Нижнекаянча (Устюба и Нижняя Каянча)

Нижнекаянча (Устьюба и Нижняя Каянча) — село Айского сельсовета, Алтайского района, Алтайского края, расположенное на левобережье Катуни в устье реки Каянча, при слиянии её с рекой Устьюбой. К селу также приписаны остатки села Устьюба, располагавшегося в устье одноимённой реки при слиянии её с Катунью.

Устюба
Место деревни Устюба, ныне Нижнекаянча. Фото В. Владимирова

Туристское значение

Район привлекателен наличием различных обустроенных мест для отдыха туристов (баз, усадеб и пр.). Здесь расположен детский лагерь отдыха «Империя туризма», где помощь в познании ювелирных, ювелирно-поделочных и поделочных камней оказывает экспозиция музея самоцветов.

Урочище
Урочище "Выпад"(Тёплый ключ). Фото В.Ивина

Вверх по  реке Устюба есть урочище «Теплый ключ», которое у местных жителей называется «Выпад» – излюбленное место охоты местных жителей. «Выпад» представляет собой довольно интересное природное образование. В этом месте из под скалы выходит речка Тёплая шириной около 2 м, которая впадает в р. Устюба (Усть-Уба). Речка зимой никогда не замерзает – это обстоятельство привлекают сюда копытных животных. В долине осенью дольше сохраняется зеленая трава.

Из Нижней Каянчи в район Тавдинских пещер туристы ходят через так называемые «Каменные ворота». Для безопасности там натягивают верёвки для спуска и подъёма. Когда поднимаешься на вершину «Каменных ворот», а сверху видна Катунь, с этой вершины на реке виден остров, который прозвали «Зелёный дракон».

Рядом с Устюбой прямо за базой «Империя туризма» в скале находится «Грот на горе Яманка» (jаман — плохой, дурной; возможно от монг. ямаа — коза).

Достопримечательностью Устюбы является водопровод. В давнее время родник, который бил из под скалы в Устюбе, облагородили, завалили камнями и провели водопровод в село. В каждом доме из этого родника был отвод. Даже в лагере труда и отдыха вода была из этого водопровода.

Была в Устюбе в логу и горнолыжка. Но сейчас её убрали и сделали экологическую тропу до озера Ая.

Устюба
Устюба. Фото А. Проваторова

Как добраться

Бывшая деревня Усть-Уба, а ныне участок, принадлежащий селу Нижнекаянча, находится на 50 километре Айского тракта. С Чуйского тракта можно добраться так: на 457,9 км свернуть с тракта направо, переехать новый автомобильный мост через реку Катунь, сделать поворот налево и проехать ещё пять километров.

Топонимика

Уст тобо — буквально в переводе с алтайского верхняя вершина горы; небольшое возвышение; холм, пригорок. Алт. кайынгчы (Каинча) — человек, имеющий дело с березой. Скорее всего, аффикс в топониме выражает идею наличия берез в данном месте.

Знаменитые люди

В Каянче родился полный кавалер орденов Славы Василий Петрович Пьянков.

Устюба
Устюба

Сегодня

В 2013 году в селе Нижнекаянча проживало 414 человек. В селе работает Нижнекаянчинская общеобразовательная школа – филиал МБОУ Айская СОШ, библиотека, фельдшерско-акушерский пункт, центр детского отдыха.

Геология

В Нижней Каянче перед самой войной и несколько лет после добывали золото. В местах разработки оно закончилось, а деревню сносить не стали. Под деревней  Нижнекаянча на реке Устьюба находится основная россыпь золота. Причём золото вместе с платиной, платиноиды.

Когда отрабатывали в те времена золото, писали, что добывали «и серебристо-белый металл». Это платина. Но её не брали. Только золото. А платина как была там, так и осталась в россыпи. Вероятно, можно достать остальное золото и, может, как-то вытащить платину.

Недавняя экспедиция в этом районе нашла коренное золото. То золото, откуда взялась нижнекаянчинская россыпь. И оно есть в коренном залегании. Возможны разработки. Причём содержание золота приличное – 5-8 г на тонну.

В шлихах по реке Устюба отмечается рубин.

Устюба
Устюба. Фото А. Проваторова

История

В 1824 году (во время правления губернатора Петра Козьмича Фролова) согласно указа Александра I «О преобразовании Сибирских губерний по новому учреждению» от 22 июля 1822 года на левобережье Катуни при впадении в неё реки Устюба и чуть выше устья, в месте впадения в последнюю речки Каянчи, на основании согласия общества Смоленской волости, алтайцев Бакеевской волости, Томской казенной палаты, поселились крестьяне из разных губерний и возникло два населенных пункта государственных крестьян.

В устье у Катуни, в будущей деревне Устюбинской поселились 9 душ мужского пола, а также пять ссыльных: Григорьев Данила (сбежал в 1829 году), поляк Калинский Томаш(сбежал в 1831 году), Малкин Иван (сослан в Восточную Сибирь), Наконешной Aнисим, Шевчук Петр.

Следует отметить, что в Айском краеведческом музее временем создания Нижней Каянчи считается 1796 год.

На берегах Устьюбы в месте впадения Каянчи обустроились 33 мужских душ государственных крестьян, добровольных и ссыльных переселенцев.

В 1831 году шихтмейстер Пылков по поручению Канцелярии горного начальства официально отвел поселившимся крестьянам землю у речек Устюба, Каянча и Кайма.

Из жалоб впоследствии поселенцев следовало, что земли им было отведено мало, причем часть отведённых земель была не пригодна для хлебопашества и сенокошения, поскольку «сии места расположены горах и с обоих сторон речек каменных утесов при вскрытии дерна оказываются гальки, несприсобные к пашне».

В 1840 году в поле зрения Министерство внутренних дел в Москве попало старообрядческое сочинение «Путь надлежащий во святые места…». Беловодье в сочинениях сибирских старообрядцев XIX в. – идеальное место для странников, где нет законов государства. Но главное – там не было официальной церкви и миссионерства. В основе конфликта лежало традиционное противопоставление отцов и проповедников старообрядческой истинной церкви с проповедниками «еретической никонианской» церкви.

О результате секретного расследования генералом-губернатором Восточной Сибири В.Я. Рупертом в отчёте управляющему Министерством внутренних дел графу А.Ф. Строганову и обер-прокурору Синода было указано, что проведено детальное разбирательство, в ходе которого были найдены бегунские скиты и сочинитель названного произведения – «многогрешный инок Михаил», схимник Иосиф (в миру Иван Гутков).

Среди странников-бегунов в деревне Устюба были зафиксированы «странноприимец Петр Корнилов» и старообрядческий иконописец. Кроме того, ряд старообрядческих схимников жили в непроходимых лесах в дуплах высохших на корню кедровых деревьев, обустроенными под кельи.

Инок Михаил рекомендовал пройти путем от Москвы, через Казань, Екатеринбург, в направлении Тюмени по реке Катунь «на Красный Яр», где рекомендовал делать остановку в деревнях Ай и Устюба во множестве пещер, в которых можно укрыться. Вполне возможно, он имел ввиду Тавдинские пещеры.

В 1851 году в деревнях Устюба и Каянча Смоленской волости проживало 23 и 56 мужских душ.

В 1859 году Касича(Каинча, Куяча) насчитывала 50 дворов, в которых проживало 90 мужчин и 89 женщин. В деревне Усть-Убинская(Устюба) в 15 дворах переписано 48 мужчин и 45 женщин.

В 1893 году в деревне Устюба Алтайской волости было 32 двора, в которых проживало 86 мужчин и 81 женщина, а в селе Нижне- Каянче в 113 дворах 335 мужчин и 325 женщин. В селе находился хлебозапасный магазин.

В 1899 году в деревне Устюба Алтайской волости проживало 96 мужчин и 90 женщин, была мельница. В селе Нижне-Каянче к 126 дворам было приписано 357 мужчин и 380 женщин, была подготовительная школа грамоты, сельский хлебозапасный магазин, пять мельниц и мануфактурная лавка.

В 1911 году в Нижней Устюбе Айской волости, владеющей 1983 десятинами, в 33 домах проживало 118 мужчин и 121 женщина, была школа и мукомольная мельница. Деревня Нижняя Каянча той же волости, владеющая 10043 десятинами, насчитывала 166 дворов с численностью 392 мужчины и 398 женщин, имелась церковь и старообрядческий храм, школа, 2 торговых лавки, маслодельный завод, 3 мукомольных мельницы, хлебозапасный магазин.

В 1918 году Айская волость приписали к Каракорум-Алтайскому, а в 1922 году — к Бийскому уезду. С 1924 года она вошла окончательно в состав Алтайского района.

7 ноября 1919 года 1-й горно-конная дивизия под командованием И. Я.Третьяка, боровшаяся в 1919 году за восстановление Советской власти в Горном Алтае  сформировала 9-й Айский партизанский полк в деревне Ае. В состав полка вошли и жители села Устюба с Нижней Каянчей.

Командиром полка был нижне-каячинский крестьянин-середняк К. Г. Волосников, бывший фронтовик, а начальником полкового штаба был нижне-каячинский крестьянин С. М. Леонтьев, также бывший фронтовик. Оба они впоследствии погибли во время боев на Айской паромной переправе через реку Катунь. Волосников был взят в плен улалинским карательным отрядом и зверски изрублен, а Леонтьева в том же бою (28 ноября) смертельно ранили, и на четвертые сутки он скончался.

Именно в 1919 году в деревне Устюба были захоронены погибшие в боях бойцы 1-го Айского партизанского отряда – два брата Саламатовых, два брата Степановых и ещё трое. Все они были родом из Устюбы.

В 1926 году на речке Устюба задокументировано пять поселений. В селе Нижне-Каянча, начитывающим 246 хозяйств, в которых проживало 518 мужчин и 594 женщины и находился сельский совет, школа, лавка общего пользования; заимка Ждановка (впадение речки Омутистая) насчитывала 3 хозяйства, 6 мужчин и 5 женщин; заимка Лямкина – 8 хозяйств, 26 мужчин и 26 женщин; деревня Нижне-Устюба – 54 хозяйства, 143 мужчины и 150 женщин; выселок Шипицина – 3 хозяйства, 10 мужчин и 14 женщин.

[В «Списке населённых мест…» за 1926 год, время основания из указано следующие: Нижне-Каянча – 1876 г.(???!!), Ждановка –1876 г., Каим –1859 г., Лямкина –1886 г., Нижне-Устюба –1726 г.(???!!), Шипицина –1905 г.. Оснований верить этим датам нет]

В Нижне-Каянче под школу был оборудован дом священника Жукова.

В 1931 году в Устюбе образовался колхоз имени Кагановича. В Каянче построен деревянный маслосырзавод.

К 1938 году в Нижне-Каянчинский сельсовет входило 7 колхозов:

«Горный трудовик» – 74 наличный двор, 61258 рублей денежного дохода, 236 голов КРС, 261 лошадей, 530 га зерновых, 35 овец и коз, 30 свиней;

Им. Куйбышева (Каянча) – 71 наличный двор, 87850 рублей денежного дохода, 463 голов КРС, 133 лошадей, 556 га зерновых, 78 овец и коз, 118 свиней;

«Луч животноводства» – 122 наличный двор, 28706 рублей денежного дохода, 287 голов КРС, 59 лошадей, 279 га зерновых, 34 овец и коз;

Им. Кагановича (деревня Устюба) – 39 «Алтай» 41 наличный двор, 40462 рублей денежного дохода, 223 голов КРС, 63 лошади, 286 га зерновых, 35 овец и коз, 28 свиней;

«Путь Первого мая» – 33 наличный двор, 11958 рублей денежного дохода, 50 голов КРС, 30 лошадей, 97 га зерновых, 1 коза;

«Искра животновода» – 82 наличный двор, 81269 рублей денежного дохода, 494 голов КРС, 148 лошадей, 633 га зерновых, 80 овец и коз, 121 свиней.

В 1938 году на окраине Устюбы и на окраине Каянчи начали строить, а в 1939 году построили новый каменный нижнекаянчинский маслосырзавод.

В 1939 году в с. Нижняя Каянча, Нижне-Каянчинского сельсовета проживало 1231 человек, а в деревне Нижняя Устюба – 222.

В сороковых годах и даже после войны в Нижней Каянче на реке Каянча работал золотоприиск, где добывали золото. Место, где стояла драга, находится в селе Нижняя Каянча, на окраине. Дом, где жил управляющий прииском, до сих пор стоит.

По рассказам старожилов, в субботу и воскресенье работникам разрешали мыть золото для себя. Но сдавать его можно было только в местный магазин, где меняли золото на товар. Магазин существует и до сих пор.

До сих пор видны следы обрушившихся шурфов…

В 1941 году из Поволжья в Нижнюю Каянчу и Устюбу переселили немцев.

С фронтов Великой Отечественной войны в Нижнюю Каянчу и Устюбу не вернулось 100 человек.

В Устюбе и Нижней Каянче дети обучаются в начальных школах.

В начале 50-х был установлен первый памятник на братской могиле партизан, захороненных в 1919 году. Памятник был деревянный.

В 1951 году устюбинский колхоз имени Кагановича был укрупнён двумя колхозами имени Куйбышева (Нижняя Каянча) и «Искра животновода»(Верхняя Каянча). Новый колхоз стал имени Кагановича.

Занимались животноводством, земледелием. Но не выращивали зерновых. В Устюбе выращивали больше всего кукурузу, фасоль, картофель и бахчи.

В 1957 году в связи с дальнейшим укрупнением колхозов все колхозы Нижнекаянчинского сельсовета приписали к совхозу «Айский».

В 1959 году в с. Нижняя Каянча, Айского сельсовета проживало 957 человек, а в деревне Нижняя Устюба – 127. В основном это были колхозники, учителя и рабочие маслосырзавода.

С 1961 года, когда пошло новое укрупнение колхозов, совхозов, сёл, переименований, люди из Устьюбы начали разъезжаться. Перестала работать начальная школа. Люди в основном уезжали в Нижнюю Каянчу и Манжерок.

В 1970 году в с. Нижняя Каянча, Айского сельсовета проживало 816 человек, а в деревне Нижняя Устюба – 32.

В 1971 году 300 га земли под Устюбой отдали ОПХ «Горно-Алтайское» НИИСС им. М.А. Лисавенко. Этого добилась депутат Верховного Совета СССР Ида Павловна Калинина.

Вначале начали выращивать саженцы, смородину, калину. Как и в Соузгинском питомнике. Хозяйство построило первые пять домиков.

С начала 70-х годов устюбинские дома стояли в основном заброшенные. Некоторые разбирали и увозили.

К 1975 году деревни Нижняя Усюба как таковой уже не было.

В 1978 году на берегу Катуни остался только дом, в котором жили бабушка и дедушка СтепанОвы.

В 1978 годах прямо на возвышенности перед школой под руководством учителя труда Жданова дети нижнекаянчинской школы отливают из бетона памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Памятник представляет собой куб, наверху которого поставлен треугольник и сверху звезда. Василий Поликарпов вспоминает, что когда его отлили, все закричали «Ура!»

К 1979 году Нижняя Устюба исчезает с официальных населённых пунктов СССР, а в с. Нижняя Каянча, Айского сельсовета проживает 452 жителя.

В 1979 году закрылся нижнекаянчинский маслосырзавод, который числился как филиал Майминского маслосырзавода. Маслосырзавод располагался между Каянчой и  Устьюбой. Ликвидация завода была в связи с тем, что был построен укрупнённый маслосырзавод в Майме. К маслосырзаводу примыкала целая улица жителей. После закрытия завод забросили и он был разграблен местным населением.

Ныне от завода осталась водонапорная башня и часть столовой детской турбазы «Уба».

В начале 80-х годов Устюба возродилась. ОПХ «Горно-Алтайское» НИИСС им. М.А. Лисавенко взял в пользование по договорённости с совхозом «Айский», директором которого в то время был Юрий Андреевич Куксин, 300 га земли.  Было построено 12 домов, ряд мастерских и ОПХ начало выращивать на этих землях лекарственные травы.

Кроме взрослого населения к сбору трав активно привлекалась нижнекаянчинская школа директором которой был Анатолий Юрьевич Цыганов. Часть лекарственной продукции упаковывалась на месте.

В 1983 году рядом, на левом берегу Катуни в устье реки Убы, был организован летний детский лагерь труда и отдыха Горно-Алтайского ОПХ, ребятишки которого также участвовали в выращивании, обработке и сборе лекарственных растений.

Следует упомянуть историю братской могилы партизан, погибших в боях, проходивших в этой местности в 1917 году. Она расположена недалеко от детского лагеря отдыха «Империя туризма» рядом с двумя сосёнками. Долгое время памятник был деревянным, потом металлическим.

К столетию событий Гражданской войны в 2018 году по инициативе Главы администрации сельского поселения  жительница был изготовлен гранитный памятник, на котором были выбиты имена героев тех далёких лет. В 2021 году памятник с подачи владельца «Империи туризма» А. А. Проваторова был очищен и благоустроен.

В 90-х годах вместе с кончиной СССР прекратил своё существование и устьубинский участок выращивания лекарственных растений ОПХ «Горно-Алтайское» НИИСС им. М.А. Лисавенко. Жители приватизировали свои дома и участки начали продавать под различные турбазы и пансионаты. От Устюбы осталось только кладбище в сторону Нижней Каянчи между дорогой и горой, да памятник героям Гражданской войны…

Лагерь труда и отдыха несколько лет стоял в запустении.

В 1992 году Нижняя Каянча увеличивает число своих жителей до 468.

Лагерь труда и отдыха два года стоял в запустении.

В 1995 году Владимир Михайлович Афанасьев предложил директору краевой станции юных туристов Буянову Николаю Арсентьевичу организовать там детскую туристическую базу «Уба». Местный медик подсказала как и к кому обратиться, чтобы передать его краю. База действовала до 2001 года, до того момента пока место детской туристической базы «Уба» не продали каким-то представителям Севера.

Причиной для выселения стала якобы неблагополучная финансовая деятельность… Лагерь пришлось свернуть. Сейчас на этом месте расположен пансионат «Адару».

И тут вновь помог В.М. Афанасьев, который предложил перенести детскую туристическую базу «Уба» на место бывшего маслосырзавода. «Уба» и до сих пор находится там…

В 2012 году к селу подведен газопровод и построена газораспределительная станция.

В 2015 году после велопохода, организованного в честь 70-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне, у школы в Нижней Каянче была установлена памятная доска с именами погибших воинов Нижней Каянчи и Устюбы. Открывали его два сына погибших на фронтах жителей села. Один Другов и Котьев???

В 2018 году к столетию событий Гражданской войны по инициативе Главы администрации сельского поселения Плотникова Василия Яковлевича ООО «Контур» (дир. Гавритенко Дмитрий Александрович) был изготовлен гранитный памятник, на котором были выбиты имена героев тех далёких лет. Сельский совет поставил ограду.

В 2021 году памятник с подачи владельца «Империи туризма» А. Проваторова был очищен и благоустроен.

В 2021 году на Нижнекаянчинской школе с помощью ООО «Контур» установлена памятная мемориальная доска бывшему её ученику полный кавалер орденов Славы Пьянкову Василию Петровичу.

Транспорт

Со строительством «Бирюзовой Катуни» на левобережью был обустроен Айский тракт. Сегодня через бывшую Нижнюю Устюбу проходит дорога регионального значения «Алтайское — Ая — Нижнекаянча — Бирюзовая Катунь», имеется автобусное сообщение с райцентром.

Устюба
Устюба

Археология

В 2002 году в зоне строительства автодороги Ая — Бирюзовая Катунь были обнаружены курганы.

В мае 2009 г. группой археологов на месте бывшей деревни Устюба, был выявлен памятник скифо-сакского времени, который был назван «Нижняя Каянча», хотя правильнее было бы назвать «Устьюба». Было отмечено семь курганов, расположенных по 2—3 объекта.

В сентябре 2009 года был исследован южный курган. На глубине 1,3 м были найдены части скелета человека, а также бронзовый колчанный крюк.

Летом 2011 г. исследован второй курган. Все раскопки помогала вести Шипунова Тамара Михайловна с учениками местной школы.

В неглубокой (1,25 м от древней поверхности) яме, головой на запад, руками вдоль туловища лежал погребённый. Слева от головы, вместе с костями мелкого рогатого скота, был обнаружен цельнометаллический коротко-клинковый в двухстворчатой литейной форме медный нож(1). Заточка двухсторонняя.

Устюба
Предметный комплекс из кургана № 2. 1-2, 7-9 - цветной металл; З-6 - кость.

Было найдено скопление находок, связанных с колчаном: колчанный крюк, крупная ворворка, скорее всего, игравшая роль застежки колчана, пять наконечников. Вычисленная длина колчана примерно 0,7 м.

В ногах погребенного обнаружена бронзовая булавка. Один конец булавки был острым, а другой расплющен.

Самой замечательной находкой рассматриваемого комплекса является бронзовый колчанный крюк (8). Изделие отлито в двухсторонней форме. Конец крюка оформлен в виде головы хищной птицы. Имеющееся отверстие предназначалось для продевания кожаного ремешка.

Обнаруженная ворворка в форме усеченного конуса - одна из самых крупных на Алтае.

Трехлопастной наконечник стрелы (2) имела трехгранную боеголовку и черешковый насад.

Ещё одна группа находок была изготовлена из трубчатой кости копытного животного (3-6).

Находки из-под Усть-Убы имеют аналоги в материалах памятников Алтая и сопредельных территорий, датируемых в пределах VI в. до н.э. Курган № 2 нужно отнести к башадарскому этапу пазырыкской культуры (вторая половина VI– первая половина V в. — первая половина V в. в. до н.э.).

По информации одного из жителей, в районе излюбленного места охоты урочища «Теплый ключ», в месте впадения безымянного источника в реку Устюба («Выпад») на отвесной скале якобы были отмечены рисунки животных и антропоморфные персонажи. Источник представляет собой довольно интересное природное явление, когда из скалы выходит ручей шириной около двух метров и примерно через сорок метров впадает в реку Устюба (Усть-Уба).

Летом 2006 года небольшая археологическая экспедиция в составе двух учёных и одного студента отправилась в данный район убедиться в сказанном. Рисунков и антропологических персонажей исследователи не видели, но в 1,4 км выше слияния р. Усть-Уба тёплым ручьем на правом берегу, на поверхности скалы-известняка на высоте приблизительно 2,5 м, и нависающей под небольшим углом (10-15°), они обнаружили наскальную руническую надпись 2-й половины IX — XI вв., которая пока является самым северным объектом в корпусе горно-алтайских рунических памятников.

При дальнейшем исследовании района «Выпада» и вверх по течению реки Устюба (Усть-Уба) в сторону заброшенной деревни, с тщательным осмотром по высоте от уровня реки до 25-30 м всех скал, никаких рисунков (кроме современных варварских виршей) не найдено.

Уникальная руническая надпись состоит из двух горизонтально расположенных знаков. По мнению исследователей, надпись передает словосочетание «эр аты»- его мужское (геройское) имя или его мужа-воина имя.

Датировка надписи определяется по характерному написанию рунических знаков, характерно для енисейского письма и вполне определенно связывается с кыргызами, чье господство установилось в горной части Алтая после 840 года по XI в. включительно.

Устюба
Культовый объект бурханистов «куре»

В сентябре 2012 года К.Ю. Кирюшин и В.П. Семибратов в сопровождении информатора и охотоведа Е. Субботина между реками Тавдушка и Усть-Уба (Устюба), на высоте примерно 670—700 м от уровня моря, в 3,5 км к юго-западу от запруды на р. Тавдушка, зафиксировали искусственную, невысокую, немного разрушенную каменную выкладку – культовый объект бурханистов «куре».

Сооружение представляло собой подчетырехугольный алтарь, выполненный из плитоподобных камней, В центре которого был установлен деревянный столб.

Специалист по бурханизму д.и.н., профессор Томского государственного университета Л. И. Шерстова подтвердила, что наличие данного объекта в предгорьях Алтая на территории Алтайского района вполне закономерно, так как до 1920-1930-х гг. здесь проживали алтайцы, которые в ходе коллективизации переселились в горы.

© Е. Гаврилов, 12 февраля 2022 года. Ссылка на сайт обязательна! Отдельная благодарность Айскому краеведческому музею в лице В.М. Афанасьева и д.г.н. А.И. Гусеву .

Источники