О населении Телецкого озера

Когда-то немецкий историк и географ Карл Риттер, по сообщению Радлова В.В., предсказывал блестящее будущее озёрам, подобным Телецкому. Его фантазии, основанные чисто на теоретическом знании озера, создали на его берегах села и города. По озеру, как по морю, должны были плыть корабли, связывающие торговлей обитателей описанных им населённых пунктов.

В 1861 году Василий Васильевич Радлов  считал это выдумкой, ибо он не теоретически, а практически был знаком с местностью и берегами Телецкого озера и давал ему самые пессимистические прогнозы.

История рассудила иначе. Оказалось, что неправыми оказались оба учёных. Истина оказалась где-то посередине…

Алтайцы

Районы расселения

Юг Телецкого озера, а также районы, примыкающие в рекам Чулышман и Башкаус служили местами проживания алтынкольских теленгитов. Север считался районом проживания тубаларов. 

В северной части озера, в большой черни, каждый род тубаларов имел право на определенные места для промысла, охоты. Долины были строго распределены, каждый лог принадлежал определённому роду.

Тем не менее, кумандинцы, не считаясь с этим делением, занимались промыслам в окрестностях Телецкого озера, что служило основой конфликтов с тубаларами.

У самых истоков Бии по обоим берегам Телецкого озера до его половины, гранича с телесами, находилась Тергешская, или Кергежская, волость.

Телесский оток, занимавший к моменту первого контакта с русскими в начале XVII в. южное побережье Телецкого озера и бассейн реки Чулышман, продолжал владеть этой территорией вплоть до начала XX в. Верховным распорядителем пастбищ отока являлся зайсан.

Г.П. Гельмерсен считал, что северные алтайцы внешне, в очертаниях лиц и по многим деталям быта схожи с финнами.. Южных обитателей озера он считал результатом ассимиляции с тюрками, монголами и самоедами.

1878 году Николай Михайлович Ядринцев писал, что «берега озера мало населены; западный берег, вследствие своей неприступности, вовсе не населен; только на северном и южном берегах да в южной части восточного берега, обитают кочевники; в нижней части Чулышмана производится земледелие, возделывается не только ячмень, но пшеница и табак; оседлых поселений на Телецком озере вовсе нет.

Жители по Телецкому озеру, по Башкаусу и Чулышману и доселе называют себя телесами, но название телес пропадает на Чуе. Что телеуты и телесы были не одно и то же, видно из того, что в 1652 году, по свидетельству Фишера, последние были подчинены и покорены телеутами...»

В 1895 г. по сообщению Семенова-Тян-Шанскго В.П. «Безжизненности озера содействует и отсутствие на его лесистых и скалистых берегах (состоящих в северной части озера из сланцев, в южной - из гранитов и в юго-восточной из конгломератов) населения; только в северо-западном конце есть несколько бедных маленьких поселков черневых татар да в южном конце - четыре селения теленгитов».

В 1895 году М. Михайловский отметил, что «берега Телецкого озера мало населены: в скверной части встречаются бедные селения новокрещенных инородцев; западный берег, вследствие недоступности, вовсе не заселен; на южном берегу и южной части восточного берега обитают немногие инородцы-кочевники».

В 1898 году Швецов Сергей Порфирьевич указывал, что по урочищу Яйлю, на берегу Телецкого озера, кочевали по р. Ченченек 7 аилов. Поскотина общая. Сенокосы и пашни на горе были в вольном пользовании. По урочищу Ардыбаш живут оседло 18 аилов. Поскотина общая. Сенокосы и пашни в вольном пользовании.

А вот данные экономики этого года, помещённые Швецовым С.П. в приложении к сборнику "Горный Алтай и его население": Берег Телецкого озера, хозяйств кочевых 23 (оседлых нет), мужчин 74, женщин 82. Число грамотных нет, 1 дом, 59 юрт. Не имеющих посева 5 хозяйств. Засеяно десятин: 2,6 пшеницы, 7,6 ячменя, 1,3 ярицы. Сенокосом пользуются 23 хозяйств. Поставлено 6280 копён сена. Мелкого рогатого скота нет. Рогатого скота: телят до 1 года 87, нетелей 14, 2 быков, 102 коров. Лошадей 153. Не имеющих лошадей 3. С одной рабочей лошадью 3, с двумя рабочими лошадьми 2. От 3 до 5 лошадей 8, 5-10 - 6, 10-15 – 2. С 1 головой крупного рогатого скота 2, от 2-4 - 6, 4-6 - 5, 6-10 - 6, 10-15 - 3. Без мелкого скота 23. Число хозяйств имеющих пасеки нет. Число хозяйств, занимающихся промыслами - 23, 42 мужчины и одна женщина. Число душ, платящих казённую подать 27.

В 1905 году по сообщению Верещагина Виктора Ивановича кроме Артыбаша у северного конца озера было «несколько поселений телеутов и четыре поселения у южного конца озера. В силу топографических условий берега Телецкого озера населены очень слабо. Все местное население состоит из нескольких семей русских, черневых татар (туба-кижи) и телесов.

В северной части преобладают черневые татары, в южной—теленгиты или телесы. Возле же самого озера можно насчитать всего лишь несколько десятков семейств…

Мыс Иожон необитаем, но несколько лет тому назад здесь жили телёсы, имели пашни и довольно много скота, но, вследствие возникших между ними раздоров, по распоряжению своего зайсана были переселены в долину Чулышмана».

Из списка населенных мест Бийского уезда на 1911 года известно, что по правому берегу Телецкого озера было 47 дворов, в которых проживало 187 мужчин и 192 женщин. Количество земли, владеемой селениями было 203 десятин.

Религия

Вплоть до недавнего времени многие камы-алтайцы, тубалары и телесы считали гору Абукан своим тöсем, т. е. покровителем, и получали от нее или через нее свои бубны. Телесский кам Капшагай в призываниях во время камланий называл Абугана «хозяином Телецкого озера».

У телеутов еще в середине XIX в. оказалось наибольшее сосредоточение конкретных мифологических материалов и шаманистских представлений о самом Ульгене как демиурге, о его первородных богатырях (но не сыновьях)-помощниках, о его местожительстве на горе Алтын-Ту (Золотая гора), название которой в наше время сохраняет гора, возвышающаяся над Телецким озером (Алтын-Кёль), и т. д.

В 1757 году протопоп Симеон Шелковников в доношении сообщал о крещении в районе Телецкого озера 82 телесов в возрасте от 1 до 74 лет. Крестившиеся получили русские имена.

Миссионерские работы начались и на территории Горного Алтая, где одним из первых в 1757 г. христианство принял Кооки Боочатов, при крещении получивший фамилию Максимов.

В окрестностях Телецкого озера жил весьма известный в том краю кам или шаман по имени Казак. Это был человек от природы очень не глупый и в своем народе уважаемый. Он чаще других своих собратов по профессии приглашаем был для камланья по всей той стране.

Особой строкой необходимо отметить Чулышманский Благовещенский монастырь и его влияние на местное население.

Занятия местного населения

Вениамин Петрович Семенов-Тян-Шанский отмечал у инородцев большое количество маленьких долбленых челноков да у русских торговцев есть десяток-другой больших неуклюжих лодок, на которых перевозятся пассажиры и товары для нужд местных инородцев или для торговли с Монголией (по р. Кемчику).

Статистик Швецов Сергей Порфирьевич писал, что «на Телецком озере имеется несколько лодок – человек на 15-30 каждая, принадлежащих купцу Тренихину, ведущему в этой местности торговые операции с инородцами, некоторым торгующим с. Кебезень и проч.

Лодки эти служат для перевоза товаров, который торговцы привозят для инородцев, живущих в этой местности и по речкам Чулышману и Башкаусу, а также для немногих товаров, идущих этим путём в Монголию (путь по р. Кемчик) и оттуда. Всё это товарное движение совершенно ничтожно по своим размерам. Те же лодки служат для провоза различных чиновников, посещающих изредка этот край, миссионеров и проч».

Около половины XVIII в. алтайцы окрестностей Телецкого озера сеяли яровой хлеб и табак.

Хлеба (ячмень, ярица, пшеница) сеяли очень мало из-за недостатка удобных мест. На месте пашни предварительно устраивали на год или на два загон для овец. Удобренные таким способам места обрабатывали под пашню. Прибегают нередко и к подсечной системе.

В облюбованном месте вырубали густой мелкий лес. Срубленный лес лежал три года. При обилии влаги мелкие сучья и трава за это время совершенна истлевали. Кроме того, под кучами хвороста селились кроты, землеройки, цокпры и полевки, разрыхляющие землю.

Землю обрабатывали вручную при помощи андазына и абыла. Чаще всего сеяли ячмень, из поджаренных зерен которого приготовляли столь любимый алтайцами толкан (толокно).

Летом, управившись с пашней, туземцы работали совсем мало. Скот бродил по горам, а мужчины или «сидели» арачку, или лениво бродили от юрты к юрте. Лишь кое-кто работает по сплаву леса в Бийск.

Северные алтайцы, жители лесных районов Прителецкого края, занимались охотой, рыболовством, сбором съедобных растений и орешным промыслам.

Значительным источником дохода жителей черненой тайги от Телецкого озера до Катуни и других мест, покрытых кедровыми лесами (моги агаш), являлись кедровые орехи (кузук).

Наиболее крупным скупщиком ореха в большой черни, прилегающей к Телецкому озеру, из алтайцев был зайсан Михаил Тобоков.

В августе, набив переметные сумы припасами и навьючив их на лошадь верхом, отправляются в кедровники «бить орехи».

Зимою мужчины почти поголовно занимались охотой. Из тяжелых фитильных ружей китайской работы, которые перед выстрелом устанавливались на деревянных подставках, били больше всего белку, медведя и марала. Именно из-за этой добычи охотники, терпя всевозможные лишения, скитались по диким трущобам горных лесов.

Других зверей стреляли лишь попутно. По особенно беспощадно истреблению подвергается марал (благородный олень— Servus cansdensis asiaticus Severz). Охотники не щадили ни самок, ни телят. Слишком ценной была эта добыча: она давала охотнику большой запас мяса, хорошую кожу; но особенно дорого стоили рога.

В сушеном виде рога за большие деньги сбывали в Китай, где из них приготавливали возбуждающие лекарства.

Но немало этих благородных животных гибло без всякой пользы для человека. Зимою во время наста маралов старались поймать живыми для продажи мараловодам. За ними гонялись на лыжах до тех пор, пока животное, выбившись из сил, с исцарапанными в кровь ногами, не застревало где-нибудь в сугробе.

Поймав марала, охотники спутывали ему ноги веревками и волоком, через пни и колоды, по крутым каменистым склонам, тащили туда, где заранее были приготовлены дровни. От такого варварского обращения половина всех пойманных маралов умирала.

Но незавидна судьба была и тех маралов, которым удалось скрыться от охотников. Избавившись от погони, разгоряченные животные с жадностью глотали снег и гибли от простуды...

Держали коров, овец и коз предпочитали разводить лошадей. Скот и зимою большею частью ходил на подножном корму, так как обычно снегу бывает немного, да, кроме того, он со склонов легко сдувался ветром..

Жилища

Г.П. Гельмерсен написал о том, что были различия между обитателями северной и южной частей озера. Южное население жило полукочевым бытом, а северное предпочитало оседлый образ жизни. Чем севернее, тем больше была склонность к оседлости. Гельмерсен объяснил это финским компонентом у населения. Жители поразили его схожестью в облике, одежде, питании, и, особенно, постройке деревянных домов с финнами.

Откуда такая склонность к финнам?...

Русские жили в избах обычного вида. Алтайцы ютились летом в конусообразных юртах, крытых лиственничной корой, и в бревенчатых шестиугольных юртах без окон («летник»): но на зиму алтайцы переселялись в такие же бревенчатые шестигранные юрты с окнами, однако, без печей, а с очагом посредине («зимник»).

Такого рода жилища уже представляли как бы переход к русский избе. Но упорно держались старинные навыки и обычаи, и алтаец, лишённый простора, необходимого для кочевания, все же по привычке, с наступлением весны кочевал из «зимника» в «летник» и обратно.

Верещагин Виктор Иванович писал о том, что жили алтайцы в ужасающей грязи. «Одежда не только никогда ни моется, но большей частью и не снимается вплоть до того момента, когда она, наконец, истлеет на теле. Посуды никогда не моют: иначе «счастья не будет, скот будет неблагополучен». От пребывания и дымных юртах у многих болят глаза. От вечной грязи распространены накожные болезни. Сифилитики встречаются нередко. Нам не раз приходилось видеть также больных с огромным зобом».

Обычаи, язык

По сообщению Ядринцева Н.М. алтайцы, жившие на Телецком озере и его окрестностях, исчисляли время года по лунным месяцам.

Прибывающий месяц они называют айдынг йäнгызы (новизна месяца), а убывающий — айдынг аскизи (старость месяца), полнолуние — айдынг толоны (полнота месяца), день перед полнолунием — айдынг кызыл толоны (красная полнота месяца), день после полнолуния — айдынг кара толоны (черная полнота месяца), новолуние — айдынг учулар аскизи (затухающая старость месяца).

Год делился на тринадцать месяцев.

Отмечалось, что все жители озера говорят на тюркском языке с некоторой примесью монгольских слов. Южным наречием говорили: калмыки, телеуты и черневые татары, кочующие близ Телецкого озера и тяготеющие всем своим бытом к калмыкам.

Питание

Питались алтайцы плохо. Живя на берегу озера с колоссальными запасами рыбы, они рыбой почти не пользовались. Ни у кого не было ни сетей, ни неводов. Даже с таким не хитрым способом рыбной ловли, как уженье, известным, кажется, еще человеку каменного века, телецкий алтаец познакомился менее ста лет тому назад.

Для приготовления самого любимого продукта алтайцев – талкана – ячмень высушивали и толкли в ступе. Шелуху удаляли отвеиванием. Наконец, зерна растирались в муку на ручных каменных жерновах (басмак). Талкан засыпали в горячее молоко, чай, а то и просто в кипятили, сдабривая салом.

Из зерен пшеницы и ярицы приготавливали муку, растирая их на басмаке. Муку замешивали на воде; делали из теста лепешки и пекли их на горячей золе.

Но главную пищу телецкого туземца, как и всюду на Алтае, все-таки составляли молочные продукты.

Припасы на зиму заготавливались летом. Коровье молоко кипятили, остужали. Затем сливали в мех, сшитый из коровьей кожи, в котором молоко подвергалось брожению.

Когда скисшее молоко устоялось, взбалтывали мешалкой. Наверх поднимались маслянистые части. Их снимали рукой и делали из них лепешки— «курут». После этого скисшееся молоко (чигень) заливали в котел, закрывали деревянной крышкой и наглухо замазывали глиной. В крышку вставляли одну или две дугообразные трубки и опускали их свободные концы в кувшин. Котел сильно нагревали. Подымающиеся пары сгущались в трубках в жидкость, стекающую в кувшин.

Жидкость—любимый алтайский напиток—арачка. Стекающее по трубкам вино винокур постоянно пробовал таткугуром (деревянная палка с берестяным черпачком на конце). Когда арачка была готова, оставшийся в котле творог сливался в холщовый мешок, подвешенный на палке. К утру сыворотка стекала. Тогда творог высыпали на кожу, разбивали волосяной щеткой, сушили. Из него приготавливали сырчики (аарчи).

Отправляясь на охоту зимою, охотники клали сырчики в сухой бычий пузырь, заливали маслом, потом замораживали. Мясо для зимней охоты заготавливали так: в бычий пузырь клали мелко искрошенное мясо, взятое от всех частей скотины, я замораживали. Когда надо обрубали кусок, клали в котел, подсыпали крупы и варили, но обычно не доваривали. Кровь тоже шла впрок: ее наливали в кишку; завязывали; затем эти колбасы варили.

Кроме молочных продуктов заготавливали на зиму клубни кандыка и луковицы сараны. Их сушили и перед употреблением варили на молоке, приготовленную, таким образом, из них род каши.

Вообще телёс крайне был неприхотлив и довольствовался малым: чай, заправленный талканом и молоком с примесью сала,—его обычная пища; да была бы арачка, да табак,—и довольно. Курили и пили арачку все: и мужчины, и женщины. Когда собирались пить арачку, то предварительно совершают кропление хозяину земли и воды. Для этого обмакивали пальцы в напиток и брызгали по направлению в дверям юрты.

Одежда

Ядринцев Николай Михайлович писал о том, что с юга происходило на алтайцев китайское влияние, с севера, напротив, русское. Около Телецкого озера были видны китайские и монгольские шапки, трубка и ружье были занесены китайцами; у этих алтайцев встречаются также китайские ткани. Северные алтайцы большею частью были совершенно обрусевшими.

Вербицкий Василий Иванович отметил, что «вместо шапок близ Телецкого озера изредка встречается род кокошника с широко-разведенными концами».

(Вернуться к основной статье Телецкое озеро)

Статья подготовлена Е.Гавриловым, 13 октября 2015 года. Ссылка на сайт обязательна!