Голубева Мария Архиповна
- Информация о материале
Быстрина Марии Голубевой
Мария Архиповна Голубева — мастер машинного доения, лауреат Государственной премии СССР, Герой Социалистического Труда. Высоких наград она удостоена за выдающиеся достижения в производстве молока: надоила в среднем от каждой коровы своей группы по 6.349 килограммов. Это — рекорд не только 1985 года, прошлой пятилетки, а края за всю историю. Делегат от коммунистов Алтая, М. Голубева на XXVII съезде партии избрана членом ЦК КПСС.
НАВЕРНОЕ, в человеке есть что-то от окружающих его мест, Мария Архиповна выросла на Катуни — стремительной, с горным норовом. От реки идут названия и хозяйства, одного из лучших в племенной отрасли страны — «Катунь», и его центральной усадьбы — Верх-Катунское. Уютное село на знаменитом, Чуйском тракте, который уходит все выше, в горы. А тут их преддверие. Холмы, схожие с шукшинским Пикетом, он рядом — рукой подать, картинные березовые колки, быстрые и обжигающе-ледяные катунские воды.
Каждый год, напутствуя в будущее выпускников школы соседнего поселка Лесной, где родилась и выросла; Мария Архиповна с пронзительной простотой говорят о красоте своего предгорья. Открывается человек, для которого любовь к родным местам и преданность им — понятия одинаковые. Они усвоены с молоком матери, Натальи Прокопьевны, тоже потомственной доярки, отдавшей сорок лет ферме. Сюда она привела маленькую свою дочку за руку. Обычное дело в сельских семьях — дети сызмальства познают родительский труд. Пристрастие к нему у многих остается на всю жить. На том стоит село.
У Марии Архиповны призвание доярки тоже природно, перешло по наследству. Как и усердие, как и привычность к круговороту крестьянских забот и работ, заведенному солнцем. Слышала тихое, словно вздох, голубевское признание:
— Я люблю деревню...
Только у настоящей любви бывают негромкие слова.
Но приходилось видеть Голубеву и в жаркой дискуссии с молодыми на пороге их самостоятельного пути. Все выношенное, сокровенное вылилось в убеждение: «Раз ты родился на земле, то должен, и служить ей...».
И далее — размышления. «Почему иные рвутся куда-то, не понимая еще себя, не подозревая, что стремятся уйти от своего предназначения. Ведь никто же лучше нас не знает сельских профессий. А раз знаешь, то не обходи стороной истинные задатки, испробуй свои силы, найди свое дело. Наверное, недаром говорят: тот может считать себя счастливым, кто не разминется в жизни со своим истинным призванием. Оно даст тебе все — сознание нужности, пользы, собственных способностей, а, стало быть, радости на каждый день. Разве не в этом счастье? Для меня—да».
ХОРОШО знакома очень симпатична мне эта категория людей, линию поведения которых, поступки определяет высший интерес. Он их ведёт вперед, помогая наиболее полно, глубоко реализовать свое «Я». Потому что они не из тех, кто предоставляет другим право совершенствовать окружающее. Для них хорошая. честная работа не мыслится легкой. Но они не сдаются, ее отступают. Зато какие светлые радости — от близости намеченной цели, заветного рубежа, новой профессиональной высоты!
Сколько знаю женщин, призванных в животноводство самой их природой, сельским укладом, дух трудолюбия присущ им всегда. Наверное, потому, что никто лучше доярок не знает силы, энергии молока, этого напитка жизни, эликсира роста. Почти каждый год на Алтае появлялись имена, заставлявшие о себе говорить, и показатель надоя, на который равнялись коллективы всех ферм отрасли.
Доярки совхоза «Косихинский» Наталья Дробот и Мария Бабич пригнали в войну породистых коров с Украины к нам, в Сибирь. За свой гражданский подвиг — сохранение племенного стада, высокие надои, за краевую школу мастерства женщинам удостоены званий Героев Социалистического Труда.
Гремела в пятидесятые — шестидесятые годы слава доярок совхоза «Лесной», Бийского же.
Потом расцвел талант Татьяны Прокопьевны Логачевой из Тальменского района. За неизменно высокие надои в течение многих лет ей тоже присвоено звание Героя Социалистического Труда. Она стала на Алтае первой дояркой, чье имя носила краевая премия лучших из лучших животноводов.
Сейчас не отдельные доярки, а целые коллективы добиваются больших надоев. Например, в совхозе «Славгородский» надаивают в среднем по 4.000 килограммов молока от коровы.
Словом, большие надои, вплоть до пяти тысяч килограммов — были и есть. В том числе и рядом, на голубевском комплексе. Нина Фролова, Валентина Латкина, Лидия Колпакова, Валентина Бернгардт — известные мастера.
НО ШЕСТЬ с лишним тысяч килограммов! Мария Архиповна — пока единственная, кому удалось перейти шеститонную отметку надоя. Шесть с лишним тысяч килограммов! Трудно себе представить. Потому что это более чем в два раза выше среднего надоя по краю!
Слава, не вскружила женщине головы. Скромный человек, коммунист, она не считает рекорд сугубо личным и даже против самого этого слова «рекорд». Не только потому, что оно непривычно, когда обращёно к ней, а и потому, что не совсем верно выражает суть достижения. По Голубевой — это результат всего коллектива. К успеху имеет отношение каждый.
— Награда за труды, — рассказывает Мария Архиповна, — счастье большое. Но оно бы, наверное, наполовину меньше стало, если бы за меня не радовались все, с кем многие годы работаем вместе. Когда я узнала о звании Героя, а звонок был поздним вечером, то в бессонную ночь думала и о том, как воспримут новость доярки. Села утром в автобус и молчу. Они с расспросами: «Что с тобой?», «Что у тебя случилось?» Бригадир тогдашний, Анатолий Тимофеевич, который знал о событии, взял да и сказал: «Маше-то Героя присвоили». Женщины остановили автобус, высыпали на дорогу и закружили меня. Кричат: «Маша, дорогая, ты — молодец!» Так душевно поздравили — буду помнить всегда. Сразу пришла легкость на сердце.
Думается, тут, в животворной атмосфере человеческих отношений, энтузиазма, — ключ успехов племзавода «Катунь». Будь у него герб, на нем была бы изображена, безусловно, хрюшка с поросятами. Потому что основное производство завода — разведение крупной белой породы свиней. Племенной селекционной работой в этой области хозяйство известно на всю Россию, не раз завоевывало классные места и во Всесоюзном социалистическом соревновании. И вот, пожалуйста: молочное животноводство тоже доведено до высокого класса.
На краевой партийной конференция к Марии Архиповне подошла делегатка, тоже доярка В. Книсс. И призналась: хочет поближе посмотреть на нее, дотронуться. Конечно, это чисто по-женски. Но как не понять! Она — из засушливого района, надаивает три тысячи килограммов, и ей, степнячке, рекорд кажется просто легендой. Они разговорились, разумея все с полуслова, горячо — так могут говорить только профессионалы да близкие люди.
СЛУЧАЙ этот имел продолжение, Притягательность и личности, и опыта Голубевой подала мысль о создании краевого клуба доярок-четырехтысячниц во главе с Марией Архиповной. Он объединил тех, кто реально может дерзать, пойти следом за лидером. Потому-то их встречи — это уроки прогресса, не меньше. На первом занятии доярки с тщательностью экономистов вникли в резервы отрасли. Вычислили неотложные и уговорились сообща добиваться, чтобы быстрее пустить их в дело. Вот та же двухсменка. Не всюду еще пришла на фермы. На опыте своего хозяйства Голубева раскрыла подругам силу новой организации труда: нет пока другого такого метода, который бы снимал с повестки дня кадровую проблему и так резко повышал производительность.
Дельная коллективная мысль подстегнула женщин. Эмоциональная, зажигательная публика! Г. Рассказова — доярка молочного комплекса прославленного колхоза имени Шумакова, где тоже оценили и внедрили двухсменку, отважилась вызвать Марию Архиповну на соревнование. Пусть немал разрыв в показателях, но смелость может победить. «Соперницы» протянули друг другу руки. Зал им аплодировал.
Нет, это прекрасно, когда вместе, за символическим «круглым столом», захваченные одной идеей, собираются знатоки своего дела. Поэтому, председательствуя, Голубева идет в глубину: она никогда не забывает о тех, кто работал раньше, кто шел впереди, и связывает крепко историю с сегодняшним днем. Ведь все перемены на памяти! И оттого волнение:
— Смотрите, как развивалось наше хозяйство: колхоз, совхоз, а теперь — госплемзавод. Я двадцать четыре года проработала на ферме. Ни десять, ни тем более пятнадцать лет назад невозможной была бы нынешняя отдача коров. Все это время, два десятилетия с лишним, на моих глазах шло улучшение продуктивных качеств скота. На языке наших специалистов — целенаправленная селекция. Опять же, по-научному: генетически стадо готово к тому, чтобы каждая корова давала в год не менее пяти тысяч килограммов молока. Стабильные показатели комплекса уже несколько лет подряд близки к этому уровню. В 1985 году в нашей бригаде, например, средний надой был 5.050 килограммов, а в целом по заводу — 4.560, Хочу сказать: племенное дело, племенной отбор — самый верный путь к большому молоку. Без науки в наше время не шагнешь далеко.
И ВСЕ ЖЕ хотелось дознаться. Пусть высока изначальная, породная возможность животных — те самые пять тысяч. Так ведь рекордный надой получен не от десятка-другого, а от стандартной группы в пятьдесят коров. Значит, остальное количество зависит исключительно от доярки, от ее умения и стремления достичь какого-то определенного рубежа? Спрашиваю; из чего складывается такая работа?
— Ответ, — говорит Голубева, — можно свести к одному; нужно знать все о своих коровах — и анатомию, и психологию (да, да!), и характер. О психологии говорю не шутки ради. Она заметно меняется вместе с техническим прогрессом ферм. Не замечать нельзя, потому что перемены эти имеют прямое отношение к количеству продукции. Помню, когда внедряли доильные аппараты, приходилось буквально уламывать коров, чтобы отдавали все молоко. Средство было единственное — поддоить. И потому после механизмов они с нетерпением ждали рук. Теперь совсем другая картина. Животные стали настолько цивилизованными, что не выкосят рук. Молоко отдают только аппаратам.
— Вот почему я вполне серьезно отношусь к нраву коров. Они памятливы, привязчивы. Отправлю корову в родильное отделение — обязательно хожу ее проведать. Я — спокойна, она — довольна. В группе нельзя быть равнодушной или взвинченной. Такое плохое настроение ударит по молоку. Кстати, к Каме, помню, по ее прихоти я подходила с доильным аппаратом только с левой стороны. Зауважаешь, будешь подстраиваться — она больше двух ведер у меня давала.
У Голубевой своя система кормления, свой подход к первотелкам. Женщины знают, каково их приручить да раздоить: синяков наставит — никаким платьем не скроешь.
В КЛУБНОМ ОБЩЕНИИ живо чередуются беседа и реплики, серьезные факты и шутки. Мария Архиповна не сторонница рассуждать об элементарных вещах, и ловко отводит такие попытки. Слышу: «Коровам не надо лекции читать о кормах, лучше их давать побольше». Одна доярка, узнав, что в «Катуни» раздаивают первотелок пять месяцев, в недоумением сравнивает: у них зоотехник распорядился раздаивать лишь три месяца. Председательское резюме короткое, резкое:
— Он у вас — любитель легкой жизни. Разбаловали вы его...
Мнением Голубевой выверяют женщины современность, правильность организации труда и технология молочного производства, отношение к делу. Доярка Л. Карнакова, тоже из племзавода — «Верхне-обского» Смоленского района, рассказывала о порядке на своей ферме: работают звеньями, но молоко, поступающее от каждой группы коров, учитывают отдельно. Потом выводят коэффициент трудового участия. Мария Архиповна в ответ:
— Вот это называется хозрасчет! У вас же получается прежняя система — каждый за себя, до затрат дела никому нет!
И с жаром разъясняет организационные и экономические принципы- стимулы увеличения продукции.
Встречи в клубе дают знания, питают новаторским опытом. Уже раздаются голоса: а не пора ли клуб переводить в новый ранг — пятитысячниц? И еще один его плюс: занятия вселяют смелость, подталкивают женщин к решительным действиям. В колхозе «Сибирь» Третьяковского района оказалась высокой себестоимость молока. Не кто-нибудь, а сами доярки взялись выяснять причины. И выяснили: десятки тысяч рублей перерасходовано из-за плохого корма. Тогда сами стали следить за его качеством. Негодные корма отказались брать.
Обстоятельность профессионального разговора в клубе не только не пригасила к достижению Голубевой интереса, а, наоборот, подогрела его. И женщины предложили:
— Мария Архиповна, приглашай к себе. Знаешь же поговорку: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Давай, зови нас...
ТОТ августовский день прошлого года будет долго помниться дояркам — членам клуба, собравшимся из разных уголков края в «Катуни», да и самим катунцам — тоже. Слово о знаменитом хозяйстве первого секретаря Бийского райкома партия, Героя Социалистического Труда Г. Семенкина, рассказы откровения катунцев убедили гостей, что оно не имеет ничего схожего с островом высоких показателей. Завод и район — это базы с обменным фондом всего передового, что есть и появляется на фермах. И трудно отделить, указать, где экспериментаторы, а где — практики. Не менее чем на 3.200 килограммов в среднем на корову в этом году держит курс район, используя опыт «Катуни». Она всем доказала силу такого резерва, как породность стада, современные методы ведения животноводства.
Приезжие не на плакате, наконец, а на деле увидели зеленый конвейер. Говорят о нем во многих колхозах и совхозах. На бийской. земле — повсеместно, стабильно, надежно внедрили его. И завод «Катунь» — одним из первых. Минувшим летом отсюда шло действительно большое молоко.
Экскурсанты осмотрели животноводческие помещения с умной механизацией. И столь же отличные бытовые помещения, созданные животноводам. Было ясно — комплекс таков, что требует высокого уровня ухода за животными и высокого мастерства доярок, В 1986 году средний надой на корову достиг 5.130 килограммов — на 600 килограммов больше, чем в 1985 году. Такую организацию производственного процесса многим довелось видеть впервые.
В этом был для Марии Архиповны главный смысл выездного заседания, чтобы женщины увидели то, к чему нужно стремиться и что мешает им.
В каждодневном труде Марии Архиповны отражаются те большие партийные заботы и планы, участницей разработки и очевидцем которых она является как член ЦК КПСС. Мы виделась с ней после июньского Пленума. Как всегда, стремительная походка, открытое, приветливое лицо и улыбка, от которой тебе тепло. По дороге в «Катунь» впечатления выложила коротко, уже с прикидкой на будущее:
— Я себе сказала — нельзя ни налево, ни направо, идти надо только вперед и работать так, как еще не работала. Сейчас ценятся и принимаются за серьезных только люди дела. Нельзя стоять на месте, не стремиться сделать больше.
Вот почему близко к сердцу она принимает, если новое, ценное не сразу приживается, не вдруг понимается. Долог путь его к рабочим местам, тем более, если они ещё так далеко — в поле, на ферме. Это предмет постоянных неспокойных ее раздумий, размышлений. Почему не видно, не слышно, чтобы новшества, вызванные перестройкой в экономике, настойчиво
растолковывали? Похоже, все надеются на некий автоматизм внедрения: услышат люди про чековую систему расчетов внутри хозяйства, коллективный подряд, поточно-цеховой метод в животноводстве, о многом другом полезном, прогрессивном и быстро начнут применять. Пока такого нет. Важно ведь убедить людей в нужности и ценности нового метода, приема. Однажды Мария Архиповна предложила журналистам:
— Сделали бы такой опыт. Рассказали о новшестве, поагитировали за него, преимущества показали, выгоду, а потом, спустя какое-то время, приехали бы, допустим, на фермы одного-двух районов и провели опрос: кто слышал или читал о новшестве, кто как к нему относится, что вызывает сомнение или недоверие, а если сомнений нет, что мешает внедрению? Вы бы тогда поняли, что надо скорее возвращаться в редакцию и начинать все «снова да ладом», как у нас говорят.
ГОЛУБЕВА приводит пример с таким крупным и очень важным делом, как создание РАПО, знаменовавшее собой переход на новые принципы хозяйствования и управления. Даже руководители и специалисты хозяйств не сразу поняли все преимущества, которые открывали агропромышленные объединения. А ведь преимущества эти могли бы проявиться тем скорее, чем быстрее и глубже понял бы сущность РАПО рабочий человек — каждый рядовой колхозник, рабочий совхоза, ремонтник, мелиоратор и т. д,
Партийная заинтересованность в судьбе нового, государственной значимости дела обратилось в страстное обращение к работникам пера:
— Думаю, что выскажу мнение работников многих профессий, занятых в агропромышленном производстве, если попрошу: рассказывайте — и как можно подробнее — о новых экономических связях между селом и промышленностью, о взаимозаинтересованности партнеров по Агропрому в увеличения конечного продукта, о зависимости оплаты труда заготовителей, переработчиков, транспортников, ремонтников от количества и качества выращенного в колхозах и совхозах зерна, картофеля, овощей, выработанной там животноводческой продукции. Надо, чтобы богатый смысл, заложенный в понятия «Агропром», «интеграция», поскорее дошел у нас с управленческих высот на землю. Мы ждём этого.
Интересен взгляд на проблему, хозяйствен, обдуман подход к ее решению. При этом внимание не может пройти мимо местоимений «мы», «у нас». Думается, так говорить может человек, который считает себя причастным ко всему, что происходит в стране, как будто лично отвечает и за успехи, и тем более — за провалы.
ДЕЛЕГАТ XXVII съезда партии продумала и личное рабочее ускорение, Поступила заочницей на зоотехнический факультет Горно-Алтайского зооветеринарного техникума. Взяла звено на контрольном дворе по раздою первотелок. Вместе с доярками М. Первовой и Т. Владимировой в прошлом году получила по 6.490 килограммов молока на среднегодовую первотелку. Нынче решила поднять планку выше — до 6.590 килограммов.
Можно понять волнение доярок—победительниц краевого соревнования, когда в торжественный, послеуборочный час на слете передовиков края Мария Архиповна вручает им премию своего имени. Сама Голубева, женщина, в руках которой знамя отрасли!
...Есть точка, пожалуй единственная, куда отвлекаются мысли и думы Марии Архиповны — это Балтика. На флоте служит старший сын Владимир. Однажды от московской поездки оторвала кусочек времени и махнула на свидание к сыну. А в прошлом году поездку приурочила к отпуску. По ехала вместе с младшим, Игорем, — он тоже бредит флотом. Вот такие молодцы-ребятки у матери. И как любая другая, она тоже волнуется переживает, наставляет. Растить настоящих мужчин — тоже непростое дело.
* * *
ОДНАЖДЫ ехали мы вместе из Барнаула. Нетерпеливо, словно после долгой разлуки, ждала Голубева поворота с Чуйского тракта на «Катунь». Вот и дом — небольшой, беленый, в зелени. Прикоснулась щекой к веткам сирени, сбросила туфли и босиком к грядкам — живы ли, не заросли ли. Любит до страсти огородные хлопоты. Рука легкая — всегда урожай удается, особенно помидоров... Глянула на всё Мария Архиповна, успокоилась. А дальше, уверена, было так: взяла велосипед, привычно крутанула педали… и на ферму.
Прохорова И.
Источник: Алтайская правда, 17 октября, 1987 г.
Перевёл в текстовой формат Е. Гаврилов, 13 января 2017 г.
* * *
Родилась в 1945 году в с. Верх-Катунское Бийского района Алтайского края. В племенной завод «Катунь» пришла после окончания школы в мае 1964 года на должность сезонной рабочей. С ноября 1964 года — январь 2001 года, 37 лет, работала дояркой. Общий стаж работы.
Награды: 1970 г. — медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», 1971 г. — орден «Знак Почета», 1980 г. — орден «Трудового Красного Знамени». 1984 г. — Государственная премия СССР. В 1985 году присваивается звание Герой Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот». В этом году награждается медалью «Ветеран труда». 2011 г. — «Почетный гражданин Бийского района». 29 августа 2011 г. — «Почетный гражданин Алтайского края».