кузнецова
Иван Ксенофонтов. Фото Д.Кузнецова

Вырвавшись из болот, наткнулись на кошару. Гостеприимный чабан был так удивлен нашим появлением, что решил подарить козленка на мясо! А куда мы его денем? Повезем с собой? Поблагодарили хозяев и только сфотографировались с этим козленком на память.

И вот долгожданный спуск к Язуле. Перед нами открылся завораживающий вид на долину Чулышмана и игрушечные домики села. Долго сидим и любуемся этой картиной. Спуск вниз оказалась очень опасным. Тропа, как змея извиваясь на склоне, круто падала вниз.

Поход века. Фото Д.Кузнецова
Поход века. Фото Д.Кузнецова

В Язуле нас встретили как героев. Еще никто и никогда не смог проникнуть сюда, вглубь тайги, на мотоциклах! Почти все село высыпало встречать нас. В селе не было ни одного мотоцикла, ни одного автомобиля. Только один трактор ДТ 75, который чудом добрался сюда зимой по замерзшему Чулышману. Короткий разговор и мы уходим на кордон Алтайского государственного заповедника.

Фото Д.Кузнецова
Кордон заповедника. Фото Д.Кузнецова

Здесь к нам отнеслись, как к дорогим гостям: истопили баньку, выделили комнату на бывшей пограничной заставе. До 1945 года здесь стояла рота пограничников. Ведь Тува еще не входила в состав Советского Союза. Трагична судьба этой роты. В одну из ночей тувинские националисты полностью вырезали пограничников…

Поход века. Фото Д.Кузнецова
В каньоне Барлыка. Фото Д.Кузнецова

Но дальше инспектора нас не пускали . Начиналась территория заповедника. Наши письменные запросы по вопросу выдачи пропуска в эти заповедные места остались без ответа. Нам ничего не оставалось делать - только ждать. Прошли три утомительных дня. То ли наша настойчивость, то ли руководители заповедника решили пожалеть нас. И вот шлагбаум на Солдатском мосту через бушующий Чулышман был поднят. Вперед!

Наш путь лежит по долине реки Каракем. 35 километров нужно пройти нам, чтобы через перевал Неожиданный (2203 м) выйти в бассейн реки Башкаус. В первый день пути нам удалось пройти 10 километров. Начало очень обнадеживало. Но дальше стало особенно тяжко. Многочасовой труд по прокладке проезжей тропы.

Поход века. Фото Д.Кузнецова
Поход века. Фото Д.Кузнецова

Движемся от 3 до 6 километров в день! Буквально прорубаемся через заросли карликовой березы, срубаем кочки болот. И тут еще беда - при прохождении одного из многочисленных бродов через Каракем , был унесен быстрым течением ящик с хлебом. Мы оказались на голодном пайке. Корректируем меню , в сторону уменьшения , и даже переходим на подножный корм- полевой лук, лесные ягоды.

Фото Д.Кузнецова
Встреча с рубцовчанами. Фото Д.Кузнецова

На пятый день пути по мы наконец-то увидели долгожданное седло перевала . Позади остался не только Каракем, но и «Ява» Ивана Ксенофонтова. Не выдержал нагрузки багажник - лопнул. К тому времени «сдох» аккумулятор на мотоцикле Володи Лапчевского. Леше Соболеву приходилось снимать АКБ со своей Явы, возвращаться ставить на мот Лапчевского, перегонять его, ставить на свой…

И так много- много раз подряд. Надо было какой- то мотоцикл оставлять в тайге. Состоялось не легкое обсуждение. Выбор пал на Яву Ивана. Долго он стоял над «могилой» Явы. Видно было, что ему очень тяжело перенести потерю. Но мы должны выбирать - на кону наше здоровье и даже жизнь.

Поход века. Фото Д.Кузнецова
Поход века. Фото Д.Кузнецова

Место захоронения тщательно отметили на карте в надежде вернуться за ним на следующий год . Он ведь на ходу! Тут же оставили абсолютно новые запасные части, которые мы уже не в состоянии были везти. Аккумулятор перекочевал в мотоцикл Лапчевского, тем самым избавив от мучений Леху. Забегая вперед, скажу - спасательная экспедиция 1986 года завершилась неудачно.

Фото Д.Кузнецова
Володя Лапчевский- Лучший буксир. Фото Д.Кузнецова

Запасной водитель, по пути продвижения к месту захоронения «Явы», сломал ногу. И надо было уже спасать не мотоцикл, а человека. Спустя три года нам удалось подойти к мотоциклу, но от него остались только «ножки да рожки»- мотора нет, одни колеса и рама. Местные охотники случайно нашли его. Так что, кому нужна рама от легендарного мотоцикла «Ява» можете взять бесплатно … А пока Иван превратился в шерпа и запасного водителя.

Фото Д.Кузнецова
Устали. Фото Д.Кузнецова

Начало подъема на перевал Неожиданный - сплошное болото. Ноги утопают в нем по щиколотку. А каково нашему двухколесному другу, который в развьюченном состоянии весит 180 килограммов? Опять на себе поднимаем вещи и снаряжение на перевал. С него открывается захватывающий вид на долину реки Калбаная. Судя по состоянию тропы, сюда и пешеходники то редко заглядывают. Спустя два дня из Калбаная , через заснеженный перевал, сваливаемся в долину реки Богояш.

Поход века. Фото Д.Кузнецова
Штурм Кату-Ярыка. Фото Д.Кузнецова

К тому времени еще две Явы были оставлены в тундре - закончился бензин. Из пяти мотоциклов осталось только два! Закончились продукты. Отправляем пешком нашего фотографа Диму Кузнецова и его Наталью в стокилометровый путь , через перевал Кызыл-Озек (3100 м), в Кош-Агач. А оттуда – самолетом домой. Мы уже физически не сможем взять их на борт оставшихся в живых мотоциклов. Мы сильно рисковали, отравив их в далекий путь с одной банкой тушонки и палаткой. Но все обошлось. За перевалом им встретились чабаны, которые на конях подбросили их к Кош-Агачу.

Слив остатки бензина в «живую» Яву с Иваном отправляемся в путь поисках еды и бензина. А где искать-то? Кругом абсолютно безжизненная тундра.

Поход века. Фото Д.Кузнецова
Поход века. Фото Д.Кузнецова

А наши спутники приготовились к долгому ожиданию спасения. Из последней банки тушонки сварили котелок бульона, легли в палатку и приготовились таким образом экономить калории и силы. Ведь неизвестно когда же придет помощь? На третий день ожидания им уже, начался из шума реки, чудится звук мотора. Что это - голодные глюки? Но нет, действительно мы привезли бензин и продукты.

Фото Д.Кузнецова
Алексей Соболев. Фото на память (козлёнок остался жить). Фото Д.Кузнецова

Нам удалось найти чабанскую стоянку. И, о чудо! К ней приехала автолавка. Были такие передвижные магазины в СССР, которые привозили пастухам необходимые товары. Нам удалось уговорить водителя слить нам бензин. За литр спирта он полностью опустошил бак своего ГАЗона! Вот такова цена «жидкой валюты»! Окрыленные удачей мы возвращались к своим товарищам.

Поход века. Фото Д.Кузнецова
Поход века. Фото Д.Кузнецова

Поели. Вернулись за брошенными «Явами». Заправили, завели, поехали! В поредевшем и ослабленном состоянии группы мы все же решили продолжать свой заявленный маршрут.

В сельпо села Кызыл-Хая купили консервов. Не отъезжая далеко, устроили пиршество. Мы явно поторопились. Пища неудержимо рвалась наружу… через рот. Переели. Голод сделал свое дело.

За Мугур-Аксы мы прошли 50 километров «дорогой отступления 1983 года»: брод через Каргы, перевал Коге-Дава… Пройдя по Барлыку 15 километров, остановились на том же самом месте, откуда в 83-ом повернули назад. Барлык все так же грозен, вода такая же сверххолодная. Иван Ксенофонтов, которому поручили разведку дальнейшего пути, вернулся не скоро. Он предложил неожиданный вариант, который исключил сразу две (!) навесные переправы через Барлык.

Поход века. Фото Д.Кузнецова
Поход века. Фото Д.Кузнецова

День был в самом разгаре, когда мы подошли к очередному броду. Стараюсь идти по течению, держу полный газ при минимальной скорости, чтобы не заливало двигатель. Неожиданно мотоцикл стал быстро погружаться в воду. Мелководье оказалось обманчивым. Уже чувствуется сильное боковое давление воды. Мотор задыхается - ему не хватает воздуха. Резко бросаю сцепление и моя «Ява» рывком выскакивает на берег. Моему примеру следуют другие. Всего в этот день мы смогли пройти всего 4 километра!

Очередная переправа через Барлык. Делимся на группы. Одна идет намечать дальнейший путь, второй было поручено «вырубить» тропу в крутой осыпи, которая начинается сразу за бродом. Третья группа занялась наведением навесной переправы. Две 40-метровые веревки пересекли реку на большой высоте. Их концы закрепили на лиственницах, растущих на противоположных берегах.

Навесили блок, сделали так, чтобы мотоцикл, как бы «скатывался» с горки. Несколько часов продолжалась сложнейшая переправа. И вот река позади - мы выходим на оперативный простор: перевал Арзайты- с. Саглы- с. Хандагайты- г. Ак-Довурак. Сбылась наша пятилетняя мечта проложить новый мотоциклетный маршрут высшей категории сложности и связать Чуйский и Усинский тракты!!!

Поход века. Фото Д.Кузнецова
Одна из ключевых переправ через Барлык. Фото Д.Кузнецова

Но впереди было еще 1500 километров до родного дома. Из этой дороги запомнились: г. Кызыл - со стелой «Центр Азии» и украденная ночью запасная резина на стоянке гостиницы, посещение в с. Шушенское музея-заповедника «Сибирская ссылка В.И. Ленина», Саяно-Шушенский энергокомплекс, прохождение Абаканского хребта.

Что же манит нас в такие сверхсложные путешествия? Наверное -первыми пройти на мотоциклах там где «Макар телят не пас», испытать себя и свою технику в экстремальных условиях, проверить мужскую дружбу.

Это путешествие было признанно лучшим в сезоне 1985 года! И ему было присвоено грозное имя - «Поход века № 1»

Пантыкин Виктор Михайлович- руководитель группы, мастер спорта СССР, Заслуженный путешественник России.