Е. Бурец. По Чулышману на... мотоциклах
- Информация о материале
Река Чулышман известна многим.
Туристы-пешеходы знакомятся с Чулышманом на плановых маршрутах № 75 и 76, а также совершая самодеятельные походы в район южной оконечности Телецкого озера.
Туристов-водников Чулышман привлекает как одна из основных рек, впадающих в Телецкое озеро, вызывающая повышенный интерес любителей спортивного сплава на плотах.
Но по Чулышману на... мотоциклах?!
А все началось с письма челябинских мототуристов. Извещая Барнаульский клуб туристов о своем намерении совершить мотоциклетное путешествие по Горному Алтаю, челябинцы просили ответить на добрую дюжину вопросов, возникших у них в ходе подготовки к путешествию. Ознакомившись с маршрутом, намеченным челябинцами, мы удивились, что они собираются пройти по местам, которые считались непроходимыми для мототранспорта.
Челябинцы просили совета, консультации и рекомендаций. Проще всего было отписаться, сказать, что отрезок маршрута от устья Чулышмана до Улагана для колесного транспорта непроходим. Рука не поднялась написать это, и мы решили помочь челябинцам. Один из туристов-ветеранов вспомнил, что кто-то когда-то этим путём проходил.
Выяснилось, что несколько лет назад на легком мотоцикле «Ковровец» долиной реки Чулышман прошел алтайский спортсмен Юрий Егуеков. Правда, шел он, если можно сказать, вниз по течению, то есть катился с горы. Челябинцы же собирались пройти этот маршрут в обратном направлении. А это было далеко не одно и то же.
До Телецкого озера Егуеков, к сожалению, не дошел. Не дошел каких-то 8—10 километров. Встретиться с первопроходцем нам не удалось.
Обо всем этом мы сообщили в Челябинск. Пример Егуекова поднял там настроение, а неудача не смутила.
И челябинцы в конце июня отправились по этому неимоверно трудному маршруту. Расчищали тропу от камней и гатили топи, переносили мотоциклы на жердях, строили из подручных средств переправы, форсировали водные препятствия на паромах, в лодках и вброд.
С каждым днем путь становился все труднее, убывали силы, уменьшались пройденные за день расстояния. Вот выборка их путевого журнала: «1-й день - 40 км, 2-й день — 31 км, 3-й день — 20 км. 4-й день — 4 км...».
Водные переправы сменялись конными тропами, но легче от этого не становилось. Тропы были порой такими узкими, что никто не решался не только проехать по ним, но даже провести мотоцикл в руках. Выручали страховочные фалы. Каждую машину проводили два, а то и три человека. Изредка встречавшиеся пастухи одобрительно говорили: «Все правильно. Здесь даже привычная алтайская лошадь и то идет только в поводу».
Казалось, что это уже предел. Но самое трудное, оказывается, было еще впереди. Штурм перевала Кату-Ярык продолжался два дня. Машины, горючее, снаряжение и продовольствие поднимали на перевал по частям. Втащив очередной мотоцикл или партию груза, спускались вниз за следующей. И так — бессчетное число раз.
И вот все трудности позади. Группа вышла на Чуйский тракт. Ах, какое это было наслаждением — мчаться по прекрасной автостраде!
В Туекте группа свернула на Усть-Кан и через Колывань, Рубцовск и Семипалатинск возвратилась в Челябинск.
Передо мной письмо из Челябинска. На 14 страницах руководитель похода Александр Казаков делится своими впечатлениями о походе: «Объехав Союз, как говорят, вдоль и поперек, мы не встретили ничего подобного! ...Мы полюбили: Горный Алтай всей душой и при первой же возможности постараемся посетить его ещё раз...».
Не успели челябинцы стряхнуть дорожную пыль со своих мотоциклетных доспехов, как по «тропе Егуекова» отправилась еще одна «мотоэкспедиция». На этот раз дерзкий вызов Чулышману бросили мототуристы Валентин Друганов и Борис Бабенко из Хабаровска. И ехали они на одном мотороллере «Вятка»!
За 23 дня они прошли 1.600 км по маршруту Барнаул — Бийск — Акташ — Усть-Улаган — Кату-Ярык — долина Чулышмана — Телецкое озеро — Артыбаш — Бийск. Перевалили через семь перевалов, форсировали 20 бродов, одолели три паромные, одну лодочную и одну теплоходную переправы и 11 августа благополучно финишировали в Барнауле.
...Принимаясь за данную статью, автор не ставил своей целью преподнести любителям путешествий нечто вроде путеводителя или «лоции». Хотелось лишь довести до сведения мототуристов о возможности прохождения этого интереснейшего во многих отношениях маршрута и пробудить к нему интерес у истинных путешественников.
Евг. Бурец, инженер.
Источник: Алтайская правда, 22 января 1981 г.