Памятник стремени

Памятник стремени — скульптурная композиция в урочище Кур-Кечу Онгудайского района.

Памятник стремени
Памятник стремени. Фото В. Владимирова

Туристское значение

Рядом со скульптурой находится поле, где традиционно проводят конноспортивные соревнования — кок-бору, скачки.

В 330 метрах на восток от памятника находится большой курган. К северу, на расстоянии 1,3 километра — знаменитый Ильгуменский порог.

Ещё одна достопримечательность, дальше по Чуйскому тракту на расстоянии 3,4 километра — бом Кур-Кечу.

Памятник стремени
Информационный плакат у памятника стремени. Фото В. Владимирова

Как добраться

На 681 километре Чуйского тракта находится необорудованный съезд влево в поле. Если вам позволяет ваш автомобиль, необходимо по этой колее проехать на восток 170 метров. Как вариант — проехать за километровым указателем ещё 130 метров и пройтись пешком 110 метров по полю.

Ещё один способ. На 680,6 километре свернуть влево на дорогу, ведущую к порогу Ильгумень. Через 400 метров свернуть вправо на восточный край ипподрома и проехать ещё 600 метров. Далее пройтись через игровое поле 90 метров на запад.

Описание

Идея, организация, финансирование проекта — кандидат филологических наук Василий Петрович Ойношев. Автор и исполнитель — Евгений Идеев. Высота памятника около 3 метра, вес — примерно 300 кг.

На памятном знаке высечены строки из стихотворения алтайского поэта Алексея Тадинова «Кто стал на стремя, тому посвящается это».

Памятник стремени
Памятник стремени. Фото В. Владимирова

История

Очень много на Алтае легенд, связанных с вторжением на алтайскую землю различных завоевателей —джунгаров, цинского Китая, ойратов, «мунгалов», тувинцев и др. племен. В легендах народ прославляет народное ополчение и поэтому широко известны алтайцам имена героев этих битв.

Когда В.П. Ойношев задумался о создании памятника, он решил посвятить его народному ополчению и сделать собирательный образ героя, периода восхождения алтайцев в состав России. Памятник хотел выполнить по-крупному и приурочить его к 250-летию вхождения Горного Алтая в состав России.

И конечно же, необходимо было делать памятник коню. Конь у алтайцев (да и не только у них!) — универсальный образ, благородное животное, первый друг и советник богатырей.

К сожалению, идею В.П. Ойношева никто не поддержал…

Для создания памятника финансовые возможности у него были очень скудные. Задача, которую необходимо было решить —  собрать воедино все идеи и сделать очень дёшево проект. Василий Петрович решил, что это будет лишь один символический предмет…

Историки говорят, что стремя придумали где-то в Центральной Азии. Это наиболее предполагаемое место его появления. Но это только предположение.

С изобретением стремени боевая мощь конницы резко возрасла. Завоевательные походы, рождение эпоса, возможно, великое переселение народов — это всё было потом. Стременем можно отразить целую эпоху кочевников, героев. Кроме того, стремя – неотъемлемый атрибут коня.

И выбор пал на стремя… Что-то другое сложно придумать.

Вначале была идея сделать стремя большим, сложенным из камней. Но нужны были большие деньги, которых найти не удалось. Пришлось от этого направления отказаться.

И В.П. Ойношев начал искать мастеров. У него сложились очень хорошие отношения с купчегеньскими умельцами . Когда он обратился к ним с вопросом: «Кто может это сделать?», ему сказали, что в Курате есть свободный парень, который может эту идею реализовать.

Василий Ойношев: «Я поехал к нему и рассказал о своих планах. Он обещал подумать и нарисовать. Я попросил сделать эскизы не в плоскости, а в объёме.

На Алтае самая выдающаяся коллекция стремян есть у Аржана Кухаева в Онгудае. Я сказал об этом Идееву, посоветовал, чтобы он её посмотрел и что-то придумал».

Евгений Идеев: «Когда Василий Петрович предложил идею памятника, самое сложное было сделать эскиз, найти нужный рисунок, создать собирательный образ для всех стремян.

У моего друга Аржана Кухаева большая коллекция стремян. И старинных, и современных. Это и отлитые образы китайских драконов, и звериный стиль тюркских племён.

Придумал голову волка. Решил, что обязательно он должен быть сверху. Волк — наиболее почитаемый зверь тюркских народов. Образ обсуждал со многими людьми в Онгудайском районе.

— Можно. Нормально. Хорошо».

Василий Ойношев: «Приезжаю к нему. Он уже нарисовал памятник в объёме, придумал нюансы. Предложил голову волка и мне понравилось. Волк связан с тюркскими легендами. Согласился».

Евгений Идеев: «Узоры на стремени больше для того, чтобы заполнилась пустота, чтобы было красиво. Смысла особого в них нет.

На эскиз ушло около четырёх месяцев. Показывал Петровичу — отправлял через электронку. Он заезжал, смотрел — подойдёт, не подойдёт. Большей частью все вопросы решали с ним.

Ковка особых трудностей не вызывала. То, что по металлу — было наработано, сложностей никаких...

С Петровичем искали место где поставить. В конечном итоге пришли к тому месту, где сейчас стоит. Рядом проходят соревнования по кок-бору. Чтобы видел народ и там рядом курганы.

Я считаю, что всё удалось. То, что хотел сделать, сделал. А когда поставили на подиум, всё встало на свои места. От заказа до открытия прошло около полутора лет...».

Василий Ойношев: «А дальше встал вопрос – где поставить? Я предполагал поначалу установить на слиянии Чуи и Катуни. На высоте, на горе. Там бы он смотрелся. Рядом планировал поставить большую коновязь. Одиночный памятник смотрится хуже, чем когда рядом что-то установлено. Если сделать коновязь в два раза выше, то смотрелось бы по-другому.

Посмотрел на место, подумал. Любой там может его свалить…

А тут купчегеньские ребята предложили: «Давайте установим в Кур-Кечу, там, где мы проводим «кок-бору», праздники. И хотя я предполагал, что он затеряется, так как поле большое по сравнению с памятником, пошёл на это потому, что купчегенцы обещали мне помочь сделать комплекс.

И они мне начали помогать! Глава Купчегеньского сельского поселения Владимир Павлович Мандаев и четыре-пять энтузиастов. Пара человек поехала из Горно-Алтайска.

Наняли кран, привезли камней, так как на том месте, где собирались возводить комплекс, нормальных камней не было. Поехали в Большой Яломан. Купчегенцы знают места. Привезли, поставили камни.

Основу, камни, на которых стоит памятник — всё придумали купчегеньские ребята. Я хотел по-другому. Местные мастера предложили выставить камни в форме подковы, полукругом.

А подкова — часть конского снаряжения не только у алтайцев, но и у русских.

Памятник поставили на четыре камня, на четыре опоры, что несёт тоже определённый символический смысл.

Сделали нормальное открытие. Не знаю, как долго он будет стоять».

Серемей Кунанаков, мастер: «Мы устанавливали всей нашей мастерской. Все мастера участвовали. Искали, возили камни. Участвовал Владимир Павлович Мандаев, Василий Петрович Ойношев.

Стремя – это прогресс. Когда без стремени, на лошади нет упора. Всё началось с этой мобильности всадника. Работа с лошадью облегчилась в то время, когда придумали стремя.

Как же без стремени? И копьеносец, и шашкой рубить было неудобно. Можно сказать, что это технологический прорыв того времени.

Первое стремя на Алтае нашли именно в нашем сельском поселении. В Кур-Кечу. Плоские пластинчатые стремена».

Василий Ойношев: «Это не первое стремя. Находили их до этого и в других местах. Я бы не осмелился сказать, что оно первое.

Курган, который находится рядом — очень большой. Типа керексура, могильник. В тех местах он самый большой, очень интересный. Раскопан только посередине. А надо копать весь.

И вообще в этом районе много памятников. Перемешаны скифские и тюркские эпохи. Там и руническую надпись находили».

13 июня 2017 года состоялось открытие памятника.

© Е. Гаврилов, 17 мая 2019 года. Особая благодарность за помощь в подготовке материала В.П. Ойношеву и Е. Идееву, С.Кунанакову. Ссылка на сайт обязательна!