История села Джазатор
- Информация о материале
Сапожников Василий Васильевич, подъезжая к месту расположения сегодняшнего Джазатора, писал, что «…тропа идёт всё время правым берегом Ясатера, то высокими террасами, то прибрежной низиной, и вообще удобна. Пребывание в красивой долине положительно отравляется массой комаров; против них действительно даже сильное курево… Перед слиянием Ясатера с Ак-Алахи, откуда начинается Аргут, тропа отклоняется по широкой степной долине вправо...» Никаких поселений или кочующих народов в этих местах В.В. Сапожниковым отмечено не было.
Основная статья Беляши (Джазатор)
За два года со дня образования в 1930 году контрабанда стала уходить в прошлое, пережитки патриархально-родовых отношений выкорчевывались. Был организован сельсовет, избы-читальни, три колхоза, партийная ячейка с партгруппами. Дети алтайцев и теленгитов были помещены при интернатах в двух школах, неграмотное население было охвачено ликбезом. Зимой 30-40% ранее кочевавшего население обеспечили жилыми помещениями. Работники колхозов добились того, что молодняк был сохранен по овцам на 97%, по рогатому скоту на 100. Секретарём Аргутской партячейки тогда был некто Иванов.
В 1935 году Джезаторский (Джазаторский) сельсовет включился в конкурс на звание передового сельсовета. Кош-Агачский аймакисполком установил тогда премии—один патефон с пластинками для лучшей депутатской группы или секции сельсовета и один велосипед, для лучшего председателя сельсовета. Проверка соревнования сельсоветов проводилась один раз в месяц.
Джезаторский сельсовет по культурному состоянию был назван передовым. Сельсовет помещался в благоустроенном здании, была приобретена мебель, столы покрыли красным сукном, на стенах повесили плакаты и лозунги. В одном помещении с сельсоветом находилась изба-читальня, в которой ежедневно проводилась читка газет и журналов.
В 1936 году в Джазаторском сельсовете побывала Кош-агачская юрта-передвижка. Работники юрты-передвижки верхом на лошадях проехали в становища пастухов, куда вообще трудно проехать. Демонстрировалась кинокартина «Флаг стадиона». Старые семидесятилетние колхозники теленгиты с изумлением смотрели кино, восторгались и говорили: «Спасибо партии, спасибо советской власти за культуру, которую они нам дают». Был проведен медицинский осмотр колхозников и оказана медицинская помощь. Юрта-передвижка наглядно показала матерям-ойроткам, как надо поставить уход за детьми. С колхозниками обсуждены речи товарища И.В. Сталина.
В 1937 году в колхозе «Кызыл-Аргут» охотники за 10 дней выполнили квартальный план добычи пушномехсырья. Охотник Анфилофьев Иван из колхоза имени Кирова за 6 дней добыл пушнины на 200 рублей. А близ села Джазатор убит редкий в Ойротии зверь — полосатый барс.
Была проведена перепись скота. Сюда верхом выезжали счетчики.
По состоянию на 1 января 1938 года к Джазаторскому сельсовету относились следующие сельхозартели:
«Им. Кирова» (59 двора, площадь посевов озимых и яровых – 39 га, Фактический сбор зерновых к бобовых с 1 га убранной площади в центнерах 24,7 ц/га, поголовье: КРС – 161, овец и коз 2082, лошадей – 133, денежный доход 101.897 рублей, стоимость основных средств производства – 45.778 рублей);
«Им. Куйбышева» (65 двора, площадь посевов озимых и яровых – 50 га, поголовье: КРС – 587, овец и коз 5.613, лошадей – 183, денежный доход 96.705 рублей, стоимость ОСП – 110.111 рублей);
«Кызыл Аргут» (33 дворов, площадь посевов озимых и яровых – 319 га, поголовье: КРС – 256, овец и коз 1.482, лошадей – 110, денежный доход 36.464 рублей, стоимость ОСП – 31.052 рублей),
В 1941 году открылась новая библиотека. В Джазаторском Совете (председатель тов. Каташов, налоговой агент Урюмов) финплан выполнен на 146 процентов.
В 1946 году замечательного прироста своей отары добилась 80-летний чабан Тонукова Бакетба, получив от 450 овцематок 480 ягнят. Бакетба Тонукова — была лучшим чабаном Джазатора. Она была полна энергии и сил, эта удивительная женщина! Бакетба получила 20 ягнят дополнительной оплаты. Отличилась в этом году и чабан Шайбуракова Улбай, получившая 18 ягнят дополнительной оплаты.
В январе 1947 года в Джазатор пришли связисты с радиостанцией, а 7 февраля, ко дню выборам в Верховный Совет РСФСР, она заработала. Мир приблизился. Стала ощутимее и ближе жизнь родной необъятной страны Советов, столицы братской семьи народов...
В деревне Джазатор располагается колхоз имени Кирова. От Кош-Агача, чтобы попасть в него нужно было пробираться верхом неделю. Конская тропа, извиваясь по ущельям, то круто дыбилась, то падала вниз и шла по кромке обрыва. Дальних тебеневок колхоза, таких, которые находились в 80 километрах от Джазатора, было девять, а всего двенадцать. На всех двенадцати работали люди.
14 июня 1947 годы вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР, в котором председателя Джазаторского сельского Совета Исакова Когодая наградили медалью «За трудовое отличие».
20 августа 1947 года по инициативе райкома ВКП(б) и ревисполкома в Джазатор за полтора месяца силами колхозников и интеллигенции была выстроена дорога длиной в 72 километра. В строительстве принимало участие 97 человек. До этого момента проехать в Джазаторский сельсовет можно было только на верховой лошади. Все грузы туда и обратно доставлялись вьючным путем. Первый рейс на машине сельхозартели "Мухор-Тархата" сделал шофер тов. Мискин. Он доставил колхозам соль, медикаменты, культтовары. Обратным рейсом шофер вывез масло, пушнину, кожсырье.
Жители Джазаторского сельсовета впервые увидели у себя автомашину.
В 1949 году, хотя дорога в Джазаторский сельсовет построена, все грузы продолжают доставляться к Чуйскому тракту только вьючным путём на верблюдах. Очень плохо работают торговые организации. На все колхозы имеется только один магазин сельпо. Передвижная торговля не организована. Население не имеет возможности купить даже таких крайне необходимых товаров как соль, чай, табак, спички.
В этом году в Джазаторе открылась новая сельская библиотека. Она укомплектовалась политической, сельскохозяйственной и художественной литературой.
В 1950 году в колхозах «Кызыл-Аргут» и имени Кирова Джазаторского сельсовета возникает проблема с выпасами. Колхозы могли бы отгонять свои стада на высокогорные пастбища в урочище «Укок», но не делают этого, так как считают, что «далеко от дома».
В 1953 году во всех колхозах Джазаторского сельсовета побывала Кош-Агачская аймачная культпросветпередвижка. Передвижка обслужила также пастушьи стоянки, расположенные в 80—90 километрах от центральных усадеб колхозов. Культпросветработники здесь прочитали несколько лекций, провели беседы, показали кинокартины.
Сельскохозяйственная артель имени Куйбышева продала потребкооперации 1400 килограммов сливочного масла и на вырученные деньги купила грузовую автомашину. С этого момента на дорогах Джазаторского сельсовета регулярно совершает рейсы до районного села Кош-Агач новая колхозная автомашина, доставляя на заготовительные пункты и в потребкооперацию большое количество животноводческой продукции. За один раз на склады аймачной конторы «Заготживсырье» колхоз доставил 10 тонн шерсти осенней стрижки. Раньше на транспортировку такого большого груза требовалось не менее месяца. Артель одной из первых в аймаке рассчиталась с государством по поставкам шерсти.
В августе 1954 году в Джазаторском сельсовете вне школы осталось свыше 130 детей школьного возраста. 1 сентября за парты сели не все дети.
В 1955 году в Джазаторском сельсовете располагалась культпросветпередвижка Кош-Агачского района № 2.
10 февраля 1958 года три колхоза Джазаторского сельсовета объединились, а новый колхоз назвали именем Владимира Ильича Ленина. На объединенном общеколхозном собрании председателем укрупненного колхоза избрали Мухамедкажи Искандеровича Берсимбаева, секретаря партийной организации одного из трех колхозов, а до этого инструктора по зоне Курайской лугомелиоративной станции. Впоследствии он — кавалер трех орденов, бессменный член райкома и обкома, депутат областного и краевого Советов.
Множество задач со множеством неизвестных свалилось на голову Берсимбаева уже в первый год его председательства. Основные кормовые угодья размещались в труднодоступных местах — в горах и долинах, пересеченных множеством рек и речушек. Необходимо было через них перекинуть мосты. Нужен был лес, нужны дереворазделочные механизмы. А самое главное, нужны специалисты - строители. С большим трудом были построены первые мосты. Они для Джазатора — жизненная артерия, открывающая доступ к кормовым угодьям и пастбищем. Благодаря этим смычкам-мостам был открыт доступ к освоению новых пахотных земель для посева однолетних и многолетних трав, который занимали вскоре более половины кормового поля — 910 гектаров.
В 1961 году колхоз В.И. Ленина первым в районе начал культурное земледелие — возделывание сеяных трав. И ежегодно стал снимать невиданный доселе урожай — 20—25 центнеров сена. Если в пятидесятые и начале шестидесятых годов заготавливали на зиму 10—15 тысяч центнеров сена, то теперь — по 30 и более тысяч центнеров ежегодно.
В эти же годы в колхозе началось большое строительство социально-бытовых объектов. Построены были своими силами школы, стационарная больница, интернат. В 1961 году было завершено строительство восьмилетней школы на 160 мест и интерната в селе Джазатор. До этого момента в Джазаторе была начальная школа.
В 1961 году в урочище Джазатор смонтирована метеорологическая станция. Станция работала автоматически. В точно заданное время, четыре раза в сутки, они передавала по радио данные о давлении воздуха, направлении и силе ветра, температуре и осадках. В Горно-Алтайске и Новосибирске эти сведения обрабатывались и используются при составлении прогноза погоды.
В 1962 год в селе Джазатор вступила в строй больница на десять коек. Она имела свой рентгеноаппарат, физиотерапевтическую аппаратуру.
К 1 сентября 1965 года колхоз имени Ленина колхоз выполнил годовой план по поставкам шерсти, мяса и молока, сдал государству 11 тысяч овец. Колхозу вручено переходящее знамя Горно-Алтайской автономной области. На отчётно-выборном собрании в бюро избраны лучшие: табунщик К. Кусанова, бухгалтер Бекетай Куттубаева, бригадир К. Черепанова, шофер М. Чагиева...
Всего в хозяйстве 35 коммунистов. Заведующий школьным интернатом — Толкан Кыркымбаев. Ветфельдшер — Марат Берсимбаев.
Но в Джазаторе не хватает учителей и пастухов. Бездействуют комсомольская и профсоюзная организации, не выпускается стенгазета, молчит радиоузел. Фильмы привозят от случая к случаю.
Летом 1965 года в Джазаторе побывала Южно-Алтайская экспедиция Эрмитажа. Возглавлял ее ленинградец С. С. Сорокин — кандидат исторических наук. В составе экспедиции был еще один кандидат исторических наук — преподаватель Горно-Алтайского пединститута Л. И. Мидельский. Остальные двадцать человек — студенты вузов Ленинграда и Горно-Алтайского пединститута. За Джазатором, в шести километрах от слияния рек Кок-Су и Аргут, начались раскопки. Были здесь так называемые бытовые курганы — могилы простых кочевников.
В первом же кургане оказались скелеты человека и лошади. Найдены предметы из керамики с красивым орнаментом, а также предметы из бронзы и железа — вещественные свидетельства эпохи переходного периода, когда от орудий труда из бронзы переходили к железным орудиям.
В одном из курганов археологические экспедиции обнаружили уже поздние захоронения. В верхней части кургана найден скелет человека, относящийся примерно к XVII веку. Почему эта произошло — пока загадка.
По итогам восьмой пятилетки (1966-1970 гг.) колхоз имени Ленина Джазаторского сельсовета вышел одним из победителей социалистического соревновании, а председатель Мухамедкажи Искандерович Берсимбаев получил первое признание — орден «Знак Почета».
Пройдет еще десять лет, и Мухамедкажи Искандерович будет удостоен еще двух высоких правительственных наград — орденов Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции.
Получили правительственные награды и лучшие животноводы колхоза, в том числе Петр Коткенов и его жена Матрена. А потом Петр Коткенов стал кавалером высшей награды Родины — ордена Ленина.
В 1980 году труженики колхоза имени Ленина выполнили свои социалистические обязательства на десятую пятилетку. Государству было продано свыше 5,5 тысячи центнеров мяса, 860 центнеров шерсти и 123 центнера козьего пуха.
За годы десятой пятилетки с фермы отправлено государству сверх задания 327 центнеров шерсти, многие тонны мяса, на 1.300 голов выросли отары овец и коз. Колхоз первым не только в Кош-Агачском районе, но и в области выполнил пятилетние планы по продаже государству всех видов продукции животноводства. Образцы самоотверженного труда показывали знатные скотоводы хозяйства коммунисты М. Марков, Г. Дидиянов, П. Коткенов и другие.
К началу сентября 1982 года колхозники Джазатора рассчитались с государством по поставкам мяса.
В 1982-м году была решена большая стратегическая задача — закончена прокладка автотранспортной магистрали в Аргут, куда до этого добирались вертолетом и верхом на лошади. Из года в год улучшалось дорожное сообщение Кош-Агач — Джазатор. Только за 1980-1982 год по этой дороге было перевезено более 4.000 тонн грузов. Стал возможным досрочный завоз товаров в Джазатор.
Колхоз начал закладку фундамента под межколхозный профилакторий в местности Джумала.
Будущее хозяйства связывалось с мелиорацией земель. Этот вопрос полностью должен был решится, по мнению Мухамедкажи Искандеровича Берсимбаева, не позже 1984 года, когда должно будет охвачено орошением 1 000 гектаров Бертекской долины. Своими силами до этого момента приведены культуротехнические работы на площади 400 гектаров.
В колхозе был свой техник-мелиоратор Р. Адарова, четыре дождевальные установки. С середины июля, к сожалению, на Той-Самахинской системе они переставали работать из-за отсутствия воды. Получали по 44 центнера сена с гектара. Но система нуждалась в реконструкции, необходимо было провести канал.
К 1984 году на центральной усадьбе колхоза, на чабанских стоянках животноводческих ферм развернулось капитальное строительство культурно-бытовых, производственных объектов. Построены и сданы в эксплуатацию десятки жилых домов, 8 кошар, склады под минеральные удобрения. Колхоз сдал государству за три года 1.600 центнеров мяса, 2.800 центнеров шерсти. Несмотря на сложные природно-климатические условия, в период заготовки кормов запасено нынче 35 тысяч центнеров сена.
И течение трех пятилеток удерживала первенство в социалистическом соревновании среди животноводческих ферм района комплексная ферма колхоза имени Ленина, которой руководил Александр Адаров. Половина животноводов из года в год успешно выполняла свои личные социалистические обязательства по производству животноводческой продукции. Среди них— Петр Коткенов, козоводы лауреат премии имени Лигостаева Морыш Морков, Госбаак Дидиянов, яковод Павел Чичкин и другие.
Колхозные механизаторы, инженеры вовремя, а главное, на совесть подготовили машинно-тракторный парк к полевым работам. Несмотря на острый дефицит запасных частей, местные умельцы всё же нашли выход из положения, наладив реставрацию отслуживших свой век деталей. Здесь точно по графику были подготовлены все 18 гусеничных и 11 колесных тракторов.
В хозяйстве со всей серьёзностью взялись за внедрение научно обоснованной почвозащитной системы земледелия.
В 1984 году был принят закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Древние памятники Алтайского края археологи стали ставить на государственный учет. Многие вещи, связанные с ними, обозначили проблемы.
Обнаружилось, что стал исчезать редчайший вид памятников Алтая — каменные изваяния. Простояв более тысячи лет, нетронутые превратностями времени, каменные изваяния гибли под колесами и гусеницами мощных тракторов. В лучшем случае их выворачивали и, искореженных, сгребали в большие каменные кучи на край поля. Именно в них у села Джазатор нашли и вывезли в Горно-Алтайский краеведческий музей изваяния. Под угрозой полного разрушения стали памятники степи Самаха.
Ноябрь 1987 года. Неутомимый АН-2 выполнял в день два-три рейса в Джазатор. Вахту несли пилоты Барнаульского авиапредприятия.
События минувших лет решили тогда запечатлеть в экспонатах. Создание краеведческого музея — была одна из забот председателя сельского Совета Б. Байгонусова.
Территория колхоза по площади не уступала иному району: 123 тысячи гектаров. Но для отгонного животноводства пригодны были 23 тысячи, для земледелия — 800 гектаров. Угодья разбросаны по крохам: то там, то здесь. Крайние чабанские стоянки удалены друг от друга на двести километров. Каждую из них надо было обеспечить всем необходимым.
Груз чабанам завозили машинами. Обычным и надежным средством доставки — был гусеничный трактор с тележкой. От трактористов требовалось завидное мастерство и мужество, чтобы преодолевать опасный путь. Асами в этом деле слыли Т. Булатов, Б. Каменев, К. Нашарипов, Ч. Нусарханов.
Но и трактор мог добраться не до каждой стоянки. Тогда на помощь приходили вертолеты. Есть еще один вид транспорта — вьючный, для которого не страшны ни ветер, ни снег, ни неприступные горы, была бы вьющаяся змейкой тропа. Выносливые верблюды осилят ее. Этот вид транспорта актуален и сегодня...
Бросались в глаза новостройки. Возводили дома добротные, пятистенные. Строилось сразу 35 домов. Полезная площадь каждого из них сто и более квадратных метров. Председатель колхоза — А. Сесекенов.
Все было здесь добротно. Магазины лучше, чем в райцентре. В Доме культуры было просторно, и не пустовало помещение...
Но времена поменялись...
В 2013 году в Джазаторе был открыт спортзал.
Е. Гаврилов, 11 марта 2016 года. Ссылка на сайт обязательна!