История сел Нижний и Верхний Куюм

Нижний Куюм

Дату основания определить невозможно, поскольку нет никаких документальных сведений о начале переселения сюда русских и строительством постоянных жилых строений.

В списках населённых мест 1959 и 1882 года никаких упоминаний Куюма не обнаружено.

Наиболее ранние официальные упоминания относятся 1893 году, когда в селении Куюм было зафиксировано 15 крестьянских дворов, в которых проживали 61 мужчина и 55 женщин. Кроме того, отмечены два аила, в которых проживали 5 мужчин и 8 женщин. Исходя из сказанного, образование постоянного поселения по р. Куюм следует отнести в период 1882-1893 гг.

Куюм(Нижний Куюм)
Куюм(Нижний Куюм). Фото В. Владимирова

В 1897 году Швецов Сергей Порфирьевич отмечал, что «главным источником раздоров служат земли по речке Куюму, которые калмыки считают своими, а крестьяне – своими, одна сторона в этом случае ссылается на межевые границы, которых в действительности не знает, другие – на свою принадлежность к калмыцкому народу, которому принадлежит вся территория. Покуда эти неудовольствия выражаются в «пакостничестве», …т.е. в потравах, размётывании стогов сена и т.д.»

В 1899 году в Куюме, который относится к 1 алтайской дючине, построено 38 некрестьянских дворов, с проживанием в них 110 мужчин 83 женщин.

Возможно в эти года на реке была построена плотина, на которую была поставлена мельница.

В 1900 году положено начало поселению Верхний Куюм.

В 1901 году в Алтайскую духовную миссию алтаец Павел Тыдыков на построение церкви в Куюме даёт одну тысяча рублей.

В 1912 году Сапожников Василий Васильевич пишет: «Недалеко от парома в Анос дорога переходит мост через р. Куюм… От амбаров в верховье Эликманара есть перевал в верховье р. Куюм и его долиной дорога к Катуни; по пути с лев. стороны Куюма есть красивая гора Кайнарты с зубцами в башнями. Эта гора является продолжением более высокой вершины Адагая, которая остается с юга от Куюма…»

В 1914 году попечителем строящейся Куюмской школы состоит Кучеяков. «Живет он исправно. Есть у него приличный пятистенный дом. Летом, подобно прочим алтайцам, он живет в юрте, построенной возле дома…»

В 1915 году одной связи со школой построен молельный дом. Выше по течению Куюма, где впоследствии было поселение Верхний Куюм чуть позже была построена часовня.

В 1916 году Куюмской одноклассной, смешанной школе благочиния № 1 Алтайской Духовной миссии учится 12 мальчиков и 3 девочки. Учитель — Никитин Иннокентиев Устюгашев, из 5 класса Бийского Катехизаторского училища.

В этом году положено начало ещё одному поселению в данной местности — Среднему Куюму, который был расположен чуть выше по реке и впоследствии был административно соединён со старым Куюмом в единое хозяйство — Нижний Куюм.

В 1923 году в Куюмской школе учителем числится  В.М. Тырмаков.

По переписи 1926 года в Нижнем (самом первом поселенческом образовании) Куюме отмечено 26 дворов, 54 мужчины и 54 женщины, школа. В Среднем Куюме в 33 дворах проживало 92 мужчины и 82 женщины, здесь находился сельсовет и была образована отдельная школа.

«Речка здесь шире: рядом старая плотина. Когда-то у ставили. Давно. Сгнила уже. А плотина осталась. Тоже дряхлая, но воду держит. В этих местах, на перекатах рыбалка хорошая — хариусы сами из воды скачут, лови только!..»

В этом году проводить выборы в Куюме послали бывшего партизана, коммуниста Паркаша Алаякова. Приехал он, как на праздник, — в новой белой шубе, новой шапке. На красном банте — орден. Где ни покажется — у всех праздник.

«Такое рассказал Алаяков, о чем еще не слышали в аилах. Что баи и шаманы — враги бедноты, и без него знали. Но что всех богатых людей прав лишили — это была новость! Паркаша тащили из аила в аил, расспрашивали, угощали душистым чаем с толканом.

Вместе с Алаяковым Мундузак составил список, кого лишили права участвовать в выборах. В него записали байского сынка Санабая, бывшего зайсана Мыклая, шаманов Сапыра, Молтуя, байских жен, шаманку Чердек. Список вывесили на двери сельсовета. Возле него всегда толпится народ. Умели — не умели читать, все одно тыкали в список пальцами, горячо обсуждали каждое имя, хвалили Советскую власть. Вся беднота согласилась со списком».

18 апреля 1925 года в целях поднятия активности работы и бездефицитного существования отдельных сельсоветов Облисполком постановил слить сельсоветы Ингурекский с Куюмским с резиденцией в с. Куюме.

С 28 октября по 11 ноября 1925 года проходила Чемальская районная сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. «В павильоне Куюмского сельсовета обращает на себя внимание громадный первобытный лук со стрелкой, который настораживают и теперь особым образом на волка и далее медведя...»

Были отмечены следующие колхозники села: Туленин С. получил за жеребца алтайской породы I премию (15 руб.); Суулуков Ив. —  IV премию(10 руб.), Тозняков С. — I премию (10 руб.) и IV премию(5 руб.).

За бега II премия в размере 10 рублей была выдана Суулукову Ив.

В 1925 году Областной комитет партии, облисполком послал жителя Куюма, беспартийного Павла Кучияка, учиться в Москву, в КУТВ.

Куюм(Нижний Куюм)
Куюм(Нижний Куюм). Фото В. Владимирова

До 1930 года включительно кам Сапыр, живший по p. Куюму, за 1,5 месячную летнюю поездку успевал закалывать в жертву до 50 голов скота и домой возвращался нагруженной добром и мясом полученным за «труды».

Свой приезд на моление в аил (селение) шаман старался обставить как можно торжественнее и красочнее. Он прекращал все работы жителей аила, по их его приказанию кололи скотину. Все собирались в юрту хозяина, заколовшего скотину есть мясо. Лилась арачка, раздавались пьяные песни и велась агитация подвыпивших. Вздыхая, иногда проливая «горькие» слезы, шаман громко вспоминал, как хорошо раньше жилось на Алтае, «много было скота, арачки, русских не было... теперь скот отбирают, людей в колхоз гонят, арачку пить нельзя, в бога верить нельзя».

Были случаи, когда приезжая к больному, и узнав, что в этом селении есть ликпункт, шаман отказывался лечить больного, пока не закроют ликпункта, или, в крайнем случае, не прекратят занятия на несколько дней, на время лечения, так как шаманские духи «не любят ликпунктов».

Воспользовавшись ошибками и перегибами в колхозном строительстве, кулацко-байские элементы развернули усиленную агитацию против коллективизации. Поддавшись кулацко-байской провокации, начали убой скота середняки и даже бедняки. За короткий период времени в Куюме было забито 56 % поголовья скота.

Летом 1931 года Потапов Л.П. проводил обследование колхозов Куюмского сельсовета «Завет Ленина» и «Красная Ойротия».

Обследованием установлено, что в колхозах Куюма планы составлялись буквально накануне и недостаточно прорабатывались колхозной общественностью.

Крупный рогатый скот в колхозном стаде составляет 60%. Есть маслозавод. Но Куюмский маслозавод сбивает масло раз в пятидневку, так как загруженность его слабая.

Летом 1931 года Куюмский кооператив (здесь находился и колхоз) завез 14 ведер водки и распродал ее в 3 недели. «Возле кооператива и по дороге от него на протяжении до трех километров валялись в траве пьяные алтайцы. Пили и колхозники, и единоличники одинаково. Сенокосная работа в эти первые знаменательные дни по р. Куюму и притокам прекратилась. А погода стояла безоблачная».

В колхозе... в Куюме пришлось столкнуться и с такими фактами, что некоторые лица в колхоз идут только на зиму, летом из колхоза «выписываются», а зимой опять в колхоз.

10 ноября 1931 года куюмцы полностью и в срок выполнили встречный план по вспашке зяби и перепашке пара. До срока выстроили утепленный двор для всего скота. Полностью до срока закончили обмолот хлеба и с превышением встречного выполнили план хлебозаготовок по соцдоговору. Досрочно внесли взнос по подписке на заем «3-й решающий год пятилетки» 50 проц. Колхозники приступили к ликвидации технической неграмотности среда членов колхоза. Колхозники заявили, что в борьбе на культурном фронте они одержат большевистскую победу — 100 проц. ликвидации неграмотности.

20 декабря 1931 года отличился Арыкпаев С., колхозник-алтаец, секретарь Куюмской ячейки BЛКСМ. За то, что Куюм соцзаказ выполнил на 124%., ему выдано аймачное красное переходящее знамя. Отстающей Аюле - рогожное.

28 марта 1932 года в Куюм периодически кочует бай Тадыев, имевший до 29-30 года сотни голов скота и беспощадно эксплуатировавший алтайскую бедноту и батрачество.

Летом 1932 года на Куюмском участке катунского леспромхоза проведены взыскания на постройку лежневой дороги протяжением 20 километров.

На 29 ноября 1932 года план мобилизации средств за IV квартал Куюмский сельсовет выполнил только на 23%.

План лесозаготовок 1 квартала 1933 года Куюмский заготовительный пункт выполнил по вывозке на 105,2%. Осталось недовыполнение 4 квартала — 4220м3. Общее собрание Куюмского пункта заверяет, что недовыполнение 4 квартала будет выполнено и предъявлено к сплаву 20,000 м3.

15 апреля 1933 года сооружение куюмской лежневой дороги проводится без достаточных расчетов, никто строительством не руководит. «Построена уже трасса под полотно дороги протяжением 9 километров. Ассигновано на дорогу 40.000 рублей, тогда как километр дороги стоит 9000 руб. по материалам экспедиций, стало быть общее капиталовложение в дорогу будет равно не 40, а 180-200 тысяч рублей. И почему-то решили строить дорогу на 20 километров, но не доводят ее до Катуни 2-2,5 километра, намечают построить водяной лоток, пустив в него речку Куюм, но сметы расчетов строительных на постройку лотка нет.

На лоток потребуется большое количество леса: на боковые крепи десятки тысяч толстых из однорезки или 3-х вершковых плах, не одну тонну гвоздей, а также и железа, потребуется постройка плотины, не одна сотня пильщиков и плотников да несколько десятков тысяч денег. Постройка самой дороги требует 200 человек чернорабочих, 300 плотников пильщиков и 60 лошадей.

Нарядов на хлеб для строительства нет. Лестрест в марте месяце дал распоряжение, чтобы дорогу сдать в эксплуатацию 10 июля…».

18 июля 1934 года отмечено слабо разворачивающееся строительство новой школы в Куюме.

6 апреля 1935 г. комсомольцы в урочище Куюм развернули большую массовую работу с беспартийной молодежью вокруг решений съезда колхозников-ударников и нового устава сельхозартели.

На собрании молодежи, после обсуждения доклада тов. Молотова, бригадир полеводства, из колхоза «Кызыл Черу» Челдыков В. предложил заключить договор социалистического соревнования между бригадами и колхозниками за лучшее проведение весенней посевной кампании: сев закончить в 15 дней с хорошей обработкой и заделкой зерна, на 15 процентов, по сравнению с прошлым годом, повысить урожай зерновых культур. Вызов принят и подписан договор соревнования.

На этом же собрании комсомольцы включились в культурный поход за чистоту жилищ, дворов, улиц. Выделенная бригада но организации культпохода на следующий же день организовала побелку избы у алтайки Ачимовой. Следуя этому примеру, все алтайцы урочища взялись за наведение порядка и чистоты в избах и дворах».

1 сентября 1936 года организованно начался учебный год в куюмской школе, Эликманарского аймака. Школа обеспечена полностью дровами и хорошо отремонтирована.

В феврале 1937 года для оказания практической помощи в деле укрепления колхозного строя председателем Куюмского сельсовета был избран коммунист Арыктаев.

7 ноября 1937 года отмечается, что «колхоз «Кызыл Черю» получил высокий урожай—17 центнеров пшеницы и 13 центнеров овса с каждого гектара. За последние 6 лет посевная площадь в колхозе выросла в три раза, составляет 258 гектаров. На каждый трудодень нынче в колхозе получают по 10 килограмм одного зерна.

Колхозник-пастух- ударник Теньгереков Кызыл заработал 568 трудодней, получает на свои трудодни 450 пудов одного хлеба. Колхозник тов. Ардиматов Юрукчи имеет в личном пользовании две дойных коровы, одну лошадь, овец и т. п.

В 1937 году в колхозе «Кызыл Черю» выращено от каждой сотни мериносовых овец 120 ягнят. Валовой доход колхоза от животноводства составил 110 тысяч рублей, только от одной овцефермы 60 тысяч рублей».

На 1 января 1938 года к Куюмскому сельсовету относились следующие колхозы: «Им. Ежова»(21 двор, площадь посевов озимых и яровых – 29 га, в том числе: зерновых –29, поголовье: КРС – 50, овец и коз 10, лошадей – 11, денежный доход 9.272 рублей, стоимость ОСП – 8.243 рублей), «Кызыл Черю»(26 дворов, площадь посевов озимых и яровых – 35 га, в том числе: зерновых –34, конопли – 1 га, поголовье: КРС – 94, овец и коз 64, лошадей – 31, денежный доход 9.259 рублей, стоимость ОСП – 11.310 рублей) и «Завет Ленина» (18 дворов, площадь посевов озимых и яровых – 33 га, в том числе: зерновых – 32, конопли – 1 га, поголовье: КРС – 129, овец и коз 65, лошадей – 23, денежный доход 19.253 рублей, стоимость ОСП – 34.728 рублей).

Куюм(Нижний Куюм)
Куюм(Нижний Куюм). Фото В. Владимирова

15 июня 1947 года большим опытом и сноровкой обладает мастер Куюмского сырзавода Виктор Николаевич Зырянов. По качеству его сыр лучший в Ойротии.

«Давно работает на заводе тов. Зырянов. Отсюда он уходил на фронт Великой Отечественной войны. Сюда же возвратился к мирному труду.

Бывший фронтовик всюду впереди. Он энергично помогал отремонтировать завод, вместе с другими заготовляет топливо, сырье. Благодаря дружной работе коллектива и стараниям передового мастера в 1946 году завод добился высших по Ойротии показателей. 46,5 процента выработанного здесь сыра принято сортом «экстра», 35 процентов — высший сортом, 17 процентов — первым и только один процент — вторым сортом.

Отличных производственных показателей мастер Зырянов и другие работники завода добились потому, что трудятся по-стахановски. Непрерывно совершенствует свое мастерство Виктор Николаевич. Он читает литературу по сыроварению, глубоко вникает в производственный процесс.

Особое внимание знатный мастер придает качеству и своевременному поступлению молока на завод. Населению он постоянно разъясняет, сколь важно досрочно выполнить обязательства по молокопоставкам перед государством».

8 октября 1949 года из Куюмского питомника для помощи колхозам в осенних посадках отпущено пять тысяч саженцев слив и около 50 тысяч ягодников.

В 1949 году мастер Куюмского сырзавода тов. Графов в совершенстве овладел процессом изготовления этого ценного продукта. завод изготовил 85 процентов сыра высшими сортами.

Соревнуясь за достойную встречу дня выборов в Верховный Совет СССР, куюмские сыроделы взяли обязательство изготовлять продукцию только высшего качества, в том числе 50 процентов — сортом «Экстра».

К 6 ноября 1949 года колхозники куюмской сельхозартели «Верный путь», Эликмонарского аймака благоустроили своё село. Здесь построены здание сельсовета, колхозная контора, медицинский пункт.

14 декабря 1955 года Куюмский леспромхоз, открытый на территории Эликмонарского аймака краевым управлением топливной промышленности, заготовил первые две тысячи кубометров деловой древесины.

В 1957 году новый директор леспромхоза Василий Никитович Редькин собрал работников предприятия и предложил проложить трассу своими силами.

«Куюмцы создали смелый и оригинальный вариант постройки дороги. На реке Куюм возвели восемь каменных дамб и этим спрямили ее русло. Количество запроектированных мостов уменьшилось на двадцать. Только за счет этого сэкономили почти миллион рублей. Трассу провели у подножья горы, используя камень и гравий из кюветов на покрытие земляного полотна. Так дорога круглогодового действия была построена вместо двух лет за два с половиной месяца.

Подлинный героизм проявили на сооружении трассы демобилизованные воины Советской Армии Яков Борисов и Петр Бадин. Они восстановили списанный трактор «С-80» и переоборудовали его на бульдозер. Работая посменно круглыми сутками, механизаторы переместили сотни тысяч кубометров грунта, помогли строить дамбы… Там, где раньше гуляли лишь дикие звери, уже вырос поселок лесозаготовителей».

8 декабря 1958 году Куюмский леспромхоз краевого управления топливной промышленности план десяти месяцев не выполнил. «В результате произошли финансовые затруднения, заработная плата рабочим задерживается. Причиной плохой работы этого перспективного предприятия является неудовлетворительное состояние техники. Из восьми тракторов и 23 автомобилей половина нуждается в капитальном ремонте, но он не проводится. На трелевке леса в течение года работал только трактор ДТ-54. На срыв плана повлияла также низкая организация труда».

25 июля 1959 г. отмечается хорошо оборудованные очаги культуры в Верхнем и Нижнем Куюме, где расположены фермы колхоза имени Сталина.

17 ноября 1959 году Куюмский леспромхоз находится в ведении краевого управления местной промышленности. По замыслу леспромхоз должен был обеспечивать лесом и пиломатериалами новостройки Горного Алтая и частично районов, прилегающих к Бийску.

Однако с самого начала при организации нового предприятия был допущен ряд грубейших ошибок... «Рабочий поселок заложен не вблизи лесного массива, а в двадцати километрах от него. Не получил решения и коренной вопрос — о прокладке к месту заготовки древесины лесовозной дороги круглогодового действия... За эти годы сменилось шесть директоров…

В течение целого года не находила применения высокопроизводительная пилорама, за которую заплачено 350 тысяч рублей. Полтора года занял ее монтаж, и она работает в четверть проектной мощности. В груду лома превращены многие тракторы и автомашины.

Предприятие совсем не имеет ремонтной базы. В случае незначительной поломки машины приходится обращаться к помощи РТС или ехать в Бийск за двести километров. На складе нет ни одной запчасти. Вся техника работает на износ».

6 января 1966 года в селе Куюм открыта стационарная киноустановка.

13 января 1967 года на территории Шебалинского района образован Узнезинский сельсовет. В его состав вошли населенные пункты: Узнезя, Нижний Куюм, Верхний Куюм, Аскат. Центр сельсовета — село Узнезя.

11 сентября 1970 года в Нижнем Куюме был проведен вечер чествования колхозницы М. Калмыковой, которая за доблестный труд удостоена высшей награды Родины —ордена Ленина.

Куюм(Нижний Куюм)
Куюм(Нижний Куюм). Фото В. Владимирова

Верхний Куюм(исчезнувшее)

Верхний Куюм — несуществующее ныне село Узнезинского сельсовета Чемальского района, располагавшееся в долине реки Куюм на расстоянии 26,5 км от её устья, на востоке от устья правого притока — Нижней Куючи. В этом районе отмечен скальный комплекс с причудливыми формами.

Основано в 1900 году.

В Верхнем Куюме было 15 дворов, в которых проживало 31 мужчина и 41 женщина.

В 1931 году колхоз Верхнего Куюма приступил к постройке теплого двора выгребного типа. Но правление не знает, сколько и какого скота имеется в колхозе вообще, и сколько обобществленного и необобществлённого.

В колхозе введена сдельщина для доярок не только с количества голов скота (к каждой доярке прикрепили 10—12 коров), но и с выдоенного литра. Но пошли «разговорчики», что коровы по удойности различны, одной доярке хорошие попадут, другой плохие, что с литра платить несправедливо. Словом, все дело оказалось в коровах, и правление колхоза поддалось на эти «разговорчики», хотя впоследствии выправило свою линию.

Лодыри и байские подголоски идут против сдельщины, они за родовое «равенство», как раньше.

В Верхнем Куюме сдельщину применяли к количеству голов скота, которое полагается обслужить колхознику, а на качество работы не обращали внимания. Это привело к тому, что животновод колхоза Чанчибаев Мамай не следил за отелом коров, и в результата большой падеж телят и маток.

В колхозе Верхнего Куюма отмечены ясли. Работа ясель протекала удовлетворительно, загрузка ясель была достаточна и отношение колхозниц к яслям вполне доверчивое. Здесь женский труд используется более полно и рационально.

Когда начали в Верхнем Куюме колхозники строить двор, пошли по долине разговоры, что «алтайская корова не может жить в теплом дворе, сдохнет, природа у нее такая». Кроме того, баи пустили слух, что в теплых дворах коровы завшивеют.

В 1955 году в поселке Верх-Куюме, где были расположены животноводческие фермы, было организовано два красных уголка. Работники животноводства имели возможность культурно отдохнуть здесь после трудового дня. К их услугам были — радиоприемники, патефоны с выбором хороших пластинок, гитары, балалайки, настольные игры: шашки, шахматы, домино. Красные уголки были оформлены плакатами, лозунгами, картинами, монтажами, имеются библиотечки-передвижки, литература в которых систематически обменивалась заведующей сельской библиотекой т. Гусельниковой.

Ещё осенью 1970 году писалось, что «в буран, дождь и слякоть пробирается культработник коммунист Иркитов с Тубачаковым на лошадях к чабанам Верхнего Куюма, Ороктоя, на альпийские пастбища Эдиганского плато. И там, куда приезжают, организуют тематические вечера, устные журналы, дни животноводов, дни культуры на ферме».

Похоже, село прекратило своё существование вместе с СССР. На момент написания статьи другой информации нет.

Основная статья Куюм (Нижний Куюм)

© Е. Гаврилов, 9 марта 2017 года. Ссылка на сайт обязательна!