История посёлка Артыбаш

Во многих источниках про посёлок Артыбаш печатается информация, что датой основания посёлка нужно считать 1822 год. Но, утверждая подобное, носители таких сведений даже не пытаются проанализировать: а можно ли так говорить? Действительно ли эту дату нужно принимать за рождение?.. Попробуем для начала разобраться с датой основания посёлка.

Артыбаш

Туристский район: Телецкое озеро 

Надо сразу указать, что Артыбаш (перевод - "начало речного порога") долгое время означал не поселение, а местоположение.

А теперь про 1822 год. Дата введена в современный обиход Г.П. Гельмерсеном, который написал, что в этом году прибыла группа казаков для того, чтобы отлавливать в озере сельдь и переправлять её для использования в большие города и села.

4—9 июля 1834 года Г.П. Гельмерсен обнаружил у истоков Бии дикий берег, заросший высокой травой, где стояла пустая изба. То есть, менее через чем десять лет от этого промысла практически не осталась и следа. А про основание посёлка вообще говорить смешно.

В 1865 году в этих местах занимался рыболовством Чевалков Михаил Васильевич. Никаких о каких-то оседлых поселениях или групповых строениях у истоков Бии и на северо-западном берегу озера у него не сказано ни слова.

Единственное, что можно почерпнуть из его воспоминаний, так это то, на другой стороне реки Бии, в районе Иогача кочевали в это время алтайцы с зайсаном Орожоком, у которого Михаил Васильевич побывал в гостях по принуждению. И ещё, на месте современного Яйлю никто не жил, а был там густой и красивый березняк.

В списке населённых мест 1893 года в урочище Артыбаш Кергежской инородной волости указывается 20 дворов, в которых проживало 48 мужчин и 34 женщины. Количество жителей вопросов не вызывает. А вот с дворами сложнее. Скорее всего, это были юрты, что подтверждают данные исследования С.П. Швецова, опубликованные ниже.

В 1897 году В.П. Семенов-Тян-Шанский записал: «Отсюда(От Кебезени) до истока Бии из Телецкого озера считается верст 20, которые и нужно проехать по горной тропе, идущей долгое время мрачной «чернью», состоящей из кедров, пихт и елей. Тропа приводит к урочищу Артыбаш на Телецком озере». О посёлке – ни слова.

Из отчётов Алтайской духовной миссии за этот год мы находим такие сведения: «…недалеко от впадения из озера р. Бии… находятся амбары купца Тренихина и Аврамова, имевшего тут ранее рыболовное заведение. Берег очень отлогий и представляет большие удобства, как для приставания лодок, так и для устройства амбаров и проч.; он носит название Арту-Баша. На северном берегу – Арту-баш – имеется жилая изба, чего нигде в других местах, служащих для приставания лодок, уже нет».

Обратить следует внимание на то, что Арту-Баш обозначает не поселение, а место. А вот изба – это любопытно. И где поселение? Но идём далее…

Швецов Сергей Порфирьевич, побывавший с исследовательскими целями на озере в 1898 году, указывал, что по урочищу Ардыбаш живут оседло 18 аилов. Поскотина общая. Сенокосы и пашни в вольном пользовании.

Но в приложении к сборнику "Горный Алтай и его население" в экономических таблицах С.П. Швецов указывает следующее. На берегу Телецкого озера находится 23 кочевых хозяйства. Оседлых нет(!!!).

Это можно понимать так, что на этот момент никаких поселений на всём (!) Телецком озере не существует в принципе. Да, жители есть. 74 мужчины и 82 женщин. Все безграмотные. 59 юрт и один дом. Не та ли это изба, отмеченная выше?

Список населённых мест 1899 года отмечает аил Артыбаш с 15 некрестьянскими дворами, где проживает 50 мужчин и 36 женщин. Опять – что такое некрестьянский двор? Юрты алтайцев?

Через шесть лет, 13 июня 1905 года Верещагин В.И., побывавший в этих местах, в дневнике путешествий записывает: «В 4 часа пополудни мы были в урочище Артыбаш. Здесь находятся несколько избушек рыбаков поселенцев и юрты местных инородцев—телеутов и черневых татар. Жители занимаются скотоводством, рыболовством и охотой. Мы остановились в избе для проезжающих, ключ от которой хранится у старосты. Довольно большая изба разделена на две комнаты с отдельными ходами. Стены исписаны именами проезжающих. Здесь же туристы записывали свои впечатления. Верстах в двух от Артыбаша из озера вытекает p. Бия, образуя при истоке шумный порог».

В отчёте Алтайской духовной миссии, при описании посещения Высокопреосвященным Макарием, Архиепископом Томским в 1906 году этих мест, находим: «Место привала, где спешиваются, находится на берегу под открытым небом и называется Артыбаш, или Арты-Ажу. В юртах здесь живут новокрещеные инородцы, семейств 10, и один русский золотоискатель по р. Чолышман, уроженец Виленской губ. в выстроенном им небольшом домике. Он встретил владыку и умиленно просил посетить его убогую хату. Приём был радушный, а угощение еще того сердечнее.

Спешившись живо принялись все за дело: проводники развьючивали коней и снимали багаж, гребцы снаряжали и нагружали лодки, путники развели костры и готовили пищу; одни варили в котелках телятину, другие уху из телецких сельдей и хайриусов, наловленных к прибытию каравана по распоряжению Кебезенского зайсана пудов до 1 1/2. Часть этой рыбы тут же посолили и взяли потом с собою в дорогу. Миссионер о. Андрей Пояркин, вел в это время беседу с инородцами на их языке о житейским делах....

А затем владыка, выйдя от золотопромышленника и сменив Пояркина, вступил сам в собеседование с ними на их же языке, которым он, кстати сказать, владеет в совершенстве, говорит лучше, чем сами инородцы...»

Верещагин Виктор Иванович  летом 1908 года отмечает: «Измученные ужасной дорогой, мы остановились в земской избе, в поселке Артыбаш или Арты-Ажу, расположенном на северном берегу озера».

Итак, посёлок в 1908 году есть. Только вопрос остаётся открытым: когда он появился? Скорее всего, образование посёлка нужно связать с образованием Кебезени и деятельностью Алтайской духовной миссии. В воспоминаниях М.В. Чевалкова много места уделено обращению жителей прителецкого района в православную веру. Видимо, образование Кебезени, храма в ней, деятельность купцов, связанная с рыболовным промыслом, постепенно подвигали алтайцев к оседлости. Даже С.П. Швецов противоречиво описал положение с оседлостью у истоков Бии в конце 19 века.

Посёлок появился не в одночасье. Домики рыбаков как бы вынуждали алтайцев концентрироваться в одном месте. Алтайцы то уходили, то приходили. Вели свойственный им кочевой образ жизни...

Можно с определённой долей вероятности началом образования поселка Артыбаш считать 1890 год. В списках населённых мест 1886 года и ранее он не значится, а с 20 дворами отмечен в 1893 году. Исторический промежуток в 7 лет.

Летом 1910 года начальник Алтайского округа действительный статский советник В. П. Михайлов записал: «Товарное движение обслуживается водным путём по Телецкому озеру. Товары доставляются из Кебезеня гужом до северной оконечности его (Артыбаш). Так как главная доставка происходит зимой, то товар перевозится сюда на санях…. В летнее время, в случае надобности, пользуются вьючным способом. Здесь товар перегружается в большие лодки – карбазы, на вёслах переправляется на южный берег…».

Из отчёта АДМ узнаём, что в августе этого года на Арту-баше, конечном пункте озера, один матрос устроил для себя парусный карбас с палубой и наловил 90 пудов селедок. А ещё, этим же летом едва не утонули на озере путешественники-англичане, хвалившиеся ранее тем, что «мы-де плавали по океану, а потому Телецкое озеро для нас нипочем».

Списки населённых мест 1911 года отмечают в Артыбаше, по правому берегу Телецкого озера, 47 дворов, в которых проживает 151 мужчина и 149 женщин.

В 1913 году Алтайская духовная миссия открывает Артыбашинскую школу Кебезенском отделения.

В 1915 году на подворье в пос. Артыбаш возводится храм св. Иннокентия Иркутского.

В 1916 году в Артыбашской смешанной одноклассной школе учится 15 мальчиков и 10 девочек. Учитель – священник Василий Апанаев, окончивший Бийское Катехизаторское училище.

Артыбаш

Время советской власти

В 1920 г. бийским отрядом Сибисполвода производится у с. Артыбаш замер расходов воды. За минимальный зимний расход у деревни Артыбаш принят равным 44 кубометра в секунду.

В 1923 году технико-строительная контора Алтгубернии вела заготовку леса в Бие-Телецком районе. Рабочие Алтын-Кольской волости, проработав по два-три месяца, толкались из учреждения в учреждение по Кебезени довольно-таки босые и голодные, и не могли найти того, кто заплатил бы им за работу.

В 1925 году в Артыбаш, Лебедского аймака, приезжает ликвидатор неграмотности. С 1919 года здесь не было ни учителя, ни ликвидатора, и население - большинство алтайцы - так темным и осталось. Оставшиеся дома граждане,—народу дома мало, большинство в тайге, в орехах, - охотно слушали доклады, и часто можно было видеть, как вечерами, на квартире ликвидатора, собирались граждане и слушали чтение.

Облисполкомом, в целях поднятия активности работы и бездефицитного существования отдельных сельсоветов, слит Артыбашский с Кебезенским сельсоветом, с резиденцией в с. Кебезень.

В 1925 году Сапожников Василий Васильевич записал: «Селение Артыбаш состоит из нескольких десятков усадеб, раскинувшихся вдоль озера и отчасти на высокой террасе. Лучший дом принадлежит Реуту, где можно остановиться. Есть, впрочем, и земская квартира, но она менее удобна. Своего сельсовета нет и артыбашцы приписаны к сельсовету в Кебезени. Жители занимаются скотоводством, рыбной ловлей, перевозкой по озеру, кедровым промыслом в т. п...

В Артыбаше можно нанять лодку, чтобы проплыть озеро во всю длину, на что в зависимости от погоды требуется 2-4 дня в один конец.

Лучшая лодка имеется у Никиты Ивановича Гладкова, опытного и осторожного пловца, который обычно плавает со своими сыновьями...

При большом багаже, при необходимости сплавляться с лошадьми и для людных экскурсий следует нанять карбас. Это большие плоскодонные лодки, в которые грузят 150-300 пуд., при четырех гребцах и одном рулевом. Обычная цена за карбас в оба конца рублей 70-75, но при случае можно нанять и за 50 рублей...

По озеру возят Параевы, Зуйков, Южины и др.

При умеренном ветре можно пользоваться парусами… Одним на лучших сплавщиков в Артыбаше считается алтаец Степан».

Список 1926 года отмечает в посёлке 43 хозяйства алтайцев. В них проживает 115 мужчин и 119 женщин. Рынок находится в Кебезени. Появился самостоятельный сельсовет.

В 1927 году Энергоцентр возобновил изыскания на Бии. В этом году произведена рекогносцировка по Бии и Телецкому озеру, открыт водопост в истоке Бии у села Артыбаш.

В этом году в селении создаётся трудовая артель «Победитель» из 24 бедняков. С большими трудностями артель построила баркас, большую лодку, для перевозки грузов по Телецкому озеру.

Довольны были новым баркасом бедняки, но не довольны баркасом и артелью были местные зажиточные крестьяне. Особенно возмущались И. Полуденко и Ф. Гладков, открыто заявляя: «работу артели сорвем, весь груз для перевозки будет в наших руках. Пусть беднота поработает на нас. Что захотим, то и заворотим»...

И они договариваются с председателем Кумуртукского общества потребителей на перевозку 3.000 пудов груза по 55 коп. за пуд, зная хорошо, что артель «Победитель» с новым баркасом предлагала за эту перевозку по 50 копеек с пуда.

Как интересный факт этого периода можно отметить, что в 1928-1929 годах в селе работал ветеринарным врачом Леонид Николаевич Баской (Баскаков) – актер, режиссер, основатель профессионального театра в Горном Алтае.

С 1929 года в селе открыто отделение Кебезенского кооператива.

В 1930 году в Артыбаше около 30—40 дворов, которые раскинуты на протяжении около 1,5 км по правому берегу озера. Жители поселка представляют из себя выходцев из разных мест Сибири и европейской части СССР и мало походят на крестьян как видом, так и общим культурным уровнем, несравненно более высоким.

Среди них большой процент старателей с приисков, привыкших к кочевой жизни и стремящихся отойти дальше от скученного населения степной равнины. Около половины жителей—алтайцы, которые впрочем сильно обрусели, хотя и не утратили характерных алтайских черт. Старожилы Артыбаша (К. Зорин) помнят еще приезд Игнатова Павла Григорьевича в 1901 г.

По роду занятий местные жители главным образом промышленники. Окружающая тайга изобилует белкой, охота на которую в период зимнего сезона с 1 ноября всецело овладевает вниманием взрослого населения, уходящего на целые месяцы в тайгу.

Большим подсобным промыслом является кедровый орех и рыба, особенно с 1930 г., когда обострение продовольственного кризиса заставило государство и общественные организации искать в рыбе выход из дефицита мяса. Подобный род занятии, сопряженный с необходимостью специальных навыков и постоянными опасностями, отсеял из жителей наиболее слабых и неприспособленных к суровой жизни, оставив в Артыбаше наиболее крепкую и выносливую породу людей.

Недаром Артыбаш славился своими вожаками по Бийским порогам, а иные охотники с шомпольным ружьем шли на поединок с медведем.

Многие жители работали в различных развивающихся предприятиях: «Энергострое», ведущим изыскания для постройки у истока Бии гидроэлектрической станции, «Лесзаге», сплавляющем большое количество леса в Бийск и местном баданном заводе, расположенном на озере напротив Артыбаша.

Кроме того, почти каждая семья в Артыбаше имела домашнее хозяйство в виде огородов, коров, лошадей и прочего скота, которое, однако, одно не могло прокормить.

В 1931 году Артыбашском сельсовете, Лебедского аймака остро стоит вопрос о школе, которой не предоставлено нужного помещения. Школа была настолько мала, что даже при двухсменной работе не давала возможности охватить всех детей школьного возраста обучением и совершенно не была приспособлена для занятий.

В 1930 и 1932 годах советский этнограф Сергей Александрович Токарев отметил встречающийся только в Артыбаше род Сары-Чагат. Он также записал: «Прежде, лет 50 тому назад, на промысел ходили родами; Чагат с Чагат, Тибер с Тибер. Так было и в Артыбаше. На промысле сказывалась родовая вражда, друг у друга отнимали пушнину»

В декабре 1931 года председателем Артыбашского сельсовета избран кандидат ВКП(б) Сергей Иванович Параев.

В 1932 году натуралист А. М. Колосов собирает в основном в окрестностях Артыбаша коллекцию из 151 экземпляра.

В 1932 году в промколхозе «Алтын коль» Артыбашского сельсовета, Лебедского аймака по-боевому готовятся к весенней путине. Привели в боевую готовность рыболовные снасти, инвентарь и закрепили за бригадой, состоящей из 15 чел. Эта бригада вызвала на соцсоревнование бригаду охотников, на лучшие показатели по выполнению плана. Вызов был принят, заключён договор и приступлено к его выполнению.

10 промколхозников, работающих в этих бригадах, объявили себя ударниками и дали слово втянуть в ударничество весь состав бригад. Промколхоз за систематическое перевыполнение контрольных заданий премировал охотника-ударника алтайца Тупшешева Бухту и бригаду лесоводов, за перевыполнение плана и повышение выработки на человека день на 25-30 проц. против установленных норм.

9 марта 1932 года выходит постановление областного экспортного совещания: «За успешное развертывание массовой работы в аймакаx, давшее в итоге выполнение и перевыполнение планов экспортных заготовок 1931 г. по важнейшим видам пушнины и мехсырья, выдать Артыбашскому колхозу «Алтын Коль» конные грабли и сенокосилку.

В 1934 году в Артыбашском сельсовете полеводческая секция организовала воскресник по раскорчевке леса, в ходе которого у тайги было отвоевано около 5 гектар пахотных земель.

17 августа 1935 г. бесплатно для группы туристов-комсомольцев артыбашский колхоз «Алтын-Коль» предоставляет туристам пароходик «Партизан» для обзора озера. См. От «Шефа» до «Пионера Алтая»

В сельсовете Артыбаша к этому времени организован актив, налажена работа секции депутатских групп. В колхозе «Алтын Коль» добились высокого урожая колхозники-ударники Курумчин, Корлин, Туймешев, Чанчаев, Танзыков, Какаева и Чанчаева. Посеяно 26 га яровых, из них 12,5 га было посеяно на раскорчеванной и очищенной от камней земле. Урожай колхоз получил 16 центнеров с гектара пшеницы и 10 центнеров с гектара овса и ячменя.

В личном пользовании каждый член колхоза имел 2—3 коровы, мелкий скот и птицу. Каждая колхозная семья имела много овощей. Годовые планы по молокопоставкам, хлебопоставкам, мясопоставкам Артыбашский сельсовет выполнил досрочно. На 150 процентов был выполнен годовой план по мобилизации средств.

Культурно-просветительная секция своевременно подготовила две начальных школы к новому учебному году и организовала бесперебойное обучение 170 детей.

Активное участие в работе сельсовета принимают рабочие-старатели прииска Колычак.

После проработки речи И.В. Сталина на совещании стахановцев и передовых комбайнёров и комбайнерок, колхозники дали обязательство: «Увеличить в 1936 году площадь ярового сева в добиться урожая не менее 20 центнеров с гектара. Рабочие прииска обязались в 1936 году досрочно выполнить план золотодобычи».

В колхозе организован кружок по изучению агрозоотехники, в котором обучаются 19 колхозников ударников.

В 1936 году село Артыбашинское благоустроено и приведено в культурный вид. Очищены улицы, проведено древонасаждение, школа огораживается штакетником. Хорошо организована и успешно проводится работа по ликвидации неграмотности. В тайге, среди охотников и в культстане полевой бригады колхоза работают ликпункты.

Наибольшее успехи имеет сельский совет в руководстве колхозным строительством. План сеноуборки и закладки силоса в колхозе «Алтын Коль» выполнен вовремя. Закончена хлебоуборка. Высокий урожай убран без потерь.

Стахановцы и ударники колхоза товарищи Какаева Ирина, Танзыкова Дарья, Чинчаева Анастасия, Какаев Димитрий, Чанчаев Алексей, Туймешев, Ялбаев, Чинчаев М. К., Танзыков П., Паникин К , Танзыков Василий — актив сельсовета.

К 15 октября выполнен план зяблевой вспашки, образцово подготовлен с стойловому содержании скот, перевыполнен план заготовки пушнины.

20 июля 1936 года Президиум ВЦИК утверждает Турачакский аймак, куда входит Артыбашский сельсовет. Центр аймака в селении Турочак.

29 марта 1937 года в селе открыто отделение связи.

13 июля 1937 г. начинает работу Телецкая рыбохозяйственная экспедиция. На озере ловом рыбы занимаются две бригады— 27 рыбаков. Отсутствие наличных денег в Артыбашском пункте Рыбтреста приводит рыбаков к необходимости сдавать уловы в другие организации. Ледник в Артыбаше через некоторое время остался без льда, крыша у него протекала. Тары для хранения и перевозки не было. Испытывался острый недостаток в таких вещах, как шнур для перекатов, сетник, посадочная нитка, воровина.

1 января 1938 года к Артубашерскому сельсовету Турочакского аймака относились следующие сельхозартели: «Алтын—Коль» (42 двора, площадь посевов озимых и яровых – 57 га, поголовье: КРС – 25, овец и коз 26, лошадей – 54, денежный доход 34.869 рублей, стоимость ОСП – 42.117 рублей), «Кызыл—Myлтук» (24 двора, площадь посевов озимых и яровых – 40 га, лошадей – 21, денежный доход 9.347 рублей, стоимость ОСП – 2.558 рублей),

В 1939 года зажиточно и культурно живут колхозники сельхозартели «Алтын коль». Готовясь к защите своей родины, колхозники создали осоавиахимовскую организацию, в которой насчитывалось 38 человек. Инициаторами оборонной работы явились комсомольцы.

При колхозе хорошо работал кружок ворошиловских всадников. Правление выделило для него двух коней, приобрело седло и т. д. Инструктор конного спорта тов. Зорин, побывавший в областном конно-спортивном клубе, с большим желанием обучал колхозников кавалерийскому делу.

В кружке противовоздушной химической обороны занималось 35 человек, в стрелковом кружке—17 человек. Все они изучили материальную части винтовки, баллистические данные и наводку. Проводились зачетные стрельбы.

В 1941 году сельхозартель «Алтын-Коль» имела звероводческую ферму.

В 1942 году саженцы яблони «Пепин шафранный» и груши «Лукашевка», которые садовод Рачкин привез из Ойрот-Туры, были розданы населению для посадки по берегам озера.

12 января 1942 г. исполком облсовета решил «В соответствии с решением исполнительного комитета Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся от 30/VI-41 г. № 2480 утвердить организацию рыбного завода в Артыбаше. Выделить 50 тыс. рублей на постройку катера для обслуживания Телецкого озера и прилегающих к нему рек».

В 1944 году по представлению партийных и советских и комсомольских организаций на областную доску почёта заносится косарь колхоза «Алтын Коль» M. Егуекова, выполняющая норму на косьбе вручную на 140 процентов.

В 1946 году на областную доску почёта заносится колхоз «Алтын коль»(председатель товарищ Чинчаев), выполнивший план хлебосдачи государству.

В 1948 году на склонах гор террасы, на них – колхозные поля. Зреет пшеница, ячмень, овес, чуть поодаль—пасека, в колхозе есть рыболовецкая бригада. Дети колхозников учатся в школе. На избах можно видеть антенны. Село живет полнокровной жизнью. Развивается рыболовный промысел. Главная добыча—телецкий сиг.

В 1949 году телефонная линия связывает Артыбашский Совет с аймачным центром.

25 ноября 1951 года неузнаваемо изменяется облик села Артыбаш. В селе имеется школа, изба-читальня, сельская библиотека. Нынче здесь строится новый сельский клуб.
Бригада плотников в составе 6 человек, вступив в социалистическое соревнование в честь третьей Всесоюзной конференции сторонников мира, приняла обязательство закончить строительство клуба к Дню Сталинской Конституция— 5 декабря.

В 1953 году проведено большое культурно-бытовое строительство. Построено новое здание школы-семилетки.

В 1954 году коллектив Телецкого лесхоза берёт шефство над сельскохозяйственной артелью «Алтын-Кол», Турочакского района. Плотницкая бригада шефов построила в колхозе типовой телятник.

В 1956 году до села доведена автомобильная дорога от Бийска. По новой дороге к озеру приезжают школьники, туристы из ближайших и центральных районов страны.

В 1961 году Артыбашский сельсовет, к руководству которым пришел С. И. Мастерских, проводит большую работу по благоустройству села.

В 1967 году в селе построены бытовые мастерские. Открыта автобусная линия Турочак — Артыбаш.

С конца мая 1967 года на правом берегу Телецкого озера, чуть меньше километра выше турбазы «Золотое озеро» располагается стационар Телецкого филиала Института систематики и экологии животных СО РАН. Он был создан по инициативе ряда ученых, решением Президиума СО АН от 2.08.1960 г. № 294.

В 1976 году организован контрольно-спасательный отряд «Артыбаш».

К 1980 г. председатель исполкома Артыбашского сельсовета Алексей Андреевич Леонтьев добивается значительных перемен. Построен обелиск в память о ста тридцати пяти погибших в Отечественной войне односельчанах. Отстроена школа, больница. А.А.Леонтьев добился порядка на лесоповале.

По сторонам села стоят крепкие высокие дома, ровные изгороди, полные всякой всячины огороды. Мчатся автобусы, набитые туристами — люди возвращаются в свои далекие от этих горных мест края.

3 июля 1991 года закон Горно-Алтайской ССР "О статусе Телецкого озера" разрешает на Телецкого озера любительскую и спортивную рыбалку в соответствии с действующими Правилами рыболовства в водоемах только по разрешениям (платным лицензиям), выдаваемым Артыбашским сельскими Советами народных депутатов.

Разрешается местным жителям, постоянно проживающим на территории Артыбашского сельских Советов народных депутатов, отлов сига сетями по платным разрешениям. Каждому жителю разрешается выставлять (в разрешенные сроки и в разрешенных местах) до трех стандартных сетей с ячейкой не менее 22 мм и отлавливать для личного потребления (без права продажи) до 5 кг сига за одну рыбалку.

Артыбаш

После уничтожения СССР

Прежде чем перейти к обзору состояния дел в селе после того, как не стало советской, народной власти, заметим, что животноводство и полеводство в посёлке сошло не нет. Тот, кто указывает, что и сегодня есть животноводческие предприятия, заблуждается. В Артыбаше имеется один(!) кооператив, который позиционируется как занимающийся животноводством. О его деятельности скромно помолчим. По крайней мере, об его успехах и делах никто нигде не сообщает.

Ясно одно: сегодня на первое и единственное место в Артыбаше выходит сфера обслуживания и развлечений. Производство, кроме сувенирной и развлекательной продукции, никому здесь не интересно.

21 октября 1992 года была создана Алтайская республиканская поисково-спасательная служба, в состав которой входил поисково-спасательный отряд «Артыбаш». Отряд базировался в селе Артыбаш на берегу Телецкого озера, контролировал его акваторию, а также Абаканский и Сумультинский хребты.

С 1998 года вновь в село переводят из Яйлю главную контору Алтайского заповедника. Затем она переезжает в Горно-Алтайск(почему бы не в Москву?), оставляя в Артыбаше приёмный пункт (громкое современное название «визит-центр»), с функциями рабочей конторы.

С конца девяностых восстанавливают православную общину(центре современного прихода). Построен новый храм в честь иконы Божьей Матери «Умиление».

С 2002 по 2007 года в Артыбаше проводился праздник Тюрюк Байрам.

А в 2004 году здесь проводится современный алтайский культурно-спортивный праздник Эл-Ойын.

Начиная с 2004 года на Артыбаше ведутся наблюдение за чистотой воды Телецкого озера. Остро стоит вопрос об организации свалки.

С 2010 по 2013 год в селе вводится в действие водопровод.

22-24 июня 2013 года в районе Артыбаша наблюдалось половодье.

В 2013 году разработан проект «Артыбашское сельское поселение» для обустройства села и сохранение природы и озера в связи с усилившимся притоком туристов.

Регулярно стали проводиться мероприятия по уборке берегов озера от мусора, в которых принимают участие многочисленные жители прибрежного района.

В апреле 2013 года выявлен факт незаконного использования акватории Телецкого озера жителями села Артыбаш, которые самовольно, с использованием экскаватора, произвели выемку грунта со дна озера, с целью создания причалов для маломерных судов.

Основная статья Артыбаш

Материал подготовил Е. Гаврилов 6 ноября 2015 года. Ссылка на сайт обязательна!